Правовой нигилизм как антипод правовой культуры и пути его преодоления
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм общества и личности.
Правовой нигилизм — это деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, наступающее вследствие отсутствия веры в ценность права, его справедливость, надежность и силу, влекущее осознанное игнорирование требований закона, пренебрежительное отношение к правовым принципам и традициям, однако исключающее преступный умысел.
Игнорирование закона с преступной целью — самостоятельная форма деформации правосознания. Вместе с тем правовой нигилизм порождает правонарушения, в том числе уголовные преступления.
Итак, сущность правового нигилизма — утрата веры в ценность права, его надежность. Относительно отдельного индивида — это индивидуальный нигилизм, социальной группы — групповой нигилизм, всего общества — общественный нигилизм.
Явления правового нигилизма (неприятие законов, отрицательное отношение к праву) — наиболее распространенная и укоренившаяся форма деформации правосознания населения в государствах с авторитарным и тоталитарным режимами. В таких государствах намеренно игнорируется специфически властная природа права, что приводит к пониманию права как системы, которая не имеет внутренней ценности и приводится в движение
Раздел V. Профессионально-правовая культура юриста 203
политическими силами, сконцентрировавшими в своих руках власть в государстве. Право отождествляется с законом, изданным государством; недооценивается и не разрабатывается механизм реализации прав и свобод человека, иных законодательных актов (это так называемый «процессуальный нигилизм»). Господствует традиционное представление о процессе как исключительно юрисдикционном (дескать, только судебная деятельность требует соблюдения процедуры), тогда как в четкой правовой регламентации нуждается реализация прав и свобод граждан.
Правовой нигилизм в Украине во время ее вхождения в СССР — результат определенной деформации правового сознания и правового регулирования того времени.
В бывшем СССР правовой нигилизм выступал в двух формах:
1) теоретическая (идеологическая), когда в соответствии с марксистско-ленинской теорией на государственном уровне пропагандировались идеи:
а) об отмирании государства и права при социализме и тем самым существенно принижалась роль права;
б) о предпочтительности всемирной пролетарской револю ции перед правами человека;
в) о превосходстве постановлений и решений Коммунис тической партии перед законами, о вторичности права, его от раженной реальности, обслуживающей первичные реальности - экономику и политику;
2) практическая, когда, опираясь на официальную идеологию: а) было накоплено огромное количество нормативных ак тов либо морально устаревших, либо содержащих декларации и призывы, либо не имеющих ясности и четкости формулировок и противоречащих друг другу. Была распространена порочная практика, согласно которой закон не действовал до тех пор, пока он не обрастал инструкциями или ведомственными приказами. Такая практика привела к правовой деградации общества, по родила неверие в закон, пренебрежение к нему;
Раздел V Профессий! шлъпо-правоваи культура юриста
б) установленные государством правовые нормы не со блюдались государственными же органами, ведомственными должностными лицами, которые прикрывали нарушения закон ности оправдательными объяснениями типа «в интересах наро да», «для выполнения плана» и др., что породило ведомственный правовой нигилизм. Нередко высшие должностные лица государ ства демонстрировали так называемый правовой цинизм;
в) правоприменительные, судебные и правоохранительные органы действовали, руководствуясь принципом приоритета це лесообразности перед правом и законом.
Правовой нигилизм украинского общества советского периода возник не на голой почве: он имел глубокие исторические корни. Многовековая правовая необеспеченность общества, неравенство перед законом и судом, правовой цинизм правительства и других высших органов власти, попрание национальной самобытности народа — все это, говоря словами А.И. Герцена, «убило...всякое уважение к законности» в Российском государстве, в состав которого на протяжении ряда столетий входила значительная часть Украины.
