![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психолого-педагогическая характеристика процесса воспитания
Процесс — воспитания — это процесс формирования и развития личности, включающий в себя как целенаправленное воспитательное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Процесс воспитания военнослужащих представляет собой стройную систему работы, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Чтобы эффективно вести воспитательную работу с военнослужащими, необходимо прежде всего четко представить ее цели и задачи, которые обусловлены требованиями общества и характером деятельности войск ГО к качествам военнослужащего. Одним из основных элементов системы воспитания выступает субъект процесса воспитания – офицеры-воспитатели. Он осознанно и целенаправленно вырабатывает стратегию и тактику воспитательного процесса. Особенность субъекта воспитания состоит в его определяющей, ведущей и активной роли. Все категории воспитателей добиваются единой воспитательной цели. Но вместе с тем у каждой категории воспитателей в силу специфики функциональных и должностных обязанностей, содержание деятельности — возможности в реализации воспитательных целей имеют определенные различия. Так, например, в деятельности командиров частей преобладают функции руководства и управления процессом воспитания: определение и планирование задач воспитания, основных организационных, административных и воспитательных мероприятий; воспитание и расстановка кадров; контроль исполнения и т.д. Возможности совершенствования процесса воспитания в деятельности этой категории следует искать на путях выявления новых возможностей решения воспитательных задач в управлении и руководстве этим процессом. Офицеры – руководители низового уровня (взвод, рота) решают конкретные воспитательные задачи. Это формирование и развитие конкретных качеств личности спасателя, привычек поведения. Офицер психологически подготовлен (или должен быть способным) придавать процессу воспитания наиболее благоприятный для подчиненного характер. Объектом процесса воспитания являются различные категории военнослужащих и воинские коллективы, усилиями которых выполняются основные задачи, стоящие перед частью, подразделением. Военнослужащий – субъект собственной деятельности, но не процесса воспитания. Он не может ставить цели воспитания, вырабатывать стратегию и тактику воспитательного процесса. Специфические черты воспитания создаются педагогическим «прикосновением» офицера – воспитателя к личности подчиненного. Технология такого прикосновения складывается из мимических, пластических, интонационных, лексических умений офицера. Система таких умений получила название «педагогической технологии». Педагогическая технология позволяет офицеру-воспитателю ярко выразить своё «Я» и оно, это личностное «Я» становится доступно подчиненному для восприятия и понимания. При этом офицер (руководитель) умеет «считывать» психическое состояние с внешнего вида военнослужащего, «прочитывает» его позу, пластику, мимику, речь, движения., Цели и задачи определяют содержание воспитания. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть сотрудники в соответствии с поставленными целями и задачами. Как практически должно быть организованно содержание воспитания? Сегодня мало того, чтоб призвать сотрудника развиваться в умственном, нравственном, физическом и т.д. отношении. У него неизбежно возникают практические вопросы — для чего это нужно; что это дает и т.д. В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни: 1. гражданина, 2. работника, 3. семьянина. Можно определить конкретные качества личности и обязательства человека по этим направлениям:
Для содержания воспитания офицера войск ГО актуальны такие его составные части, как государственно-патриотическое, нравственное, профессиональное, социально-правовое, физическое, социально-психологическое, экологическое и эстетическое воспитание. Каждое из этих направлений реализуется с учетом особенностей его содержания и методики. В процессе воспитания выделяются не только содержательная, но и методическая сторона — методы, формы, средства и приемы воспитания. При проведении воспитательной работы необходимо опираться на принципы воспитания. Принципы воспитания — это научно обоснованные руководящие положения, отражающие закономерности воспитания и предъявляющие требования к содержанию, организации и методике процесса воспитания. Ими руководствуются офицеры при решении воспитательных задач. Педагогическая наука выделяет следующие принципы воспитания:
Указанные принципы определяют общие подходы к организации воспитания. Они определяют педагогическую инструментовку воспитательного процесса и дают более или менее конкретное представление о том, как оно должно осуществляться на практике. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Этот принцип обуславливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы курсант овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбия, коллективизма, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Вот почему воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, а во включении человека в деятельность, в соответствующие общественные отношения. Исходя из этого С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников. Поскольку целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, постольку в процессе его осуществления необходимо включать военнослужащих в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся: учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития; гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием; общественно полезный труд спасателя, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитие всех других сторон развития личности; морально-познавательная и нравственно-практическая деятельность (защита населения); художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию; физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, обеспечивающая физическое развитие. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этого принципа является то, что характер отношений определенные внутренние переживания и непосредственно сказывает на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, то воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у подчиненных положительную реакцию и стимулировать их деятельность. В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога вызовет у последнего отрицательные переживания и не будет иметь положительного воспитательного эффекта. В воспитательной работе уважительное и заботливое отношение к личному составу сочетается с высокой требовательностью, поддержанием порядка. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества спасателей и опираться на них. Данные принципы требуют обращать внимание на то положительное, что есть в человеке, и, опираясь на это положительное, возбудить у него стремление к улучшению своего поведения. А.С. Макаренко утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности спасателей. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности. Например, в младших классах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их личностное формирование происходит главным образом под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное развитие самосознания учащихся, воспитание носит более опосредованный характер и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитательной работе. На воспитание оказывают индивидуальные особенности умственного, физического и нравственного развития спасателей, их реакция на внешние воздействия. Один отличается спокойным, уравновешенных характером, чутко реагирует на замечания, в отношениях со старшими и сослуживцами проявляет благожелательность и уважение. Другой же, наоборот, обладает повышенной раздражительностью, проявляет резкость в общении с другими людьми, не умеет поддерживать хороших служебных и товарищеских отношений. Люди с уравновешенным характером легче вовлекаются в совместную деятельность, быстрее утверждают свое личное достоинство и более интенсивно развиваются. Спасатели же с повышенной раздражительностью требуют к себе большей чуткости, уважения и деликатности со стороны сослуживцев. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развитие у нее товарищеских черт и качеств. Она может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе. Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием руководителя на каждого воспитанника. Воспитание по принципу парного воздействия: педагог – воспитанник – А.С. Макаренко считал недостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива. Коллектив не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и обогащает ее тем, что выступает как носитель здоровой морали. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий офицеров, сержантов, семьи и общественных организаций. Военнослужащие, как правило, находятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких командиров, начальников. В их воспитании активное участие принимают отдел воспитательной работы, религиозные организации, а также семья. Нелегко достичь успеха в воспитании сознательной дисциплины, если один офицер добивается от военнослужащих порядка и организованности в службе, а другой проявляет либерализм и нетребовательность. Только единая линия и согласованность совместных усилий всех воспитателей придают воспитанию целенаправленность и действенность. «Ни один воспитатель, - подчеркивал А.С. Макаренко, - не имеет права действовать в одиночку…»[1] Он считал, что «не может быть никакого воспитательного процесса», если все, кто участвует в воспитании, не имеют единого тона, единого подхода, не объединяют и не согласовывают своих педагогических усилий. Таковы общие закономерности воспитания, если рассматривать его в широком значении и включать в него весь процесс формирования личности, т.е. обучение и воспитание в узком смысле. Они поэтому и называются общими, что относятся как к учебной работе, так и к воспитанию у спасателей личностных качеств. Все принципы взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены и их требования реализуются в комплексе. Логика развития процесса воспитания требует следить за результатами воздействия, тщательно учитывать их, создавая объективную основу для внесения коррективов в последующее влияние, обеспечивая благоприятные условия для дальнейшего развития личности сотрудника. Когда все вопросы организации процесса воспитания хорошо продумываются, воспитание представляет собой закономерно развивающийся, планомерно осуществляемый процесс, приносящий в конечном итоге желаемые результаты. К основным направлениям совершенствования процесса воспитания следует отнести следующие: * повышение психолого-педагогический знаний руководителей * постоянное уточнение содержания воспитательной работы, исходя из потребностей общества, профессиональных задач, стоящих перед МЧС России и потребностей самой личности сотрудника * овладение методами, формами, средствами и приемами воспитательной работы * постоянный анализ и учет факторов и условий, влияющих на личность и процесс воспитания * создание условий деятельности и атмосферы в коллективах, способствующих развитию личности * повышение общей и педагогической культуры офицеров, согласование действий различных категорий воспитателей при организации и проведении воспитательной работы и др.
III-й учебный вопрос:
|