Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Россия и Азия.
Изменения в Азии. Прошедшие годы подтвердили усиление роли азиатского континента в глобальной политике. Набирают силу и влияние великие азиатские державы Китай, Индия и Япония. Возрастает экономическая и политическая роль Азиатско- Тихоокеанского региона. Энергичнее отстаивают свои позиции в экономике и политике мусульманские страны. Мировой экономический кризис подтвердил смещение баланса сил с Запада на Восток. В отличие от предыдущего кризиса 1997- 1998 гг., азиатские страны пострадали в 2008 -2009 гг. в меньшей степени, а Китай, Индия и ряд других стран сохранили высокие темпы роста экономики. Доверие к доллару значительно подорвано, страны освобождаются от долларовых активов, вновь поднимается вопрос о создании азиатской региональной валюты. Центральная Азия превращается в важный самостоятельный фактор мировой политики и экономики, т.к. этому способствует ряд факторов: · обладает огромными запасами углеводородного сырья, других полезных ископаемых: урана, никеля, вольфрама, меди, свинца, золота, серебра; · является перспективным транспортным коридором, соединяющим Азию и Европу; · большая Центральная Азия (кроме центрально- азиатских республик) объединяет Пакистан, Афганистан, Иран является зоной повышенной нестабильности, источником глобальных угроз: международный терроризм, экстремизм, наркоторговля, распространение ОМУ. В 2007 году состоялось открытие Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (РЦПД). Его цель – содействие странам региона в разрешении мирными средствами конфликтов, идентификация угроз и принятие мер по их предотвращению. РЦПД сотрудничает с другими международными организациями в решении этих проблем: ОБСЕ, НАТО, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС. ЕС в 2007г. принял «Стратегию ЕС по сотрудничеству с Центральной Азией» до 2013 года, предусматривающую содействие странам в укреплении демократии, охране границ, обеспечению безопасности, сокращении преступности, наркоторговли. Помощь этим странам определена в объеме 750 млн. евро. США также имеют региональную структуру «Партнерство по сотрудничеству развития Большой Центральной Азии» (ПБЦА). Америка стремится усилить свое влияние в регионе, использовать природные ресурсы, стабилизировать ситуацию в Афганистане и Пакистане, ослабить влияние России и Китая в регионе. По-прежнему остро стоят вопросы азиатской и глобальной безопасности. За последние годы не удалось справиться ни с одной проблемой, среди них: - рост активности действий террористических, экстремистских организаций; - идет процесс наращивания ядерных потенциалов Индии и Пакистана, не решены до конца проблемы с ядерными программами КНДР и Ирана. Израиль, Индию, Пакистан не удалось убедить подписать ДНЯО; - объемы выращивания, изготовления и торговли наркотиков в Афганистане выросли в несколько раз; - не урегулированы военные конфликты, а обострение арабо-израильского конфликта свело на нет все прежние договоренности по его урегулированию; - ситуация в Ираке и особенно в Афганистане значительно ухудшилась. В АТР разворачивается американская стратегическая и тактическая система, способная уничтожить любые виды баллистических ракет. Уже создано 9 таких комплексов. Региональный центр Глобального управления ими находится на Гавайских островах. Если к этому добавить ухудшение окружающей среды (главные загрязнители Китай и Индия), возросшее число природных катастроф, эпидемии, голод, нехватку воды, увеличение нищеты, то становится понятно, что мировой порядок, мир и стабильность на земле в большой степени будет определяться ситуацией в Азии. Азиатская политика России. Россия значительно активизировала свою азиатскую политику, стремясь сбалансировать ее с европейским вектором внешней политики страны. В последние годы более интенсивно развивались все ее основные направления: политические отношения, экономическое сотрудничество, взаимодействие в обеспечение безопасности, гуманитарные, культурные связи и т.