Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная Записка. Федеральное государственное автономное образовательное учреждениеСтр 1 из 10Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УТВЕРЖДАЮ декан исторического факультета
______________
" _____" __________________200__ г.
Учебно-методический комплекс (УМК) учебного курса Диссидентское и правозащитное движение в Советской России (60 – нач. 80-х гг. ХХ в.)»
Направление подготовки 030600 - «История»
Профиль подготовки ________________
Квалификация (степень) выпускника Специалист
Форма обучения Очная
Ростов-на-Дону 2011 г.
Автор К.и.н., доц. Лакизо Л.И. Рецензент (ы) д.и.н., профессор Дружба О.В. (ДГТУ)_____
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры исторической политологии исторического факультета ЮФУ, от 26 мая 2011 года, протокол № ___11___. Одобрен УМС (УМК) исторического факультета ЮФУ, от 29 февраля 2012 года, протокол № 6. Утвержден Ученым советом исторического факультета ЮФУ, от 2 марта 2012 года, протокол № 7.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Сделали гениально простую вещь- в несвободной стране стали вести себя как свободные люди и тем самым менять моральную атмосферу и управляющую страной традицию» (Андрей Амальрик).
Курс «Диссидентское и правозащитное движение в Советской России (60 – нач. 80-х)» разработан в качестве спецкурса для студентов исторического факультета, специализирующихся по исторической политологии. Он направлен в первую очередь на расширение и углубление изучения базового курса: история общественных движений и политических партий России, а именно – одного из наиболее сложных в теоретико-методологическом плане периода его – послевоенного (конец 40-х – середина 80-х гг). Длительное время в восприятии советского общества периода т.н. «зрелого социализма» господствовал методологический стереотип, согласно которому в обществе не было и не могло быть общественного сознания, общественных настроений, отличных от официальных; а также альтернативных официальным общественных структур. Это было серьезное заблуждение. Теперь мы понимаем, что одной из характерных черт политической жизни страны в указанные годы можно считать усиливавшееся противостояние между правящим режимом и общественными силами, противившимися консервативному повороту с конца 60-х годов ХХ в. Данный процесс проходил вне рамок официальных политических и общественных учреждений и порождал различной направленности неформальные движения. Наиболее значительным, аккумулировавшем в себя весь советский неформалитет вплоть до середины 80-х годов, стало диссидентское движение. Диссидентское движение – одно из недостаточно изученных явлений политической истории советской эпохи. Характер и динамика его очень сложны. Затрудняет уяснение его сути то обстоятельство, что оно не подвергалось сколько-нибудь объективному анализу в период своего возникновения и саморазвития. В официальной прессе тех лет диссиденты – «отщепенцы», «клеветники», «тунеядцы», «антисоветчики» и т.д. В обществе они были практически в изоляции. Обыденное сознание советских людей вцелом принимало официальную версию событий, в лучшем случае проявляло к ним полное равнодушие. Лишь с конца 80-х годов проблема диссидентов и правозащитников в контексте общей темы жертв советского тоталитаризма стала одной из самых актуальных. Впервые свободно издавались мемуары, произведения, альманахи, обращения, коллективные и индивидуальные письма и пр. диссидентов; собирались архивы: личные, архивы Самиздата, в том числе самые крупные были переданы в начале 90-х годов в Россию из заграницы;, архивы КГБ и др. Однако более чем 10-летние попытки научного осмысления данного явления отечественной политической истории пока еще не дали сколько-нибудь обоснованной, единой концепции его сущности и роли в судьбе нашей страны. Разброс мнений и версий на этот счет очень широк: от полного отрицания общественно-политического и тем более оппозиционного характера диссидентского движения до признания такового, а также – реальных диссидентских альтернатив политической модернизации советского строя и, наконец, до обвинения диссидентства в разрушении этого строя («Диссидентская закваска антисоветского проекта» - С. Кара- Мурза) и т.д. Так кем же и чем было в действительности диссидентство и правозащитное движение в палитре общественно-политических процессов 60-х- нач. 80-х годов? Какое воздействие они оказали на нравственно-психологическую и морально-ценностную переориентацию советских людей, оказавшихся готовыми к крутым переменам в жизни? Каково содержание и степень реалистичности их проектов социально-политических преобразований в стране? На какие теоретические концепции социального прогресса они опирались? И, наконец, почему сегодня имеет место возрождение и диссидентства, и правозащиты как независимых, самодеятельных, общественных движений? Эти и другие вопросы, отражающие сущностные стороны данного явления, являются предметом спецкурса. Главной учебной задачей спецкурса является усвоение студентами истоков, характера, идейно-нравственных установок, эволюции и политической судьбы диссидентского и правозащитного движения. Учебно-методический комплекс включает: учебно-тематический план спецкурса с расчасовкой и программу, материал которой распределен по разделам (проблемным модулям) и снабжен перечнем источников и литературы, а также темами рефератов и вопросами для самоконтроля по каждому проблемному модулю. Следующая часть комплекса представлена перечнем учебной литературы и вопросами к зачету. Дополнительным материалом комплекса являются курсы лекций, опубликованные в учебных пособиях: 1. Лакизо Л.И. Диссидентское и правозащитное движение в Советской России (60-е – нач. 80-х гг.): Политические партии России в контексте ее истории. Под ред. Проф. Смагиной С.М., второе издание доп. Ростов-на-Дону, 1998 г.. Глава 8; 2. Лакизо Л.И. Диссидентский вызов: Российский политический процесс 20 – нач. 21 вв.: власть, партии, оппозиция / под ред. С.М.Смагиной. Ростов-на-Дону: изд. РГУ, 2006 г. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: · законы развития общества и мышления и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; · историческую обусловленность современных общественных и общественно – политических процессов; · основные понятия и термины, используемые в историко-политологической науке и основные этапы и особенности общественно-политического процесса в России; · формы, содержание и результаты цивилизационного взаимодействия общественно-политических процессов России с другими странами мира; · содержание и специфику формирования многопартийной системы в России; · Основные субъекты публичной политики в современной России; · Тенденции трансформации (и их обусловленность) политического режима и демократического транзита в современной России.
