Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые формы деятельности государства
Правовая форма деятельности государства — организационно-управленческая форма деятельности уполномоченных субъектов, которая связана с совершением юридически значимых Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 49 действий (рассмотрением юридических дел) в порядке, определенном законом. Юридическая сущность правовой формы деятельности государства, которая отличает ее от других организационных форм: 1) основана на предписаниях права; 2) всегда влечет наступление определенных правовых по Правовая форма деятельности имеет четко выраженные признаки: 1) предполагает разбирательство юридического дела: при 2) связана с использованием норм материального1 и (или) про 3) осуществляется исключительно уполномоченными субъек 4) закрепляется в официальных процессуальных докумен
5) складывающиеся в ходе разбирательства дела отноше 6) при рассмотрении дел используются достижения юри 1 Отрасли материального права — конституционное, гражданское, администра 2 Отрасли процессуального права — гражданско-процессуальное, административ Раздел П. Юрист, гражданское общество и государство Правотворческая деятельность — деятельность, которая направлена на официальное установление, санкционирование, изменение норм права компетентными органами и выражается в подготовке, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов и нормативно-правовых договоров. Субъекты правотворчества: народ Украины, Верховная Рада Украины, Верховный Совет Автономной Республики Крым, Президент Украины, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные органы власти и управления. Правоприменительная деятельность — деятельность, которая направлена на рассмотрение и решение индивидуальных юридических дел и выражается в осуществлении нормативно-правовых предписаний путем наделения одних участников правовых отношений субъективными правами, а других — юридическими обязанностями. Юридическое содержание правоприменительной деятельности образуют корреспондирующие друг другу права и обязанности их субъектов. Фактическое содержание правоприменительной деятельности состоит в работе уполномоченных органов и должностных лиц по изучению обстоятельств дела, его юридической квалификации и вынесению акта применения норм права, а также в действиях заинтересованных в деле лиц в связи с его рассмотрением и принятием решения. Правоприменительная деятельность осуществляется правоприменительными органами и их должностными лицами: органами центрального и местного управления, судами, прокуратурой, милицией и др. Одной из разновидностей правоприменительной деятельности является правоохранительная деятельность. Правоохранительная деятельность — деятельность, которая направлена на охрану общественных отношений, урегулированных правом, защиту индивида от правонарушений и привлечение виновных к ответственности. Любые органы государства в той или иной мере осуществляют правоохранительную деятельность. Вместе с тем существуют такие органы, для которых эта деятельность является основной: прокуратура, Раздел II. Юрист, гражданское общество и государство 51 милиция, налоговая милиция, служба безопасности, таможенная служба, органы Управления государственной охраны, органы Пограничных войск. Учредительная деятельность — деятельность, которая выражается в реализации на основе норм материального права полномочий по формированию, преобразованию или ликвидации органов государства и их структурных подразделений, назначению или освобождению должностных лиц. Непосредственное назначение учредительной деятельности — кадровое обеспечение всех звеньев государственной власти и управления. Определяющей стадией учредительной деятельности является избирательный процесс, состоящий в реализации избирательных прав граждан по формированию представительных органов государства и высших должностных лиц. Учредительная деятельность является составной частью деятельности президента, парламента, ми-пистерств и других уполномоченных органов. Контрольно-надзорная деятельность — деятельность, которая выражается в совершении юридических действий по наблюдению и проверке соответствия исполнения и соблюдения подконтрольными субъектами правовых предписаний и пресечения правонарушений определенными организационно-правовыми средствами. Юридическим результатом контрольной деятельности является контрольно-правовой акт (решение, постановление, представление, предостережение, частное определение, сообщение и др.), который содержит: 1) предписания констатирующего порядка, то есть установленные вследствие проверки положительные моменты; 2) правоохранительные предписания по устранению обнаруженных правонарушений. Контрольно-надзорной деятельностью занимаются прокуратура, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества, Государственная налоговая служба, Государственная контрольно-ревизионная служба, таможенные органы Украины, другие уполномоченные органы. К организационным формам деятельности государства может быть отнесена деятельность, которая не требует стро- Раздел II Юрист, гражданское общество и государство гого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, влекущих за собой правовые последствия (например, технико-исполнительская, культурно-массовая, организационно-экономическая). Однако это не означает, что организационная деятельность не регулируется правом. Она подзаконна и осуществляется в рамках действующего законодательства в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Как правило, осуществление организационных действий — это повседневное и разнообразное проявление управленческой деятельности, которое лишено юридической оболочки.
|