п. Главная стратегическая задача России использовать все возможности сотрудничества для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, для создания единого экономического и геополитического пространства России. В последние годы реализуются 20 федеральных целевых программ (ФЦП) развития этих регионов. Совместно с азиатскими странами строится нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан, в октябре 2009 года построена его первая очередь. Идет процесс модернизации старых и создания новых транспортных коммуникаций: железнодорожных, автомобильных, авиационных, морских, нефте-газопроводов. Идет интенсивное строительство гидроэлектростанций и АЭС. В то же время задача более интенсивного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, усиление интеграционных связей между ними и европейской частью России реализуется недостаточными темпами. Экономика Дальнего Востока связана с общероссийской лишь на 4%, 75% товаров и услуг региона ориентировано на внешний рынок. ФЦП развития плохо скоординированы, недостаточно финансируются, неэффективно используются средства и т.п. Последняя программа развития Дальнего Востока и Забайкалья (2007г.) рассчитана на выполнение в 2013 году, объем кредитования 566 млрд. рублей. Часть этих средств пойдет на сооружении инфраструктуры для проведения на Дальнем Востоке саммита АТЭС в 2012 году. В регионе большое недовольство вызвало решение правительства увеличить таможенные пошлины на ввоз в Россию подержанных автомобилей. Продолжается отток населения из региона. Потребность в рабочей силе около 3 млн. человек (все население Дальнего Востока чуть более 3 млн.). Центральная Азия остается важнейшим регионом стратегических интересов России: мы связаны историей, культурой, общностью интересов. 4 центральноазиатские республики состоят в СНГ, в ОДКБ, вместе с Россией создали интеграционное сообщество ЕврАзЭС. В рамках ЕврАзЭС создан Евразийский банк развития (доля России в уставном капитале 1 млрд. долл., Казахстана – 0, 5 млрд.) Важнейшее направление сотрудничества – энергетика. Реализуется проект строительства Прикаспийского газопровода, способного пропускать 20 млрд. куб. м. газа в год с участием России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана. Газопровод будет построен в 2012 году. Россия участвует в строительстве гидростанций в Киргизии и Таджикистане. В октябре 2009г. запущена первая очередь Сангтудинской ГЭС в Таджикистане. Мы принимаем участие в создании единой энергетической системы ЕврАзЭС, в модернизации предприятий энергетики, в проведении новых трубопроводов в Китай и страны Центральной Азии. Россия и Казахстан совместно осваивают нефтяные месторождения Северного Каспия. Казахстанская нефть будет использована в строящемся нефтепроводе Бургос-Александропулос (Болгария и Греция). Россия и Казахстан сотрудничают в исследовании и освоении космоса. Для этих целей используется космодром Байконур и строится совместный российско-казахстанский ракетно-космический комплекс «Байтерекс». Интенсивно развиваются торговые отношения. В 2008 году товарооборот России с Казахстаном составил 19, 7 млрд. долл., с Узбекистаном- 4 млрд., с Киргизией – 1, 8 млрд., Таджикистаном- 1 млрд., с Туркменией- 910 млн. долл. (без учета поставок газа). «Для России особое значение будет иметь укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества» – говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Главным направлением деятельности ШОС остается обеспечение стабильности и безопасности в центрально-азиатском регионе. Принята Программа сотрудничества стран организации по борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом на период 2010-2012гг. Работает антитеррористический центр, взаимодействующий с антитеррористической структурой ОДКБ. Регулярно проводятся военно-штабные учения. В рамках ШОС реализуется соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований организации. Основной источник угроз – Афганистан. В марте 2009г. в Москве прошла конференция ШОС, на которой присутствовал генсек ООН Пан Ги Мун, представители НАТО, ОБСЕ. Участники конференции констатировали ухудшение ситуации в Афганистане и высказались за усиление взаимодействия ШОС и других международных организаций в укреплении стабильности в Афганистане и всем регионе. Страны Центральной Азии предложили использовать узбекскую и таджикскую диаспору в Афганистане для налаживания межафганского диалога, прекращения военных действий и восстановления единства страны. Россия