Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика оценки уровня социального развития организации.
Современная методика оценки уровня социального развития организации Структура социальных показателей – Методика оценки уровня социального развития организации – Раздел 1. Социальная структура коллектива – Раздел 2. Условия труда и культурно-бытовые условия – Раздел 3. Оплата и дисциплина труда – Раздел 4. Состояние объектов социальной инфраструктуры – Расчетная оценка уровня социального развития организации (уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни) Основным инструментом построения методики социального развития организации является социальный паспорт. А. Л. Кузнецов, учитывая специфику расчета некоторых социальных показателей, а также отечественный опыт составления социальных паспортов, предложил новую структуру социального паспорта организации. В отличие от предлагаемых ранее данный социальный паспорт состоит из двух частей. Кроме того, в него добавлены важные социальные параметры, которые характерны для акционерных обществ: среднемесячный размер дивидендов, получаемых различными категориями работников, среднемесячный доход и т. п. Данный социальный паспорт носит универсальный характер и, как показывает практика, может быть адаптирован к любой организации. Единообразная структура социальных показателей позволяет заинтересованным органам государственного и местного управления сопоставлять состояние социального развития с соответствующим состоянием других организаций территории и вырабатывать по отношению к ним обоснованную налоговую и кредитную политику. Социальный паспорт состоит из 15 таблиц, в которых отражены социальные процессы, описываемые 15 коэффициентами по 70 показателям. Первая часть паспорта – «Гуманизация труда» – содержит показатели, характеризующие состояние социальных процессов непосредственно в самой организации, которые объединены в три блока: «Социальная структура коллектива», «Условия труда и культурно-бытовые условия», «Оплата и дисциплина труда». Такое разделение позволяет оценить состояние по каждому направлению в отдельности и определить потенциальные резервы повышения эффективности производства за счет отдельных групп социальных факторов. Вторая часть – «Социальная инфраструктура (условия качества трудовой жизни)» – позволяет судить не только об обеспеченности работников различными объектами социальной инфраструктуры, но и о социальной миссии предприятия по отношению к жителям той территории, на которой оно находится. Суть методики определения уровня социального развития, разработанной А. Л. Кузнецовым, состоит в сопоставлении показателей социального паспорта с нормативными значениями социальных параметров аналогичных направлений; она также может быть применена и при определении угроз экономической безопасности организации. Отличительными чертами методики являются: • отдельный расчет по социальным процессам, характеризующим гуманизацию труда и состояние объектов социальной инфраструктуры (как условие качества трудовой жизни); • сопоставление показателей с социальными нормативами (ориентирами); • использование в качестве социальных нормативов величин, характеризующих социальные процессы в организациях, расположенных на одной территории, а не средних величин по стране или региону, что позволяет повысить уровень их сопоставимости. Процесс выработки социальной стратегии предусматривает выполнение нескольких этапов: 1) необходимо определить существующий уровень социального развития организации, получить интегральный показатель по всем направлениям социального развития, сопоставить значения с нормативными показателями, определить степень отклонения от нормативного (рекомендуемого) значения; 2) степень отклонения по каждому направлению социального развития позволит составить список приоритетных социальных проблем по принципу: чем меньше значение соответствия нормативному показателю, тем более острой является данная проблема для организации. Безусловно, при этом учитывается экономическая целесообразность проведения того или иного мероприятия с точки зрения экономической эффективности, а также соответствия корпоративной стратегии;
3) полученные значения по направлениям сопоставляются с аналогичными значениями других организаций территории для того, чтобы спрогнозировать миграцию работников, прежде всего ключевых профессий; 4) по направлению «Социальная инфраструктура» каждый работник вправе самостоятельно определить свои социальные потребности (улучшение жилищных условий, получение ссуд на строительство, путевок на лечение и отдых, оплата обучения детей, содержание детей в детских садах, внесение сумм в пенсионный фонд на личный счет работника и т. п.). Эта информация может быть получена в результате анкетирования при устройстве на работу. Каждое социальное направление оценивается с позиции капиталовложений. Сумма всех необходимых средств для решения социальных вопросов рассматривается как социальный заказ работников организации для выполнения производственной программы. На основе производственных показателей (масса прибыли, капитальные вложения в социальное развитие, норма рентабельности и т. д.) составляется бюджет социальной стратегии организации, в выполнении которого заинтересован каждый работник.
Еще одна методика оценки «Уровень социального развития организации» Эта методика имеет четыре раздела (аналогичные социальному паспорту) и состоит из двух основных частей (включающих в себя аналогичные разделы и подразделы): 1) гуманизация труда; 2) качество трудовой жизни (социальная инфраструктура). Часть 1. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА Раздел 1. Гуманизация труда В этом разделе рассчитываются четыре частных коэффициента. 1.1. Коэффициент квалифицированности: По расчетам специалистов, отставание среднего разряда рабочих от среднего разряда выполняемых ими работ приводит к снижению производительности труда на 4–5 %[163]. 1.2. Коэффициент образовательного уровня рабочих и специалистов Каждому уровню специалистов присваивается балл: • незаконченному среднему образованию соответствует 1 балл; • среднему образованию – 2 балла; • среднему профессиональному – 3 балла; • среднему специальному – 4 балла; • высшему – 5 баллов. Коэффициент образовательного уровня работающих рассчитывается как средневзвешенная оценка уровня образования по категориям работников: 1.3. Коэффициент повышения квалификации кадров: 1.4. Коэффициент стабильности кадров: Раздел 2. Условия труда и культурно-бытовые условия Данный раздел характеризуется тремя частными коэффициентами. 2.1. Коэффициент соответствия рабочих мест типовым: 2.2. Коэффициент обеспеченности санитарно-бытовыми помещениями: 2.3. Коэффициент условий производственного быта Раздел 3. Оплата и дисциплина труда 3.2. Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя предприятия и низкооплачиваемой категории работников: 3.3. Коэффициент уровня трудовой дисциплины Данный коэффициент измеряется относительной численностью работников, не нарушавших трудовую дисциплину: Часть 2. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Раздел 4. Состояние объектов социальной инфраструктуры Состояние объектов социальной инфраструктуры характеризуется пятью коэффициентами. 4.1. Коэффициент обеспеченности жильем
Данный коэффициент рассчитывается на основе двух параметров: первый – обеспечение работников из других регионов ведомственным и арендным жильем; второй – удовлетворение спроса на жилье работников организации. 4.2. Коэффициент обеспеченности детскими учреждениями 4.3. Коэффициент обеспеченности лечебно-оздоровительными учреждениями: 4.4. Коэффициент обеспеченности культурными, просветительными, культовыми учреждениями: В научных работах советского времени, посвященных социальному развитию организации, разграничение между показателями, характеризующими обеспеченность объектами социальной инфраструктуры и трудовые условия, не предусматривалось. В настоящее время возникла необходимость сделать это разграничение в силу следующих причин: 1) возникает вопрос о сопоставимости показателей, характеризующих различные процессы; 2) показатели социальной инфраструктуры будут играть основную роль в координации стратегии социального развития предприятия и формировании механизма социального партнерства по цепочке «работник – предприятие – территория (город) – регион – государство»; 3) затраты на решение социальных вопросов раздела «Социальное развитие труда» должны осуществляться из фондов потребления и накопления, а на решение вопросов из раздела «Социальная инфраструктура» – из специального фонда развития объектов социальной инфраструктуры. Расчет уровней социального развития позволяет сопоставить организации, расположенные на определенной территории, и определить уровень их социального развития в динамике за несколько лет. Такая информация позволит судить о политике организации в вопросе социальной ответственности перед обществом и сформировать соответствующую систему взаимоотношений с профсоюзами, органами государственного и местного управления. Если организация имеет уровень социального развития, близкий к 1 (т. е. максимальное значение), значит, по отношению к работникам и жителям территории, на которой она функционирует, осуществляется «концепция социальной ответственности». Следовательно, такой организации имеет смысл предоставлять право на установленные льготы по налогообложению в местный и региональный бюджеты либо она может рассчитывать на поддержку общества в реализации других социальных программ, таких, как «Жилье». Организация, имеющая низкий уровень социального развития, особенно по разделу «Социальное развитие труда», не вправе надеяться на одобрение общества и управленческих структур различных уровней до тех пор, пока этот показатель не будет достигать нормативного значения. К таким организациям должны быть предъявлены соответствующие санкции – вплоть до «социального банкротства».
|