Сегодня причинами проявления правового нигилизма в Украине можно считать:
1) экономические — процесс разрушения старого хозяй ственного организма значительно опережает становление ук раинской экономики как саморегулируемой системы производ ственных связей и материальных возможностей производства на основе экономической свободы, экономического плюрализма Граждане лишились привычных условий трудовой деятельнос ти и, в силу невозможности и неспособности быстро адаптиро ваться к новой экономической обстановке, возникли неудовлет воренность, апатия, агрессивность, неуверенность в завтрашнем дне, неверие в законы;
2) социальные — напряженность как результат ослабления социальной ответственности государства и неуравновешеннос ти его социальной политики Нерегулярной оплатой труда, по вышением стоимости коммунальных услуг, низким уровнем социального обеспечения (при наличии инфляции) населения
Раздел V Профессионально-правовая культура юриста 205
государство вольно или невольно провоцирует (независимо от социально-психологической неустойчивости личности) нигилистическое отношение к праву и закону;
3) политические — распад СССР привел к потере полити ческих ориентиров, а наличие многочисленных политических партий с почти одинаковыми политическими программами — к растерянности. В условиях конституционного утверждения идео логического и политического плюрализма обнаружилась непод готовленность демократических общественных сил к быстрым историческим преобразованиями. Отсутствие прагматической демократической идеологии и политики для переходного перио да обусловило трудности формирования политической системы украинского общества. Наряду с этим, перестав быть гражда нами СССР, многие из них (особенно люди старшего поколения) не осознали того, что стали гражданами Украины. Политичес кая неустойчивость их позиций, ностальгия за комсомольской и партийной «молодостью» приводит к игнорированию законов мо лодого Украинского государства;
4) идеологические — падение прежних идеалов, низкий уро вень правосознания как следствие разрушения существовавшей ранее системы правового воспитания и только начавшегося фор мирования новой. Правосознание гражданина оказалось непод готовленным к снятию криминала с многих деяний, считавшихся ранее преступными (спекуляция товарами, частная предприни мательская деятельность, коммерческое посредничество и др.), и одновременным вступлением в действие принципа «дозволе но все, что не запрещено законом». Свободу выбора гражданин воспринял как вседозволенность;
5) юридические:
— в сфере правотворчества — отсутствие последовательности, логичности принимаемых законов и подзаконных актов, их противоречивость подрывают веру в качество законов, служат основанием для правового нигилизма (например, нормативные акты о налогах неконкретны, неполны, казуистичны);
Раздел V. Профессионально-правовая культура юриста
— в сфере правоохранительной деятельности — слабое раскрытие преступности, коррумпированность должностных лиц создают условия для возможности обойти закон, порождают неустойчивость правомерного поведения. Итак, неупорядоченность законодательства, его нестабильность и противоречивость, низкая правовая культура, неотлажен-ность механизма приведения в действие принимаемых законов и ряд иных названных выше причин порождают правовой нигилизм. Чтобы свести к минимуму правовой нигилизм необходимо:
1) обеспечить должное качество принимаемых законов (в том числе уменьшить число запрещающих норм), повысить авторитет закона, совершенствовать правотворчество, с помо щью правовых норм установить стабильность и единообразие в регулировании общественных отношений;
2) совершенствовать систему правоприменительной и, прежде всего, судебной деятельности; создать высококачествен ные системы правового обслуживания, упрочить законность, учесть каждую юридическую ситуацию, повысить роль суда;
3) добиться эффективности в деятельности правоохрани тельных органов по предотвращению правонарушений. Повысить профессиональную культуру всех субъектов правоохранитель ной системы, преодолеть недоверие населения к работе право охранительных органов. Устранить такие недостатки в работе правоохранительных органов, как запоздалое реагирование на сообщение о правонарушениях; безинициативность, непро фессионализм, пассивность работы «по горячим следам» и в ходе последующих следственных мероприятий; слабое взаимодей ствие оперативных работников, следователей, экспертов. Поста вить заслон произволу, распущенности, ввести в границы правопорядка деятельность граждан и их законных объединений;
4) повысить уровень правосознания и правовой культуры населения, который позволил бы закону работать. Обеспечить действенность юридического всеобщего образования, призван ного повысить компетентность граждан и должностных лиц. Сформировать новый тип правового мышления личности как не обходимое условие ее жизнедеятельности в условиях правового
Раздел V. Профессионально-правовая культура юриста 207
государства. Такому прогрессу в немалой степени должно помочь улучшение правовой информированности;
5) специализированно обучать и воспитывать юристов. Это способствовало бы преодолению недостатков в подборе и расстановке кадров.
Все должностные лица государства должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки. Необходимо исключить ведомственный юридический нигилизм, неуважение закона со стороны административно-управленческой системы. Следует преодолеть традицию прежних лет, когда чиновничий аппарат был уверен в своем праве корректировать закон, а его подчиненные привыкли к тому, что надлежит исполнять не закон, а идущие сверху инструкции и указания.
|