объявила о списании афганского долга на сумму 10 млрд. долл., наша страна оказывает правительству Афганистана помощь в восстановлении разрушенных предприятий, коммуникаций, школ и больниц. ШОС неоднократно ставила вопрос о ликвидации американских военных баз из стран Центр. Азии и заявляла о том, что страны региона в состоянии обеспечить свою безопасность собственными силами. В последние годы более интенсивно стало развиваться экономическое сотрудничество государств ШОС, на чем упорно настаивал Китай. Россия не всегда поддерживала КНР, так как она сотрудничает со странами региона в рамках ЕврАзЭС. Китай очень заинтересован в доступе к ресурсам Центральной Азии и добился за последние годы больших успехов в развитии двустороннего сотрудничества. Саммит ШОС в Пекине в октябре 2009 года принял ряд соглашений о сотрудничестве в экономике. Были утверждены совместные проекты в энергетике, транспорте и других сферах на сумму 6 млрд. долл. Саммит высказался за формирование единой энергетической системы ШОС. Россия и Казахстан уже реализуют этот проект. Больше внимания будет уделяться реализации природоохранных задач. Саммит высказался за переход во взаимных расчетах на национальные валюты. Также создается университет ШОС, который будет готовить кадры по 5 специальностям: регионоведение, информационные технологии, экология, нанотехнологии и энергетика. Во всех странах ШОС будут проведены конкурсы среди вузов, которые будут готовить специалистов для ведомств и компаний, работающих в странах ШОС. В России такие кадры будут готовить 16 университетов. Обязательное условие обучения – изучение русского и китайского языков. Российско-китайские отношения имеют положительную динамику развития в последние годы. Сложился постоянный механизм сотрудничества на всех уровнях. Активно развивались экономическое, политическое сотрудничество, совместное участие в решении проблем преодоления мирового экономического кризиса. По большинству проблем глобальной политики РФ и КНР имеют совпадающие или близкие позиции. Во время визита президента РФ Д.А.Медведева в Китай в октябре 2009 года были заключены соглашения о реализации совместных проектов в энергетике, транспортной сфере и др. на сумму 3, 5 млрд. долл., согласованы цены на поставку российского газа в Китай. В 2007 году китайский экспорт в Россию увеличился на 80%, торговое сальдо стало отрицательным для нашей страны. Китайский рынок потерян для российской машиностроительной продукции. Если в конце 1990-х годов доля машин составляла 25% в нашем экспорте, то теперь сократилась до 1, 5%. Экспорт сырья в 1990-е годы составлял 5%, то сейчас -75%. Это, прежде всего, энергоресурсы и лес. Китайский экспорт в Россию состоит из готовых изделий. Сохраняются прежние противоречия: ввоз в нашу страну в больших объемах контрафактной продукции, браконьерство на Дальнем Востоке, незаконная миграция. Усиливаются противоречия, борьба за влияние на страны Центральной Азии. Китай вкладывает большие средства в реализацию совместных проектов в нефтяной и газовой промышленности, в развитие транспортной инфраструктуры, нефтяных и газовых трубопроводов из Центральной Азии в КНР. В ШОС также ощущается конкуренция между двумя державами за лидерство в организации. Отношения с другими азиатскими странами не претерпели существенных изменений, развивались более активно экономические и торговые отношения, политические контакты, остались и прежние проблемы: незавершенность переговоров по иранской и северо-корейской атомным программам, территориальные претензии Японии по поводу Курильских островов, поддержка мусульманскими странами боевиков и террористов на Кавказе и т.п. Вывод: Азиатская политика России нацелена на большую сбалансированность с европейской, создание единого геополитического пространства сибирской и европейской территории страны. России целесообразно разработать стратегию ускоренного развития Дальнего Востока и Сибири, развивать более интенсивно отношения со всеми странами Азии в экономике, энергетике, в сфере коммуникаций, науки и новых технологий, создать благоприятные условия привлечения инвестиций из стран Азии для модернизации сибирских регионов России. Наша страна может более активно участвовать в решении проблем азиатской безопасности.
|