Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российско- американские отношения.
США как глобальный лидер. Новая Концепция внешней политики РФ (2008г.) указывает на важность развития равноправных партнерских отношений между двумя странами. Это обусловлено тем, что: - США по-прежнему обладают огромным потенциалом, с которым не может сравниться ни один центр силы; - они сохраняют «ключевое влияние на состояние глобальной стратегической стабильности и международной обстановки в целом» (Концепция внешней политики Российской Федерации 2008г.). США остаются единственной сверхдержавой, сохраняют свои преимущества в развитии передовой экономики, научно-технического прогресса. ВВП этой страны равен 14 трлн. долл., наукоемкая продукция составляет 30% американского экспорта, расходы на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) составляют свыше 300 млрд. долл. (44% расходов на науку в развитых страна). 2/3 мировых валютно-обменных операций и 50% мировой торговли проводится (осуществляется) в долларах. Американская система предпринимательства и корпоративного управления считается самой эффективной. Производительность труда – самая высокая в мире. Главное богатство – человеческий капитал, 77% национального богатства создается человеком. Средняя продолжительность жизни американского гражданина составляет 77, 8 лет. Средняя почасовая зарплата – 13, 24 долл., минимальная – 5, 15 долл. (120% прожиточного минимума). Образование, здравоохранение платное, но доступное, то и другое – одно из лучших в мире. США справедливо считаются главным виновником нынешнего мирового экономического кризиса. При этом кризис серьезно ударил по американской экономике, финансовой системе. Внутренний и внешний долги почти сравнялись с ВВП, дефицит государственного бюджета составил 1, 5 трлн. долл., выросли безработица, задолженность по кредитам, произошло банкротство крупных банков, компаний и т.п. В этих условиях администрацией Б.Обамы была разработана антикризисная программа, которая предусматривает: - выделить 113 млрд. долл. налогоплательщикам в качестве возвращения им части выплаченных налогов для стимуляции спроса (граждане получат чеки на 300-600 долл.); - направить 700 млрд. долл. государственных инвестиций получат финансовые институты страны; - направить 787 млрд. долл. будет на государственное стимулирование экономики, налоговые льготы, инвестиционные проекты, создания новых рабочих мест и т.п.; - осуществить национализацию некоторых банков, увеличить долю государства в акционерном капитале крупных компаний и т.п. Несмотря на экономический кризис, продолжается модернизация американских вооруженных сил, наращивание военной мощи страны. Военные расходы США составляют 45 % мировых военных расходов. Быстрыми темпами идет процесс перевооружения армии и флота новыми типами высокотехнологичного оружия, создаются ударные информационные системы оружия, не исключается возможность использования космоса в военных целях. Американские войска находятся в 125 странах мира. США реализуют проект создания национальной ПРО. Обладая таким потенциалом, США, однако, не справились с ролью мирового лидера, взявшего на себя обеспечение мирового порядка, мира и стабильности. Новая администрация США заявляет, что одна держава не может справиться с проблемами глобального управления миром. Известный политик и ученый Збигнев Бжезинский в своей последней работе «Еще один шанс»(2007г.) пишет: «Как Америка руководила? Если ответить кратко, то - плохо…15 лет спустя после своей коронации в глобального лидера Америка становится одинокой, внушающей страх демократией в политически враждебном ей мире» (с.180). Критическое отношение к американской политике в мире усилилось во всех странах, в том числе и в самих США. Руководителям страны предстоит серьезно переосмыслить уроки прошлых лет, отказаться от авторитарно-репрессивных методов своей мировой политики, игнорирования международного права, принципов Устава ООН, больше учитывать интересы других государств. США не отказываются от роли мирового лидера, но им предстоит серьезно обновить свою стратегию и методы глобальной политики. Проблемы российско – американских отношений. Сегодня Россия окончательно избавилась от иллюзий 1990-х годов о возможности дружественных, союзнических отношений с США. Как и в отношениях с Европой, РФ намерена утвердиться в статусе великой евразийской державы, оказывающей влияние на мировую политику. Мы готовы сотрудничать с США на условиях равноправного партнерства в развитии двусторонних отношений и в решении глобальных проблем. Россия признает американское лидерство в мире, но категорически возражает против нарушения норм международного права, навязывания миру американских ценностей, игнорирования роли ООН, использования военной силы без санкции СБ ООН. США, на наш взгляд, не заинтересованы в превращении РФ в сильную самостоятельную державу. Они сохраняют по отношению к России тактику избирательного сотрудничества, «селективного взаимодействия» по проблемам, в которых заинтересованы США. В то же время американцы понимают, что Россия выходит из кризиса первоначального этапа своего существования, становится более самостоятельной и сильной. Хотя это им не нравится, но с этим приходится считаться. Элита США понимает, что прежний диктат по отношению к России в настоящее время нереален. Без сотрудничества с РФ невозможно решить многие глобальные проблемы мирового развития. Важнейшим направлением российско – американских отношений остается сотрудничество в сфере безопасности. Обе страны продолжают взаимодействовать в решении глобальных проблем. Назовем некоторые из них: - нераспространение ОМУ, участие в переговорном процессе по ядерным проблемам КНДР и Ирана; - урегулирование арабо- израильского конфликта; - борьба с международным терроризмом; -стабилизация ситуации в Афганистане. Россия разрешила полеты через свою территорию самолетам стран НАТО с невоенными, а затем и с военными грузами. В двусторонних отношениях главным направлением сотрудничества остается сокращение ядерного и химического оружия. В 2009 году истекает срок действия Договора СНВ-1. Реализация договора привела к уничтожению более 7 тысяч ядерных зарядов каждой стороной и большого числа их носителей. Число ядерных