Уметь: · анализировать и оценивать общественно-политические события и процессы; · читать и понимать научные работы и источники по общественно-политической истории России; · выделять основные проблемы и этапы политического развития России; · сравнивать формы и содержание общецивилизационных процессов в России и в других странах, в частности – партогенез; · логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; · формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, программы и концепции политических партий; · устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых общественно-политических процессов; · Самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах политики, четко формировать свои социальные и политические интересы; · занимать активную гражданскую позицию;
Владеть: · культурой мышления, в том числе политического мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения; · навыками целостного подхода к анализу проблем общества и власти на различных этапах исторического развития России; · навыками определения собственной позиции по отношению к явлениям современной общественно-политической жизни, исходя из их исторической обусловленности; · навыками извлечения необходимой информации из исторических источников и литературы; · навыками самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; · навыками историко-политологического анализа при критическом восприятии получаемой информации; · навыками сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала; навыками самостоятельной ориентации в общественно-политических проблемах и самостоятельного политического участия В преподавании дисциплины преимущественное внимание уделено практико-ориентированным образовательным технологиям и самостоятельной работе студентов. Оценка самостоятельной работы студента: Практические задания: 1. презентация: по 2-балльной шкале. Требования к презентации: 7 слайдов, отражающих следующие параметры: - наименование темы - обоснование актуальности темы - постановка целей и задач - отражение процесса, события, проблемы в источниках - раскрытие проблемы с точки зрения исследователей - применение практических методов анализа - выводы - список использованных источников и литературы. 2 Проектные задания: по 2-балльной шкале. Требования: объем не более 12 страниц текста. - наименование - обоснование актуальности - основная характеристика проблемы - отражение процесса, события, проблемы в источниках и литературе, анализ - использование практико-ориентированных методик (для проектных заданий) - выводы - практическое использование полученных результатов (для проектных заданий) - список использованных источников и литературы. . Письменная контрольная работа: 1. Письменное задание, основанное на знании определенной источниковой базы: по 2-балльной шкале. Требования: объем не более 12 страниц текста. - наименование темы - обоснование актуальности - основная характеристика проблемы - отражение процесса, события, проблемы в источниках - основные взгляды на исследуемую проблему - выводы - список использованных источников и литературы. 2. Письменное задание (реферат), основанное на изучении историографии проблемы: по 2-балльной шкале. Требования: объем не более 12 страниц текста. - наименование - обоснование актуальности - основная характеристика проблемы, - характеристика основных направлений историографии по рассматриваемому вопросу - выводы - список использованных источников и литературы. Вопросы и задания: по 3-балльной шкале в зависимости от степени освоения изучения поставленного вопроса: 3 б. – умение использовать информацию из исторических источников - владение знаниями по состоянию историографии проблемы, включая самостоятельный поиск информации - умение делать самостоятельные выводы на основе полученных знаний 2 б. - умение использовать информацию из исторических источников - владение знаниями по состоянию историографии проблемы - умение делать выводы на основе полученных знаний 1 б. – применение знаний, полученных из учебных материалов по проблеме. - умение делать выводы на основе полученных знаний. Тестирование: Комплект тестовых заданий разделен на три части по уровню сложности: - базовый уровень (1 - 105); - повышенный уровень (106 - 154); - высокий уровень (155 - 202). Уровень сложности определяется: - содержательной частью задания; - количеством действий, которые необходимо выполнить для выполнения задания; - вариативностью этих действий. Тест состоит из четырех видов заданий. Предлагается следующая структура тестовых заданий: Тестовое задание «Множественный выбор» – задание закрытого типа, в котором студенту предлагается выбрать верные утверждения из списка ответов. Инструкция к заданиям. К каждому заданию этой части даны несколько возможных вариантов ответа, в которых имеется, возможно, не один, а несколько правильных ответов (1, 2 и более). Отметьте правильный ответ (ы) маркером. Тестовое задание «Короткий ответ» – задание, в котором студент при ответе на вопрос вписывает слово или фразу. Этот тип заданий состоит из основы (текст) и поля для ввода ответа. Инструкция к заданиям. Ответом на задания этой части может быть слово, словосочетание или дата. Впишите в поле для ответа печатными буквами Ваш ответ. Тестовое задание «Числовой вопрос». Вариант тестового задания «короткий вопрос». Ответ обязательно является числом и допускает погрешность в ответе. Инструкция к заданиям. Ответом на задания этой части может быть цифра. Впишите в поле для ответа Ваш ответ. Тестовое задание «На сопоставление» – задание, в котором предлагается группа терминов и необходимо установить соответствие. Этот тип заданий состоит из основы (текст), нескольких подвопросов и соответствующего числа ответов. Оформление: составляется один список, состоящий из вопросов и ответов на них. Инструкция к заданиям. В этой части тестовых заданий два типа вопросов. 1. Установите соответствие между категориями и их определениями. Запишите цифры и буквы выбранных ответов, сохраняя числовую последовательность. 2. Укажите последовательность. Запишите требуемую последовательность буквами. Оценка результатов тестирования может осуществляться по балльной системе (по 1 баллу за каждый верный ответ). 50% правильных ответов – «удовлетворительно». 75% правильных ответов – «хорошо». Более 75% правильных ответов – «отлично».
|