Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стили решения конфликтов в юридической практике
Стиль решения конфликтов — мера, в рамках которой одна 1 Положение о Национальной службе посредничества и примирения утверждено Указом Президента Украины от 17.11.1998 г.
Стиль конкуренции (соперничества) реализуется профессионалом-юристом, обладающим сильной волей, авторитетом, властью, уверенным в правильности своего решения (в том числе непопулярного) и настаивающим на нем. Для этого стиля характерно стремление удовлетворить свои интересы без учета интересов других, отстоять свое, занять жесткую антагонистическую позицию, применить власть, давление, использовать зависимость партнера. Этот стиль неприемлем для коллектива или личности, с которыми руководитель находится в доверительных и личных отношениях: он может вызвать только чувство отчуждения. Нецелесообразно использовать этот стиль юристом, который не обладает властью и имеет точку зрения, не совпадающую с мнением начальника. Стиль сотрудничества — наиболее распространен у профессионала-юриста, который не только активно отстаивает свои интересы, но и принимает во внимание интересы другой стороны, пытается с ней сотрудничать, ищет альтернативы, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон, путем открытого обсуждения, откровенного анализа расхождений в процессе Раздел IV Психологическая культура юриста отработки решения. Такой стиль требует длительной работы, умения излагать суть своих интересов, выслушивать другую сторону, сдерживать эмоции, разделять по взаимному согласию инициативу, ответственность и исполнение. Использование стиля сотрудничества полезно для обеих сторон, особенно если у них длительные, прочные и взаимозависимые отношения. С его помощью возможно удовлетворить интересы всех сторон (интегрировать их точки зрения, обогатиться совместным опытом) и усилить вовлечение сотрудников в совместную профессиональную деятельность. Стиль уклонения встречается при рассмотрении проблемы, не столь важной для какой-то из сторон, вследствие чего одна из них уклоняется от разрешения конфликта, не отстаивает свои права, не желает тратить силы и энергию на выработку решения (мотивировка разная: трудный день, отсутствие власти для благоприятного решения проблемы, осознание невозможности и нежелания решать вопрос в свою пользу, незначительность источника разногласий для траты на него сил, стремление получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение и др.). Стиль уклонения может применяться в случаях, когда одна из сторон: а) обладает большей властью; б) понимает, что не права; в) считает, что не следует продолжать контакты или брать ответственность на себя. Стиль приспособления используется, когда сторонам важнее не разрешение конфликта, а восстановление согласия и спокойствия в коллективе. Для этого стиля характерно стремление сохранить приятные отношения, обеспечить интересы партнера, сгладить противоречия, избежать обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями или претензиями. Ради добрых отношений с коллегами одна сторона жертвует собственными интересами, поступается своей точкой зрения, особенно если осознает, что: а) у нее недостаточно власти либо шансов одержать победу в конфликтной ситуации; б) правда на другой стороне. Раздел IV Психологическая культура юриста 183 Стиль компромисса реализуется при стремлении сторон избежать конфликта и урегулировать разногласия на взаимных уступках, частичном удовлетворении стремлений друг друга. Это поиск срединных решений, когда никто много не теряет, но имеет некоторые приобретения. Этот стиль применим, когда стороны стремятся к одной и той же цели (например, занять одну и ту же должность или один и тот же кабинет), полностью не раскрывают своих интересов, но понимают, что одновременно для них это невыполнимо и кто-то должен уступить. При этом обе стороны обладают одинаковой властью и имеют равно сильные аргументы в свою пользу. Однако сторона, для которой удовлетворение данного желания не столь принципиально, согласна на временное компромиссное решение, позволяющее что-то получить. Последнее, как известно, лучше, чем все потерять. Стиль компромисса занимает срединное положение между стилями руководства и является наиболее применимым. Однако не следует его считать удобным на все случаи жизни. Эффективность использования каждого из названных стилей во время решения конфликта зависит от конкретных условий. Надо научиться стратегически правильно выбирать наиболее подходящий для определенных обстоятельств, который не осложняет ситуацию, не сильно нарушает внутренний комфорт, дает возможность избежать стресс. Для конструктивного решения конфликта необходимо наличие следующих факторов: • адекватное восприятие конфликта — умение без личных • открытое общение — честное высказывание своей пози • стремление конфликтующих сторон создать атмосферу Возможны две основные стратегии поведения для урегулирования конфликта Раздел IV. Психологическая культура юриста кооперация — ориентация на интересы и потребности партнеров, стратегия соглашений, поиск совместных интересов; настойчивость — ориентация на собственные интересы, достижение собственных целей, жесткий подход.
|