![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы безопасности.
«Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание по-настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона от Ванкувера до Владивостока» - утверждает Концепция внешней политики РФ (2008г.). На этом направлении России не удалось в последние годы достичь каких-либо положительных результатов. Продолжается процесс расширения НАТО. В 2009г. членами организации стали Албания и Хорватия, принято решение о приеме Боснии и Герцеговины, Черногории. Альянс отложил планируемый прием в блок Грузии и Украины, но это нельзя оценивать, как уступку России. США по-прежнему поддерживают намерение руководителей этих стран вступить в НАТО. Франция вернулась в военную организацию НАТО, из которой вышла в 1966 году. Этот шаг можно объяснить стремлением Франции усилить свою роль в Европе, получить возможность сдерживать ФРГ, влиять на использование военной силы блока для реализации глобальной политики США. Участие России в грузино-осетинском конфликте привело практически к прекращению работы Совета Россия-НАТО с августа 2008г. до осени 2009 года. Сейчас эти отношения возобновляются, хотя большинство стран организации считает главным виновником конфликта Россию. В последние годы РФ более решительно выступает против расширения НАТО. Ряд стран Европы – ФРГ, Франция, Испания, Италия тоже выступают против дальнейшего расширения альянса. Несмотря на многократные заверения руководства блока, что он не является угрозой для России, соотношение сил говорит о растущем превосходстве военной мощи НАТО. До расширения у НАТО было 15 дивизий, 20 армейских корпусов, 100 бригад (1, 5 млн. человек личного состава), 4, 4 тыс. самолетов, 2 тысячи боевых вертолетов, 500 боевых кораблей, 14 тыс. танков, 23 тыс. орудий. В 1999г. (после приема Польши, Чехии и Венгрии) прибавилось 5 дивизий, 10 бригад (ок. 200 тыс. человек), 500 самолетов, 500 вертолетов, 50 кораблей, 3, 5 тыс. танков, 5, 5 тыс. орудий. В 2004г. (вступили 7 стран) прибавилось 45 бригад (300 тыс. человек), 500 самолетов, 4, 5 тыс. танков и др. Россия не может не реагировать на такое усиление военного блока, приблизившегося на 600-700 км к российским границам. Она рассматривает это как потенциальную угрозу российской безопасности. НАТО по-прежнему берет на себя осуществление международных функций (в нарушении ст. 5 своего устава). Военная операция альянса в Афганистане не привела к стабилизации в стране. В последние годы талибы значительно активизировались, увеличилось число нападений на военные базы стран НАТО, теракты против мирного населения и власти. В стане союзников США растет желание вывести свои контингенты из страны. Американцы вынуждены увеличивать свой собственный контингент военных. Обстановка в Афганистане дестабилизирует ситуацию в Пакистане и в Центральной Азии. К этому надо добавить возросшее в разы производство наркотиков и объемы их поставок в Россию, Европу и Азию. Другая важная проблема в сфере европейской безопасности – реализация Договора о сокращении обычных вооружений (ДОВСЕ). Адаптированный вариант договора (1999г.) подписали на сегодняшний день только РФ, Белоруссия, Казахстан и Украина. Страны НАТО для ратификации договора требуют, чтобы Россия вывела свои военные базы из Грузии и Молдавии. В договоре таких условий нет. В 2008г. российские базы из Грузии были выведены, в Приднестровье остались в основном склады с оружием. Выше приводились факты, показывающие не сокращение, как это предусматривает ДОВСЕ, а наращивание странами НАТО обычных вооружений. В ответ на такое отношение европейских стран к договору Россия в декабре 2007 года объявила мораторий на действие ДОВСЕ. Одновременно мы предложили: - адаптировать договор к современным условиям; - реализовать сокращение обычных вооружений на основе прежних цифр или вновь установленных объемов; - прописать четко условия размещения вооруженных сил на территории иностранных государств; - отменить для России фланговые ограничения вооруженных сил на границе с Прибалтийскими республиками и на Кавказе; - Обеспечить присоединение к договору Латвии, Литвы и Эстонии (они не подписывали ДОВСЕ 1990г.). Россия согласна на заключение и нового ДОВСЕ, соответствующего условиям сегодняшнего дня. Третья проблема, вызывавшая серьезную озабоченность России - это проект создания американской ПРО в Чехии и Польше. Наша страна предлагала создать общеевропейскую ПРО с участием России, использование для этого Габалинской и Армавирской РЛС. Предложения РФ были игнорированы. Тогда президент Д.Медведев принял решение о размещении в Калининградской области противоракетных комплексов «Искандер» и других мерах. Администрация Б.Обамы объявила о том, что ПРО не будет размещена в Польше и Чехии, будет реализован другой вариант создания ПРО в Европе. Расширение НАТО, кризис ДОВСЕ, неурегулированные до конца конфликты на Балканах и на Кавказе, несоблюдение принципов создания коллективной безопасности в Европе (равная, неделимая безопасность, «Европа без разделительных линий» и т.п.) говорят о необходимости разработки новой концепции европейской безопасности. Россия предлагает заключить Договор о европейской безопасности, основанной на принципах коллективности, неделимости, равноправия всех стран Европы в деле обеспечения безопасности. Россия не возражает против участия в этой системе США и Канады. Механизм создания коллективной безопасности в Европе не ясен. ОБСЕ едва ли справится с этой задачей. Свои планы общей оборонной политики имеет ЕС. Большинство стран Европы возлагают надежды на обеспечение безопасности на НАТО. Но в блок не входит Россия и другие страны Европы. В Римской декларации, принятой в 2002 году РФ и НАТО, говорилось о главной цели сотрудничества: «Строить совместно прочный и всеобъемлющий мир в евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основанной на сотрудничестве и принципе неделимости безопасности всех государств евроатлантического сообщества». Очевидно, что процесс расширения альянса без учета интересов России нарушает эти принципы и цели. Первым реальным шагом к созданию коллективной безопасности в Европе мог бы стать Договор между РФ и НАТО, который определил бы основные принципы и направления сотрудничества двух сторон в обеспечении безопасности, предусмотрел неразмещение ядерного оружия и военных баз в прибалтийских и в других постсоветских республиках, процесс сокращения обычных вооружений в Европе, правила использования военной силы, совместное урегулирование военных конфликтов и т.п.
|