Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия и Европа.






Процессы в Европе.

В последние годы в Европе сохраняются прежние тенденции политического и экономического развития, но проявляются и некоторые новые процессы. Это - прежде всего последствия расширения ЕС. В 2009 году исполнилось 5 лет со дня вхождения в Союз 10 новых стран, среди которых прежде всего бывшие социалистические страны Восточной Европы. Сегодня уже можно проанализировать первые результаты этого события. Новые члены ЕС получили возможность поставлять свою продукцию на рынки Западной Европы, участвовать в реализации общих проектов, перешли на европейские стандарты качества продукции, уровня дефицита бюджетов, инфляции, безработицы и т.п. Они участвуют в распределении общего бюджета ЕС и получают средства для повышения уровня экономического и социального развития.

В страны Восточной Европы хлынул поток капиталов из западноевропейских банков. Их доля в общем объеме капиталов в 2008 году составила в среднем по этим странам 75%, в Венгрии- 80%, в Чехии, Словакии и Литве- 100%. Общая сумма кредитов, выданная, например, Латвии на конец 2008 года составила 14, 7 млрд. латов, что почти равно годовому ВВП страны.

Присоединение стран Восточной Европы к ЕС привело к покупке по значительно заниженным ценам многих предприятий западными компаниями, свертыванию прежнего производства и переносу из Западной Европы трудоемких, промежуточных производств («отверточная сборка»). Не выдержала конкуренции и разорилась масса предприятий текстильной, обувной, табачной, бумажной, винодельческой, сельскохозяйственной отраслей экономики. Выросла безработица, разоряются фермеры, мелкие и средние предприниматели.

Модернизация экономики идет очень слабо, современные наукоемкие и инновационные сектора почти не развиваются. Можно сделать вывод о том, что «завышенные ожидания» стран Восточной Европы в отношении размеров помощи западноевропейских стран их развитию не оправдались.

Естественно, что ситуация значительно обострилась в период экономического кризиса. Запрашиваемые странами Восточной Европы суммы на развитие из бюджета ЕС были урезаны в разы. Это вызвало негативную реакцию в «новых» странах ЕС. Борьба за распределением бюджетных средств резко обострилась между всеми членами Союза. Экономический кризис не пощадил и развитые страны Европы. Банкротство крупных банков, знаменитых компаний, массовые увольнения работников, снижение зарплат и пособий, рост кредитной задолженности стали его последствиями.

Большие трудности и противоречия возникли не только в экономической сфере. «Старые» и «новые» члены ЕС по-разному относятся к мировой политике США, сотрудничеству с Россией, проектам создания коллективной безопасности в Европе, к конфликту в Ираке и т.п. Западные ценности не привились в большинстве новых государств ЕС.

Европе не удалось до конца урегулировать ситуацию на Балканах. Большинство стран Европы признало независимость Косово (февраль 2008г.), но Косово, как Босния и Герцеговина, не стали полноценными суверенными государствами. Ими по-прежнему управляют военные, гражданские, полицейские миссии ЕС и НАТО. Сербия не признала независимость Косово, но не предприняла серьезных шагов по противодействию этому акту. Сербия хочет и дальше сохранить помощь ЕС в восстановлении своей разрушенной страны во время американских бомбардировок в 1999 году и ей дано обещание о приеме в ЕС.

По- прежнему, не урегулированы замороженные конфликты в Нагорном Карабахе и Приднестровье, на Кипре, в Грузии.

Важным событием в ЕС и Европе стало заключение Лиссабонского Договора, который должен в известной мере компенсировать провал принятия Конституционного Акта ЕС в 2005 году.

Лиссабонский Договор (октябрь 2007г.) предусматривает:

· Учреждение с 2010 года поста Президента ЕС, избираемого на 2, 5 года.

· Учреждение поста вице- президента (Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности).

· Новый порядок формирования правительства (Комиссии европейских сообществ - КЕС): из представителей 2/3 стран по принципу ротации, которые должны представлять 67% населения ЕС.

· Улучшение работы европейских институтов, их большая прозрачность и эффективность.

· Более четкое разделение функций между наднациональными институтами Союза и суверенными государствами, его членами.

Составной частью Лиссабонского Договора является Хартия основных прав ЕС, которая провозглашает:

- Общее гражданство населения ЕС.

- Демократическое равенство людей, приверженность представительной и общественной демократии.

- Правовые основы иммиграционной политики.

- Правила предоставления убежища для граждан из других стран.

- Механизм координации деятельности в борьбе с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью.

- Сотрудничество в сфере науки, космоса, энергетики и охраны окружающей среды.

Лиссабонский Договор ратифицировали все страны. Трудности с ратификацией были только в Ирландии. На референдуме в мае 2008 года большинство ирландцев не поддержали договор. Повторный референдум осенью 2009 года получил необходимое большинство голосов ирландцев.

Трудности переживают и другие европейские институты ОБСЕ и Совет Европы, в первую очередь. Роль ОБСЕ катастрофически снижается: принципы создания равной, неделимой безопасности, Европы без разделительных линий, как это записано во многих документах, не реализуются. Миротворческие миссии ОБСЕ также не дают ощутимых результатов. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) и другие органы Совета Европы не эффективны; возникло слишком много разногласий при принятии и реализации решений. Эти организации активно используются странами Восточной Европы, Грузией и Украиной для проведения антироссийской политики и усиления европейского влияния на постсоветском пространстве. В то же время они не реагируют на дискриминацию русских в Латвии и Эстонии.

Вывод: Европа переживает большие трудности, связанные с расширением ЕС, с экономическим кризисом. Она не определилась со своим геополитическим статусом, не стала полноценным глобальным центром силы. Единой Европы пока не получилось, нарастают противоречия и разногласия между странами.

Европейская политика России.

Россия проводит в последние годы более самостоятельную, взвешенную политику отстаивания своих национальных интересов на европейском направлении. Основой такой политики стало восстановление экономической самостоятельности РФ, уменьшение финансово-экономической зависимости от Запада. Россия дала понять европейским странам, что ее не устраивает роль «младшего партнера» Европы, она будет стремиться к равноправному и выгодному (эффективному) сотрудничеству, противодействовать попыткам ослабления России, уменьшения ее влияния на постсоветском пространстве.

В связи с этим можно констатировать некоторое охлаждение отношений между РФ и странами Европы. Россия сохраняет тесные экономические и политические отношения с большинством стран Западной Европы, страны же Восточной Европы чаще настроены антироссийски.

Главные противоречия последних лет- это:

- провозглашение независимости Косово, РФ не признала его независимость;

- проекты размещения американской ПРО в Европе;

- затягивание подписания нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией (предыдущее соглашение действовало в 1997- 2007гг.);

- расширение НАТО на восток;

- вытеснение России из постсоветского пространства, создание антироссийских группировок из бывших республик СССР.

Резкое ухудшение отношений с европейскими странами стало результатом участия России в грузино-осетинском конфликте в августе 2008 года. Европа безоговорочно поддержала Грузию и осудила действия России. Признание независимости Южной Осетии и Абхазии вызвало еще большее раздражение, хотя это был прецедент, абсолютно повторивший процесс признания независимости Косово. Правда, год спустя комиссия ЕС по изучению грузинско-осетинского военного столкновения была вынуждена признать, что нападение на Цхинвал совершила Грузия. Позиция ряда стран в отношении РФ смягчилась, хотя обвинения России в неоправданно мощном военном участии сохранились.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал