Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-теоретические основы воспитания






В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в педагогическом общении.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы. Воспитание имеет исторический характер. Корневая часть слова «воспитание» означает вскармливание не приспособленного к жизни ребенка. Пищей для вхождения в общество является материальная, духовная, социальная среда. Воспитание возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание — это общая и вечная категория.

Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствует уровню развития производительных сил и характеру производительных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели и задачи воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.

Понятие воспитания в широком социальном смысле мало проясняет его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, коллективы, органы правопорядка. Поэтому общие понятия воспитания нуждается в конкретизации. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответственен за судьбы воспитания; правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнуть только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При координированных воспитательных воздействиях военнослужащий подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным сформировать общую цепь воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, отделы воспитательной работы, управляемые высококвалифицированными педагогами, офицерами.

В педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, офицеров-воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в частях и подразделениях войск гражданской обороны и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

На основе различных подходов и тех изменений, которые происходят сегодня, в обобщенном виде можно дать следующее определение. Воспитание военнослужащих — это целенаправленная деятельность общества, государства, их институтов и учреждений, а также коллективов и офицеров-воспитателей по формированию личности спасателя и побуждению его к самосовершенствованию в соответствии с потребностями общественного развития.

Это определение отражает только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность офицеров-воспитателей. Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к положительному результату. Оно может вызвать у военнослужащего как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у военнослужащего внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает его собственную активность в работе над собой, оно оказывает на него эффективное развивающее и формирующее влияние.

Воспитание является одним из основных факторов, влияющих на формирование и развитие личности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал