Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили решения конфликтов в юридической практике






Стиль решения конфликтов — мера, в рамках которой одна
из сторон стремится удовлетворить свои интересы при пассив­
ном или активном действии (настойчивость) либо интересы
другой стороны
путем совместного (или индивидуального) дей-
ствия (кооперация)._______

1 Положение о Национальной службе посредничества и примирения утвержде­но Указом Президента Украины от 17.11.1998 г.


Стиль конкуренции (соперничества) реализуется професси­оналом-юристом, обладающим сильной волей, авторитетом, властью, уверенным в правильности своего решения (в том числе непопулярного) и настаивающим на нем. Для этого стиля харак­терно стремление удовлетворить свои интересы без учета интересов других, отстоять свое, занять жесткую антагонисти­ческую позицию, применить власть, давление, использовать за­висимость партнера. Этот стиль неприемлем для коллектива или личности, с которыми руководитель находится в доверительных и личных отношениях: он может вызвать только чувство отчуж­дения. Нецелесообразно использовать этот стиль юристом, который не обладает властью и имеет точку зрения, не совпа­дающую с мнением начальника.

Стиль сотрудничества — наиболее распространен у про­фессионала-юриста, который не только активно отстаивает свои интересы, но и принимает во внимание интересы другой сторо­ны, пытается с ней сотрудничать, ищет альтернативы, полнос­тью удовлетворяющие интересы обеих сторон, путем открытого обсуждения, откровенного анализа расхождений в процессе



Раздел IV Психологическая культура юриста


отработки решения. Такой стиль требует длительной работы, умения излагать суть своих интересов, выслушивать другую сторону, сдерживать эмоции, разделять по взаимному согласию инициативу, ответственность и исполнение. Использование сти­ля сотрудничества полезно для обеих сторон, особенно если у них длительные, прочные и взаимозависимые отношения. С его помощью возможно удовлетворить интересы всех сторон (интег­рировать их точки зрения, обогатиться совместным опытом) и усилить вовлечение сотрудников в совместную профессиональ­ную деятельность.

Стиль уклонения встречается при рассмотрении проблемы, не столь важной для какой-то из сторон, вследствие чего одна из них уклоняется от разрешения конфликта, не отстаивает свои права, не желает тратить силы и энергию на выработку реше­ния (мотивировка разная: трудный день, отсутствие власти для благоприятного решения проблемы, осознание невозможности и нежелания решать вопрос в свою пользу, незначительность ис­точника разногласий для траты на него сил, стремление полу­чить дополнительную информацию, прежде чем принять решение и др.). Стиль уклонения может применяться в случаях, когда одна из сторон: а) обладает большей властью; б) понимает, что не права; в) считает, что не следует продолжать контакты или брать ответственность на себя.

Стиль приспособления используется, когда сторонам важ­нее не разрешение конфликта, а восстановление согласия и спо­койствия в коллективе. Для этого стиля характерно стремление сохранить приятные отношения, обеспечить интересы партнера, сгладить противоречия, избежать обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями или претензиями. Ради добрых от­ношений с коллегами одна сторона жертвует собственными интересами, поступается своей точкой зрения, особенно если осознает, что: а) у нее недостаточно власти либо шансов одер­жать победу в конфликтной ситуации; б) правда на другой сто­роне.


Раздел IV Психологическая культура юриста 183

Стиль компромисса реализуется при стремлении сторон избежать конфликта и урегулировать разногласия на взаимных уступках, частичном удовлетворении стремлений друг друга. Это поиск срединных решений, когда никто много не теряет, но имеет некоторые приобретения. Этот стиль применим, когда сто­роны стремятся к одной и той же цели (например, занять одну и ту же должность или один и тот же кабинет), полностью не рас­крывают своих интересов, но понимают, что одновременно для них это невыполнимо и кто-то должен уступить. При этом обе стороны обладают одинаковой властью и имеют равно сильные аргументы в свою пользу. Однако сторона, для которой удов­летворение данного желания не столь принципиально, согласна на временное компромиссное решение, позволяющее что-то по­лучить. Последнее, как известно, лучше, чем все потерять.

Стиль компромисса занимает срединное положение между стилями руководства и является наиболее применимым. Одна­ко не следует его считать удобным на все случаи жизни. Эффек­тивность использования каждого из названных стилей во время решения конфликта зависит от конкретных условий. Надо на­учиться стратегически правильно выбирать наиболее подходя­щий для определенных обстоятельств, который не осложняет ситуацию, не сильно нарушает внутренний комфорт, дает воз­можность избежать стресс.

Для конструктивного решения конфликта необходимо на­личие следующих факторов:

адекватное восприятие конфликта — умение без личных
пристрастий и антипатий оценить собственные и противополож­
ной стороны намерения и действия;

открытое общение — честное высказывание своей пози­
ции, готовность к обсуждению объекта конфликта, к совмест­
ному нахождению путей выхода из конфликтной ситуации;

стремление конфликтующих сторон создать атмосферу
взаимного доверия и сотрудничества.

Возможны две основные стратегии поведения для урегу­лирования конфликта



Раздел IV. Психологическая культура юриста


кооперация — ориентация на интересы и потребности парт­неров, стратегия соглашений, поиск совместных интересов;

настойчивость — ориентация на собственные интересы, достижение собственных целей, жесткий подход.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал