Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и социальное назначение юриста в гражданском обществе и правовом государстве






Процесс становления новой государственности Украины, фундаментальное обновление законодательства, судебная рефор­ма и необходимость усиления защиты прав и свобод граждан, со­здание эффективно действующей рыночной экономики и защита отечественного предпринимательства, борьба с преступностью радикально изменили социальную значимость юриста — специа­листа в области права (термин «jurist» происходит от лат. «jus (juris)» — право). Юридическая профессия в Украине стала одной из наиболее востребованных, как и во всем цивилизованном мире. Развитые страны мира всегда высоко ценили юристов. Например, 45% основателей Конституции США (1787 г.) были юристами. Сегодня в Сенате США юристы составляют около двух третей, а в Палате представителей около половины. В США юридическая профессия традиционно является одной из престиж­ных и высоко оплачиваемых.

Удельный вес юристов среди специалистов в США, ФРГ, Великобритании выше, чем в Украине. В нашем государстве ос­тается весьма малой доля юристов в органах законодательной и исполнительной власти и органах местного самоуправления. До недавнего времени в условиях жесткого централизованного регу­лирования не было особенной потребности в юристах (за исклю­чением правоохранительной сферы). Юристы, как правило, не имели опыта участия как профессионалы в масштабных госу­дарственно-политических и экономических преобразованиях. Сфера частного права официально не существовала



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


Ныне ни одно крупное мероприятие, поступок частного лица, государственного органа или его должностного лица, ко­торые находятся вне рамок бытовых отношений, не может обой­тись без экспертизы или консультации со стороны юриста или личного адвоката.

Поэтому остро встал вопрос о качестве юридического об­разования, специализации юристов, профессиональном подборе абитуриентов в юридические вузы.

В национальной программе правового образования граж­дан Украины (2001 г.) намечены пути повышения уровня пра­вовой культуры населения и качества подготовки специалистов, сделана установка на непрерывность правового образования, необходимость сочетать в познании права универсализм и на­циональную специфику.

Существующая система высшего юридического образова­ния в Украине еще не дает глубокой специализации юристов, хотя ориентация на это уже определилась. Так, выпускники вне­ведомственных юридических вузов (а их большинство) получа­ют специальность «правоведение» и профессию «юрист». Сегодня жизнь требует специализации профессии юристов: судья общего суда, судья хозяйственного суда, судья админис­тративного суда, адвокат, прокурор, нотариус, юрист-государ­ственный деятель, юрист-работник органов государственной власти и местного самоуправления, юрист банковской деятель­ности, военный юрист, юрист-работник органов МВД, юрист-работник СБУ, юрист-налоговик, юрист-работник таможенных органов, юрисконсульт организации, практикующий юрист фир­мы, юрист-преподаватель, юрист-научный сотрудник, юрист-журналист. Это далеко не полный перечень групп профессий юриста по принадлежности к организационным структурам. При этом не исключается, а предполагается глубокая фундаменталь­ная юридическая подготовка. XXI век должен утвердить ценность не «узких» специалистов, а профессионалов, квалифици­рованно решающих конкретные проблемы.

Профессиональная юридическая работа призвана обеспе-


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 45

чить сложившуюся социальную структуру: пенсионное обеспе­чение, средства массовой информации, сельское хозяйство, сфе­ру борьбы с преступностью, территориальное обслуживание населения и др. Рынок труда (промышленность, банки, управ­ление, торговля, партии и другие общественные объединения) имеет реальную потребность в юристах. Граждане требуют помощи юристов для регистрации и перерегистрации сделок с недвижимостью, получения разного рода разрешений, защиты прав личности от своеволия некомпетентных и коррумпирован­ных должностных лиц и т.п.

Наиболее разработана деятельность юристов в сфере борь­бы с преступностью, а в меньшей степени — в сфере борьбы с экономическими преступлениями. Тут действуют мощные орга­низационные структуры МВД, прокуратуры, готовятся кадры во многих средних и высших учебных заведениях МВД Украи­ны. Однако без необходимого правового обеспечения сферы эко­номики трудно достичь успехов в борьбе с преступностью.

С развитием рыночных отношений, изменением экономичес­кой сути поведения граждан и расширением круга охраняемых ценностей произошли перемены как в сфере приложения труда юриста, так и в содержании его профессиональной работы. Круп­ные коммерческие организации (банки, страховые и инвестици­онные компании, аудиторские фирмы и др.) заинтересованы в привлечении высококвалифицированных юристов. Работодате­лям нужны специалисты в области претензионно-исковой ра­боты, судебно-хозяйственной деятельности, юридического сопровождения сделок, то есть в деятельности, которая непос­редственно связанна с бизнесом. В Украине только закладыва­ются традиции исследования проблематики ценных бумаг, кредитования, банкротства, слияния юридических лиц, что тре­бует усиления внимания к специальной подготовке юристов для работы в этой сфере общественной жизни.

