Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И обеспечении
Правовая политика государства — система правовых принципов, теорий, концепций, идей, положенных в основание правовой деятельности государства и определяющих степень взаимных обязанностей и ответственности государства и личности. Правовая политика государства является разновидностью и составной частью единой социальной политики государства наряду с экономической, внешнеэкономической, бюджетной, налоговой, таможенной, монетарной, антиинфляционной и т.п. Без такой политики невозможно реализовать многообразие задач и функций государства. Как стратегия деятельности государства в сфере правового регулирования правовая политика является особой формой выражения государственной политики. Она направлена на обеспечение нормального функционирования гражданского общества и его политической системы, является способом узаконения, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур. Другие виды политики могут быть успешно осуществлены только совместно с правовой политикой. Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 53 Правовая политика государства реализуется в трех основных направлениях: 1) правотворчество; 2) применение права; 3) развитие правосознания и правовой культуры населения. Элементы этих направлений многообразны: усовершенствование стратегии и практики законотворчества, четкое установление сфер правового регулирования, реформирование судебной системы, специализация юридической практической деятельности, разработка и утверждение государственного стандарта подготовки юриста, повышение уровня правовой информированности населения, обеспечение механизма привлечения к юридической ответственности должностных лиц в судебном порядке и др. Правовая политика государства пребывает в постоянном движении, динамике, поскольку она находится под влиянием многих факторов объективного (экономических, политических и др.) и субъективного (имидж президента и др.) характера, которые изменчивы. Возможны новые аспекты ее развития или изменение приоритетов на каком-то этапе. В сущности своей она призвана быть стабильной: ее основу должны составлять демократические, гуманистические принципы. Такая стабильность политики, при всей ее подвижности, обеспечивает с помощью права надежность формирования и функционирования правовой системы государства. Приоритетами правовой политики в Украине являются первоочередные задачи, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе: 1) построение правового государства, гражданского обще 2) совершенствование законодательства и практики его 3) создание надежной правовой базы государственных 4) поддержание самостоятельности и независимости отече 5) борьба с преступностью; 6) создание системы правовых средств, направленных на Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 7) укрепление охраны и защита прав человека; 8) преодоление правового нигилизма, поднятие уровня пра Правовая политика государства детализируется в ее различных правовых подсистемах (видах): уголовно-правовая, судебная, уголовно-исправительная, правоохранительная, гражданско-правовая, информационно-правовая и др. Векторами развития каждой из них являются принципы верховенства права, соединения интересов человека и государства, законности и справедливости. Правовая политика государства находит свое выражение в программно-правовых документах (программа проведения правовой реформы), проектах (проекты Конституции), концепциях (концепции гражданского, уголовного, административного и других кодексов), заявлениях, законодательных актах, в том числе тех, которые касаются правоприменительной сферы — области приложения труда юриста-специалиста (суд, прокуратура, милиция, нотариат и др.). С помощью этих документов реализуется правовая политика государства. Правовая политика в Украине формируется Президентом, Верховной Радой, Кабинетом Министров, Конституционным судом, Верховным судом, парламентскими комитетами, депутатским корпусом, научными учреждениями, представительными и исполнительными органами власти на местах. В ее формировании принимают участие политические партии, общественные организации, движения, объединения, а также граждане как через органы государственной власти и местного самоуправления, так и непосредственно. Ответственная роль в этом процессе принадлежит органам юстиции, судебным, прокурорским, следственным и иным органам, обладающим значительной правоохранительной, правоприменительной и правовоспитательной практикой. Они не только формируют правовую политику, но и выступают ее реализаторами. Большая ответственность в разработке и проведении правовой политики государства возложена на Министерство юсти- Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 55 ции Украины и его органы на местах1. Они являются основными генераторами и координаторами государственной правовой политики, государственной политики по вопросам гражданства, межнациональных и миграционных отношений. От эффективной деятельности Министерства юстиции Украины зависит организационное обеспечение деятельности судов, исполнение постановлений, решений и определений судей, организационного и кадрового обеспечения деятельности военных судов, а также судов, которые отправляют правосудие на режимных объектах. Министерство юстиции осуществляет в соответствии с действующим законодательством легализацию всеукраинских объединений граждан, регистрацию политических партий, международных общественных организаций, представительств и других структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций иностранных государств, контролирует соблюдение ими положений их уставов. К его ведению относится регистрация всеукраинских и международных благотворительных организаций, всеукраинских творческих объединений, Торгово-промышленной палаты Украины, всеукраинских профессиональных союзов, их объединений и символики соответствующих объединений граждан и благотворительных организаций и т.п. На Министерство юстиции возложены обязанности по систематизации законодательства и подготовке предложений о его кодификации, разработке проектов нормативно-правовых актов и международных договоров Украины по правовым вопросам, проведению правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов. Оно регулярно информирует общественность о тех проектах законов, постановлений Кабинета Министров и указов Президента, которые прошли правовую экспертизу. 1 Министерство юстиции Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через образованные в установленном порядке Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, районные, районные в городах (городов областного подчинения) управления юстиции, предприятия, учреждения и организации, которые принадлежат к сфере его управления (См/ Закон Украины «О Министерстве юстиции Украины» от 31 06 2000 г с изменениями) Раздел П. Юрист, гражданское общество и государство Одной из основных задач Министерства юстиции является планирование (по предложениям других центральных органов исполнительной власти) законопроектной работы и работы по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, координация нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти и контроль над осуществлением такой деятельности. Министерство координирует деятельность центральных и местных органов власти, предприятий, учреждений и организаций по правовому образованию населения, формированию у граждан правового мировоззрения. Вместе с Министерством образования и науки оно принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации профессионалов по специальности «Правоведение» в учебных учреждениях независимо от формы собственности и подчинения. Оно осуществляет методическое руководство организацией юридического обучения в стране: вносит в соответствующие органы предложения о совершенствовании работы, связанной с изучением права в неюридических высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров; разрабатывает и распространяет образовательные программы в сфере защиты прав человека. Правовая политика государства основывается на конкретном понимании права и закона, правовых принципов. В Украине основополагающим требованием осуществления правовой политики является принцип верховенства права, закрепленный в ст. 8 Конституции Украины. Это означает, что правовая политика Украины имеет гуманистическую направленность — общегосударственную целевую установку на охрану и защиту прав и свобод человека, на ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью. Как писал украинский юрист начала XX в. Б. Кистяковский, «право только там, где есть свобода личности». Эта целевая установка, соответствующая международным документам о правах и Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 57 свободах человека, призвана пронизать всю правовую систему государства, прежде всего такие формы его деятельности, как создание законов и иных нормативно-правовых актов, применение законов, охрана прав человека и т.п.
|