Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие юридической практики. Ее взаимодействие с юридическим образованием и юридической наукой
Юридическая практика (греч. praktiros — деятельный, дельный, действие, опыт) — нормативно закрепленная практическая деятельность юристов по принятию, толкованию и применению правовых предписаний как единство уже накоп-ленного и еще накапливаемого социально-правового опыта Признаки юридической практики: 1) деятельность юриста в сфере права: подготовка и принятие нормативно-правовых актов; уяснение и разъяснение содержания нормативно-правовых актов; применение правовых предписаний в процессе решения юридических дел, принятие Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 63 разнообразных индивидуальных правовых актов; 2) деятельность, которая имеет целью соответствие состо 3) деятельность, которая нормативно закреплена в право 4) деятельность, которая осуществляется с помощью пра 5) деятельность, которая всегда порождает юридические 6) преемственная практическая деятельность юриста, Юридическая практика невозможна без юридической практической деятельности. Она включает в себя все сферы деятельности юристов как профессиональных знатоков права. Однако в отличие от юридической деятельности, осуществляемой в определенно-конкретное время, юридическая практика имеет более широкое содержание: основными элементами ее структуры являются прошлая, настоящая и предстоящая юридическая практическая деятельность. В правовом государстве, возможном при наличии сформированного гражданского общества, эффективная юридическая практика представляет особую ценность. Она утверждает законность и стабильный правопорядок. Юридическая практика способствует развитию происходящих в обществе прогрессивных процессов, если она профессио- Раздел II Юрист, гражданское общество и государство нальпа, то есть если принимаются качественные законы (законодательная практика), если законы разъясняются в соответствии с волей законодателя (интерпретационная практика), если законы своевременно и правильно претворяются в жизнь общества (правоприменительная, правоохранительная, судебная, следствешюя и т.п. практика). Таким образом, неотъемлемым свойством юридической практики является профессионализм работников всех сфер юридической деятельности. Под юридической практикой не следует понимать только решения конкретного судьи, следователя или нотариуса. Юридическая практика — это и позиция (принцип, традиция), которая формируется на протяжении длительного времени в результате опыта профессиональной деятельности не одного поколения юристов и является стабильной, типовой (модельной) для большинства работников определенной области юридического труда. Она является отражением закономерностей в практической деятельности нотариусов, судей, следователей и т.д. (см.: 5.5. Юридическая практическая деятельность. Юридическое дело. Юридический процесс). Кроме юридической практики деятельность юриста происходит также в научной и образовательной формах. Юридическая наука — система знаний об объективных Основное назначение юридической науки — быть научным ориентиром для практики государственно-правового строительства на основе познания и осознания соответствующих общественных процессов и явлений. Известный деятель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи подчеркивал: «Практика должна быть воздвигнута на хорошей теории». Наука заинтересована в связи с практикой, поскольку через нее происходит внедрение и проверка опытом теоретических разработок, об- Раздел II Юрист, гражданское общество и государство наруживаются ошибки и пробелы в законодательстве, другие просчеты научных положений и рекомендаций. Состояние действующего права существенным образом зависит от состояния науки. По отношению к практике систему юридических наук разграничивают на два направления: фундаментальное (теоретическое) и прикладное (практическое) исследования. Фундаментальные науки изучают общие закономерности и случайности возникновения, развития и функционирования правовых явлений в целом, а прикладные исследуют конкретные практические проблемы, требующие немедленного решения, используют достижения фундаментальных наук. Юридическое образование — система правовых знаний, взглядов, убеждений как результат обучения и самообразования личности в области юриспруденции, которые формируют ее как гражданина, способного к профессионально-правовой деятельности Юридическое образование базируется на органической интеграции с юридической наукой, использует новейшие теоретические разработки в учебном процессе, научный потенциал профессорско-преподавательского состава учебного заведения. Образование является основой культурно-правового, духовного, социального, экономического развития общества и государства, «работает» на юридическую практику. Благодаря юридическому образованию обогащается интеллектуальный, творческий потенциал народа, повышается его культурный уровень, происходит обеспечение аппарата управления, правотворческих органов, правоохранительной системы, народного хозяйства квалифицированными специалистами в области права. Задача профессионального юридического образования — научить студентов юридической технологии, умению разбираться в структуре права, способах юридической техники, решению на этой основе вопросов юридической квалификации. Важность Раздел II Юрист гражданское общество и государство обучения технике и технологии обусловлена социальным назначением юридической профессии Однако главная цель состоит в формировании мировоззренческой позиции юриста, которая основывается на восприятии, осознании и осмыслении всего богатства юридической мысли и накопленного правового опыта. Различие между юридической наукой, юридическим образованием, юридической практикой предполагает их тесную связь друг с другом. Механизм взаимодействия юридической практики, юридического образования и юридической науки сводится к тому, что научные исследования должны удовлетворять нужды практики и поднимать уровень образования, а образование должно поставлять практике компетентные и эрудированные кадры, призванные опираться в практической деятельности на обоснованные рекомендации и выводы науки. Юридическая практика заинтересована в высококвалифицированных кадрах, поставляемых образованием. А без развития юридической науки, подкрепленной практической проверкой, таких специалистов подготовить нельзя. Практика выступает важным критерием проверки качества подготовки специалистов, проверяет истинность, ценность и эффективность научных исследований, на базе которых дается образование. Практика придает динамизм как науке, так и образованию. Юридическая практика определяет цели и задачи юридической науки, выбор научных направлений. Фактический материал, накапливаемый практикой, требует научного объяснения, обобщения, систематизации. Наука обобщает практику и подкрепляется ею. Она постоянно вовлекается в практику и усовершенствует ее. В отличие от науки, которая вырабатывает идеи и понятия, практика направлена на объективное целенаправленное реальное изменение общественной и государственной жизни, всегда порождает юридические последствия, соответствующие цели. Однако, выступая стимулятором научного поиска, сама практика, изменчивая и постоянно развивающаяся, не всегда может с достаточной полнотой подтвердить или опровергнуть теоретические положения и выводы Нередко для их проверки требуется определенное время Раздел II Юрист гражданское общество и государство 67 Механизм связи между наукой, практикой и образованием осуществляется в правовой системе государства и обусловлен потребностями разделения труда. Укрепление связей между ними — закономерность формирования правового государства, эффективного функционирования механизма государства и правовой системы общества. Следовательно, образование, наука и практика — это постоянно взаимодействующий «треугольник», служащий основой прогресса общества. 2.8. Система высших юридических учреждений образования в Украине В Украине происходит несколько ускоренный процесс развития высшего юридического образования. Функционируют юридические высшие учреждения образования: широкопрофильные и специализированные. Сложилась специфическая университетская система подготовки юристов широкого профиля, которая реализуется в различных высших образовательных учреждениях соответственно государственному стандарту высшего образования. Существование специализированных образовательных учреждений, главным образом в системе МВД или СБУ и других ведомств, не мешает этому единству. Подготовка юристов осуществляется в высших учреждениях образования^ разных видов Институт — высшее образовательное учреждение, которое реализует программы профессиональной подготовки специалистов, как правило, по одному или нескольким направлениям. Институт может входить в состав академии или университета на правах структурного подразделения. 1 Статус высших учреждений образования образуют его многочисленные права и обязанности как юридического лица, как субъекта договорных отношений с учредителями, как субъекта образовательных отношений с обучающимися, с научно-педагогическими работниками, с органами управления образованием, с зарубежными и международными организациями То есть все права и обязанности таких учреждений, предусмотренные законом об образовании, иными нормативными актами, а также уставами, и образуют их правовой статус Раздел II Юрист, гражданское общество и государство Академия — высшее образовательное учреждение, которое реализует программы профессиональной подготовки специалистов по нескольким направлениям и осуществляет плодотворную деятельность в научной сфере, подготовке, переподготовке и повышении квалификации преподавателей и научных работников. Как методический центр высшего и послевузовского образования академия имеет аспирантуру, докторантуру, один или несколько специализированных (диссертационных) советов. Университет — высшее образовательное учреждение, которое реализует программы профессиональной подготовки специалистов по широкому спектру направлений. Университет имеет те же признаки, что и академия. От академии он отличается многопрофильностью, наличием многих факультетов разных профессий и специализаций. Кроме того, имеется еще один вид профессионального образования — колледж, который реализует неполные и (или) полные образовательные программы профессиональной подготовки специалистов. Система юридического образования в Украине включает такие юридические учреждения образования: • государственные; • негосударственные. Специалисты для осуществления государственно-властных функций в правоохранительных и судебных органах готовятся в основном в государственных вузах. Подготовка специалистов для сферы частного права, работников юридических служб коммерческих организаций осуществляется в государственных и частных вузах. Учреждения образования ряда министерств и ведомств готовят профессионалов для специфической сферы государственной службы (МВД, СБУ, МИД и др.). Такие учреждения образования называются ведомственными. Государственные образовательные учреждения осуществляют обучение как на бюджетной, так и на платной (договорной) основе. Негосударственные учебные заведения, предоставляющие образовательные услуги, должны быть лицензированы по учебной специальности — «правоведение», а также аккреди- Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 69 тованы по этой специальности. Аккредитация дает право вузам на выдачу выпускникам дипломов государственного образца, что важно для их последующего трудоустройства. ' В 2000 г в Украине подготовку специалистов по специальности «Правоведение» осуществляли 163 высших учреждения образования. Из них 116 — государственные (59 — III—IV уровней аккредитации; 15 — I—II уровней аккредитации) Общий лицензированный объем подготовки специалистов составил 29, 9 тыс. лиц. Раздел II Юрист, гражданское общество и государство В соответствии с Государственным стандартом установлены такие сроки обучения: для младшего специалиста — 2, 5—3 года, бакалавра — 3—4 года, специалиста — 4—5 лет, магистра — 1—1, 5 года. Подготовка специалистов в высших юридических учреждениях образования производится с отрывом (очная), без отрыва от производства (вечерняя, заочная), путем соединения этих форм, а по отдельным специальностям — экстерном. Дистанционное обучение возможно только как дополнительное средство получения знаний. Не допускается подмена им основных форм обучения, предусмотренных законодательством. Всегда следует помнить современный девиз юридического образования: «Человеческое в праве и правовое в человеке». Ведущие юридические учреждения образования в Украине. Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого (такое название высшее учреждение образования получило в 1995 г., раньше — Харьковский юридический институт, затем — Украинская юридическая академия). Как высшее юридическое учреждение образования функционирует с 1920 г. Его корнями следует считать юридический факультет Харьковского университета (создан в 1805 г.). В составе НЮАУ существует Институт подготовки кадров для органов прокуратуры (создан в 1995 г. на базе прокурорско-следственного факультета). Академия имеет такие факультеты: хозяйственно-правовой; следственно-криминалистический; юстиции; подготовки следователей для Службы безопасности Украины; военной юстиции; подготовки юристов для Министерства зарубежных дел Украины; подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы; подготовки специалистов для Пенсионного фонда Украины; подготовки профессиональных судей (магистратура). Юридический факультет Киевского национального университета им. Т, Г. Шевченко (функционирует с 1835 г.). На факультете ведется подготовка юристов по специальности «правоведение», осуществляется дифференциация обучения соответственно следующей специализации: конституционное и Раздет II Юрист, гражданское общество и государство 71 финансовое право, следственная деятельность, суд, прокуратура, адвокатура, гражданское право, хозяйственное право, теория и история государства и права, земельное и экологическое право. Юридический факультет Львовского национального университета им. И.Я. Франко (основан в 1861 г.). Сегодня в процессе подготовке юристов по специальности «правоведение» обращается особое внимание на преподавание таких актуальных проблем, как права человека и правовое государство, конституционные основы местного самоуправления, трансформирование гражданского законодательства к рыночным отношениям и др. Одесская национальная юридическая академия — это новый статус высшего учреждения образования (с 2.12.1997 г.) Одесского юридического института, образованного в 1993 г. на базе юридического факультета Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова. На факультетах (государственного строительства и управления, правосудия и правовой работы в народном хозяйстве, прокурорско-следственном) готовятся специалисты, которые могут работать, в частности, в органах государственной власти и управления, прокуратуры, МВД, юстиции, в таможне, в юридических службах хозяйственных органов, коммерческих структурах и др. Юристов-специалистов готовят также государственные университеты: Волынский (г. Луцк), Днепропетровский, Донецкий, Ужгородский, Запорожский, Прикарпатский (г. Ивано-Франковск), Восточно-украинский национальный (г. Луганск), Черновицкий, Таврический национальный (г. Симферополь), Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Национальный университет «Острожская академия» (г. Ровно), Некоторые из этих университетов имеют филиалы в других городах (например, Мариупольский гуманитарный институт Донецкого национального университета). Юридические факультеты организованы в технических, сельскохозяйственных, педагогических и иных государственных учреждениях образования — в Винницком торгово-экономичес- Раздел II Юрист, гражданское общество и государство ком институте, Ужгородском государственном институте информатики, экономики и права, Национальном техническом университете «Киевский политехнический институт», Национальном педагогическом университете им. М.П Драгоманова, Киевском национальном экономическом университете, Национальном транспортном университете (г. Киев), Киевском национальном университете культуры и искусств, Киевской государственной академии водного транспорта, Украинском государственном морском техническом университете им. Адмирала Макарова (г. Николаев), Харьковском государственном педагогическом университете им. Г.С. Сковороды, Хмельницком институте регионального управления и права и др. Юристов-специалистов готовят негосударственные вузы: Академия труда и социальных отношений Федерации профсоюзов Украины (г. Киев), Донецкий институт экономики и хозяйственного права, Гуманитарный университет «Запорожский институт государственного и муниципального управления», Европейский университет финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса, Институт адвокатуры при Киевском национальном университете им. Т.Г. Шевченко, Международный институт лингвистики и права (г. Киев), Киевский институт туризма, экономики и права, Киевский университет права (первоначальное название — Высшая школа права) при Институте государства и права Национальной Академии Наук (НАН), Международный Соломонов университет (г. Киев) и др. Подготовка кадров юридического профиля осуществляется также в ведомственных высших учебных заведениях — Национальной академии службы безопасности Украины (создана 17.11.1995 г. в г. Киеве), Академии налоговой милиции при Департаменте налоговой администрации. Готовит юристов-специалистов и Военный институт Киевского национального университета. Госдепартамент интеллектуальной собственности открыл двери для абитуриентов своего учреждения образования — Института интеллектуальной собственности и права Выпускники всех аккредитованных юридических вузов, Раздел II Юрист гражданское общество и государство 73 независимо от форм собственности, пользуются равными правами во время устройства на работу в соответствии с их специальностью. Это является одним из главных положений Государственной программы развития юридического образования. Важнейшей задачей высших учреждений образования Украины является подготовка высококвалифицированных профессионалов, которые бы владели новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки, были воспитаны в духе высокой морали, глубоко освоили общечеловеческие ценности, способны были бы строить независимое демократическое правовое государство и реально обеспечивали права и свободы граждан. Рост числа высших и средних учреждений образования в Украине — это объективный процесс, связанный с реорганизацией общества и государства в направлении развития рыночных отношений, участия в европейских интеграционных процессах. В этих условиях естественным является повышенный спрос на юриста-специалиста.
|