зарядов к концу действия договора составит у России -4100, у США- 5900, число носителей соответственно 850 и 1200. До 2012 года действует подписанный в 2002 году Договор СНП, предусматривающий сокращение ядерных зарядов до 1700-2200. Этот договор не предусматривает сокращение носителей ядерного оружия и системы контроля за уничтожением ядерных зарядов, в отличие от Договора СНВ-1. Руководители России и США договорились заключить к концу 2009 года новый договор о сокращении ядерных потенциалов. Подтверждение этих договоренностей прозвучало в ходе двусторонней встречи в рамках саммита ООН в декабре 2009 г. в Копенгагене. Россия предлагает сократить ядерные заряды и носители, сохранить систему контроля за их ликвидацией. США хотят ограничиться только сокращением числа ядерных зарядов. Это увеличит существующий уже сейчас дисбаланс ядерных потенциалов в пользу Америки. Обе страны реализуют программы ликвидации химического оружия. Американцы оказали финансовую помощь в строительстве предприятия по уничтожению химического оружия в поселке Щучье Курганской области. Экономическое сотрудничество. Огромный экономический и научно-технологический потенциал США мог бы стать основой сотрудничества в модернизации российской экономики, создания современных наукоемких, инновационных отраслей. Но Америка не заинтересована в этом. Американский капитал отпугивают также коррупция, бюрократическое, неэффективное управление, организованная преступность. Сохранялись прежние направления и объемы экономических отношений: энергетика, сборочные автомобильные предприятия, авиация, аэрокосмическая, химическая, медицинская промышленность, электронные коммуникации. Объем американских инвестиций в российскую экономику составляет 16 млрд. долл. Россия размещает в американских банках 25% своего стабилизационного фонда и золотовалютных ресурсов. Товарооборот между двумя странами остается очень низким. Доля России в американском товарообороте в 2008 году составила 0, 8%, доля США в российском товарообороте – 2, 8%. Сохраняется его прежняя структура: закупаем в основном, технику, самолеты, автомобильную продукцию, продовольствие. Ввозим энергоресурсы (25%), черные и цветные металлы (25% и 26%), удобрения (8%). Торговля услугами росла более высокими темпами с обеих сторон: транспорт, туризм, деловые поездки, консалтинг и др. Усиление позиций России в мировой энергетике вызывает негативную реакцию в США. Они утратили господствующие позиции в этой сфере. В 1970-е годы 5 из 7 крупнейших мировых энергетических компаний были американские, в настоящее время в этой семерке нет ни одной компании США. Америка вместе с Европой предпринимает усилия по разработке и транспортировке нефтегазовых продуктов в Каспийском море, Центральной Азии, активизировали геологоразведочные работы на шельфах Северного Ледовитого океана. США отрицательно отнеслись к соглашению России с Ираном и некоторыми арабскими странами о регулировании цен на газ. Возрастание роли России как сильной энергетической державы, растущая зависимость Европы и Азии от поставок российских энергоресурсов используется американскими политиками для обвинения России в «энергетическом шантаже», то есть превращение энергетического фактора в средство политического давления на страны, зависимые от поставок российских энергоресурсов. США так и не отменили поправку Джексона-Вэника, несмотря на обещания Буша отменить ее и поддержать вступление РФ в ВТО. Сотрудничество России и США в экономической, научной, культурной, гуманитарной сферах не соответствует большим возможностям обеих стран. Сохраняются стереотипы недоверия, отчужденности, нередко вражды в менталитете граждан и политиков. Концепция внешней политики РФ 2008 года ставит задачу: «подведение под отношения с США солидного экономического фундамента». Противоречия США-Россия. Грузино- осетинский военный конфликт и вынужденное участие в нем России вызвали резко отрицательную реакцию в США. Главным виновником события была объявлена Россия, Грузия получила всестороннюю поддержку администрации Буша. В ответ на события в августе 2008 года на Кавказе Буш отозвал из конгресса Договор о сотрудничестве с Россией в области атомной энергетики (подписан в мае 2008г.), который предусматривал создание совместного предприятия, занимающегося проектами в ядерной энергетике, обмен новыми технологиями, создание в России комплекса по переработке ядерных отходов США. Также была заявлено, что НАСА откажется от использования российских космических кораблей для полетов на МКС. Россия выступает за вывод американских военных баз из Центральной Азии, разрешение на которые было дано в связи с операцией против режима Талибан осенью 2001 года. Но американцы не реагируют на призыв России и государств ШОС. Проекты размещения американской ПРО в Чехии и Польше были предметом острых разногласий между двумя странами в последние годы. Решение США не размещать третий позиционный район ПРО в Чехии и Польше свидетельствует о более рациональной политике новой администрации в отношении России. Однако, видимо, полностью США от этой идеи отказываться не намерены. Россия осудила признание Косово суверенным государством европейскими странами и США. Мы выступаем за сохранение территориальной целостности Сербии и считаем, что признание независимости Косово дестабилизирует обстановку на Балканах и создает прецедент признания независимости и других народов, выступающих за создание самостоятельных государств. Россия выступает за вывод войск США и их союзников из Ирака, восстановление единства страны, прекращение гражданской войны между курдами, суннитами и шиитами. США продолжают политику вытеснения России из постсоветского пространства, всячески поддерживают руководство Грузии и Украины, обещают им членство в НАТО, поддерживают антироссийскую политику ГУАМ, оказывают финансовую и политическую поддержку ряду стран СНГ, ослабляя процессы интеграции в нем. Вывод: Российско-американские отношения не претерпели в последние годы существенных изменений. Главной сферой сотрудничества остаются проблемы безопасности, другие направления сотрудничества развиваются недостаточно. В обеих странах существует надежда на улучшение отношений, формирование стратегического равноправного партнерства между РФ и США.
|