В последние годы возросла роль адвокатов в решении су­дебных дел, оспаривании административных решений; возник спрос на охранные и детективные услуги, которые являются спе-


46 Раздел II Юрист, гражданское общество и государство

цифическим видом юридических услуг; расширилось содержа­ние профессиональной работы юриста за счет решения дел о возмещении вреда, причиненного действиями должностных лиц и государственных органов; появилась потребность в специали­зации судей, в частности в подготовке судей для административ­ных судов.

В связи с появлением юридических фирм, ведущих внешне­торговые операции, возникла потребность в их правовом обеспе­чении: заключение внешнеторговых договоров, оформление разрешений на ввоз и вывоз товаров, учет зарубежного законода­тельства при оформлении документов, маркировке продаваемых товаров, уплате таможенных сборов и т.п. Сейчас трудно назвать какую-либо сферу общественных отношений, в которой профес­сиональная работа юриста была бы достаточной.

Труд юриста используется в таких сферах:

1) собственно юридических ведомствах — прокуратуре,
судебной системе, системах МВД, СБУ, Министерстве юстиции,
Государственной налоговой администрации, Государственной
таможенной службе и др.;

2) органах центральной представительной власти и орга­
нах местного самоуправления;

3) центральных и местных органах исполнительной влас­
ти (местных государственных администрациях);


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 47

4) различных государственных службах (органах Государ­
ственной контрольно-ревизионной службы, органах регистрации
актов гражданского состояния, органах социального обеспече­
ния и др.);

5) коммерческих организациях (фирмах, корпорациях, бан­
ках и т.п.);

6) союзах (коллегиях) лиц свободной профессии (адвока­
ты) и специализированных юридических фирмах;

7) учреждениях информационного и кадрово-ресурсного
обеспечения (научных и образовательных учреждениях, юридичес­
кой прессе, информационных фондах) и др.

Все правовые формы деятельности государства обеспечива­ют исключительно юристы (см. 2.3. Правовые формы деятель­ности государства).

Разумеется, до безграничности нельзя расширять круг при­ложения труда юриста, как не следует все отношения в обществе регламентировать юридическими нормами. Услуги юриста долж­ны иметь определенные пределы. Их следует соизмерять с затра­тами и выгодами экономического и социального характера. Услуги юриста должны быть научно обоснованы в плане оптимального соотношения между позитивными и негативными последствиями.

Для общества правовая работа юриста имеет следующие позитивные результаты:

—> экономия труда;

> повышение качества и эффективности процедур в про­цессе реализации (осуществления) права;

—> расширение доступа к услугам правового характера и со­здание конкуренции в оказании услуг.

Для общества правовая работа юриста может иметь сле­дующие негативные последствия:

■ «— отвлечение кадров из иных областей социальной деятель­ности (например, много юристов работает в так называемых си­ловых правоохранительных органах, которые могут быть использованы в создании таких социальных услуг, как строи­тельство жилья, дорог и др.);



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


< г- концентрация власти в руках специализированного ап­парата, что может привести к злоупотреблению служебным по­ложением;

< - давление на формирование и распределение денег го­сударственного бюджета и др.

Однако до сих пор правительство и другие заинтересован­ные организации не сделали необходимых подсчетов относитель­но количества юристов, которые необходимы в разных сферах юридической практики.

Исходя из этого, необходимо:

1) изучить состояние обеспеченности юридическими кадра­
ми с высшим образованием органов государственной вла­
сти и управления, правоохранительных, судебных, органов
социальной защиты населения и т.п.;

2) определить перспективные потребности в юристах-специ­
алистах относительно уровня подготовки и специализации;

3) разработать и утвердить перечень должностей в орга­
нах государственной власти и управления, правоохрани­
тельных и иных государственных органах и организациях,
для замещения которых необходимы специалисты с выс­
шим юридическим образованием, а также должностей, для
замещения которых наряду со специальностью необходи­
ма и юридическая подготовка с учетом требований «Го­
сударственного классификатора профессий» (ГК 003-95);

4) во время разработки и утверждения нормативно-мето­
дических актов для выяснения потребностей в юристах на­
делить местные органы государственного управления
совместно с юридическими учреждениями образования ши­
рокими правами определять региональные потребности
в юридических кадрах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал