Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема-модуль 5 : феномен академического диссидентства в СССР






Истоки и характер академического «отщепенства». Партийно-политический и идеологический контроль в науке. Отчуждение ученых от интеллектуальной собственности. Влияние новых общественно-политических, научно-технологических и глобальных мировых реалий 50 – 60-е г.г.) на умонастроения, гражданскую позицию и методологию научного поиска советских ученых. Социально-политические и нравственно-личностные мотивы академического диссидентства. Общее и различное понятий: «академическое диссидентство» и «научное инакомыслие» (академическое диссидентство в широком и узком смысле слова).

«Оттепель» в исторической науке (50 – 60-е г.г.). Казус А. Некрича (1965г.), М. Гефтера (1968-1969), Волобуева В., В.П. Данилова и др.(70-е г.г.). Влияние академического диссидентства на эволюцию общественного сознания, развитие независимой мысли и зарождение идейно-политического плюрализма.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Феномен академического диссидентства в СССР (методологический и историографический аспекты).

2. Академическое диссидентство: проблемы социальной, научной и личной мотивации (по материалам воспоминаний и аналитических работ ученых-диссидентов).

3. «Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим» (М. Аврелл): почему в «оттепель» не допускали «оттепели» в исторической науке?

4. Казус А. Некрича в исторической науке в контексте политических перемен середины 60-х г.г.

5. История с «методологией истории» (кон. 60-х г.г.): начало диссидентского пути историка и мыслителя ХХ века М. Гефтера.

Источники

Гефтер М. Там, где сознанию узко и больно…-М., 2004. Серия «Весь Гефтер».

Его же, Надо ли нас бояться? // ХХ век и мир, 1987, № 6.

Его же, Из тех и этих лет. - М.: Прогресс, 1991.

Его же, История – позади? Историк- человек лишний? // Век ХХ и мир., 1996, № 1, с. 9-32.

«Дело» молодых историков (1957-1958г.г.). Документы и комментарии. // Вопросы истории, 1994, № 4.

Дело Некрича А.М. (из истории гонений на советскую интеллигенцию).-//Кентавр, 1994, №2.

Дело Некрича А.М. (Стенограмма заседания комитета партийного контроля при ЦК КПСС от 22.06.1967.-//Кентавр, 1994, № 4, 5.

Драбкин Я.С. Самостоянье.-// Век ХХ и мир, 1996, № 1, с. 95-118.

Историческая наука и некоторые проблемы современности. Под ред. М. Гефтера.-М.: Наука, 1969.

Курносов А.А. За кулисами (по материалам центра хранения современной документации).-// Век ХХ и мир, 1996, № 1, с.164-197.

Твардовская В.А. Излом (на рубеже 1960 – 70-х г.г.)-// Век ХХ и мир, 1996, №1.

Литература

Аверьянов В.В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60- 90-е г.г. ХХ в.).-// Общественные науки и современность, 2000, № 1.

Безбородов А.Б. Академическое диссидентство в СССР как феномен эмиграции и фактор «третей» волны эмиграции.-// Российское зарубежье. Итоги и перспективы изучения. - М.: РГГУ, 1997.

Безбородов А.Б. Феномен академического диссидентства в СССР: Учебное пособие по спецкурсу. - М.: РГГУ, 1998.

Балакина Л.П. Советская научная интеллигенция в 60-е г.г.-М., 1994.

Драбкин Я.С. Памяти М.Я. Гефтера: Историк 1918-1995: Очерк 1.-// Новая и новейшая история, 1995, №5, с.113-129; Очерк 2 - № 6.

Марквик Роджер. Историки – «шестидесятники» (В, Бовыкин, П.В.Волобуев, М.Я.Гефтер, Е.И.Городецкий и др.).

Неретина С.С. История с методологией истории.-// История философии, 1990, №9, с.149-163.

Павловский Р. Появление профиля (М.Гефтер – историк, философ, правозащитник.-// Огонек, 1995, №5-10.

Поликарпов В.В. Новое направление в старом прочтении.-//Вопросы истории, 1989, №3, с.44-66.

Его же. Еще раз к вопросу о «новых направлениях».-// Вопросы истории, 1990, №6.

Сидорова Л.А. Оттепель в исторической науке. - М.: Памятники исторической мысли, 1997.

Самостоятельная работа. Вопросы для самоконтроля. Тесты и задания.

1.Подумайте и выберите наиболее адекватное, на Ваш взгляд, определение: «Академическое диссидентство» это:

А) диссиденты и правозащитники из числа ученых;

Б) диссиденты вузов (студенты и преподаватели);

В) научное инакомыслие (отход от официально-регламентированных методов научного поиска и научных версий).

2.Какие факторы, по-вашему, вызвали появление академического диссидентства?

3Приведите примеры проявления независимой научной мысли в исторической науке 60 – 70-х г.г.

4.По стенограмме заседания комитета партийного контроля при ЦК КПСС (22.06.1967г.) составьте перечень обвинений в адрес историка А. М. Некрича. Какие из них составляли ядро академического инакомыслия?

5.Почему был разгромлен сб. ст. под ред. М. Гефтера «Историческая наука и некоторые вопросы современности»(1969г.)? В чем конкретно заключалась «крамола» историков?

6.Назовите основные вехи диссидентского пути историка М. Гефтера.

7.По источникам центра хранения современной документации (Век ХХ и мир, 1996, №1, с. 164-197) восстановите картину развития полемики и самозащиты М. Гефтера с властью, каковы ее итоги.

8.Какое воздействие, по-вашему, оказало академическое диссидентство на советское общество?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал