Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология делового общения и межличностных отношений в служебном коллективе






Деятельность юриста-практика протекает в коллективе, в рамках тех или иных социальных групп. Социальные группы могут быть большие (нация, этническая группа, общество, го­сударство, партия) и малые (контактные). В повседневной практической деятельности юрист может быть включен в раз­личные социальные группы, которые имеют свои внутригруп-повые отношения. Основная его деятельность протекает в служебном коллективе.

Служебный коллектив — специально созданное на право­вой основе объединение людей для совместной деятельности, каждый член которого наделен конкретными функциональными обязанностями и связан с другими единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и вза­имопомощи. Член коллектива выступает носителем коллектив­ного сознания, созданного ценностями и нормами данного объединения.

Служебные коллективы юристов многообразны. Их основ­ным звеном являются первичные коллективы: городские или районные органы внутренних дел, уголовно-исполнительные

1 Так, Институтом повышения квалификации прокурорских работников пре­дусмотрено проводить в один-два года курс психологической коррекции после 10 лет работы (т.н. реабилитация работников прокуратуры).



Раздел IV. Психологическая культура юриста


учреждения, органы нотариата и адвокатуры, местные суды и т.д.

Служебный коллектив имеет две стороны функциониро­вания:

внешнюю;

внутреннюю.

Внутренняя сторона деятельности служебного коллектива выражается в том, что юрист вступает во взаимоотношения личные и деловые. Они влияют на его профессиональную деятель­ность и определяют психологию служебного коллектива (рабо­чей группы).

Психология служебного коллектива — совокупность опре­деленных социально-психологических явлений, возникающих в процессе его формирования и функционирования на основе внут­ренних связей форм и способов взаимного удовлетворения по­требностей его членов.

Психология служебного коллектива (рабочей группы) включает:

• психологическую совместимость;

• психологический климат;

• способы делового общения;

• межличностные отношения и др.

Общение состоит во взаимодействии двух или более лиц и сопровождается установлением и развитием контактов меж­ду ними. В процессе общения происходит обмен информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера. Обще­ние является необходимым условием совместной деятельности людей, поскольку через него происходит ее планирование, ко­ординация, а также контроль над ее реализацией. Такое обще­ние называется деловым.

Деловое общение юристов — взаимодействие по поводу практической юридической деятельности, которая направлена на ее организацию и выбор кратчайших путей достижения резуль­тата.

В группе работников юридического труда предметом


Раздел IV Психологическая культура юриста



общения является юридическое дело. Например, судья вступает в деловые общения в процессе рассмотрения дел по вопросам за­конности забастовки, правомерности закрытия печатного изда­ния, спора об имуществе и т.д.

Основная задача общения заключается в продуктивном сотрудничестве и взаимопонимании по вопросам дела, знании психологии общения.

Психология делового общения предусматривает умение разбираться в людях и на этой основе строить взаимоотноше­ния с партнером или клиентом, подозреваемым, обвиняемым, правонарушителем, осужденным, воздействовать на него.

Психология общения мооюет быть представлена через единство ее трех аспектов:

 

Восприятие Коммуникация Взаимодействие
Целостный обрчз Другого человека, ко­торый формируется на основе оценки его внешнего вида и по­ведения Обмен информа­цией, значимой для участников общения Воздействие на партнера, клиен­та, вступление в деловые и иные отношения с ним

Средства общения:

Вербальные (словесные) Невербальные
Передача информации при помощи языка Передача информации при помощи психического состояния (мимика, поза, взгляд, походка и др.)

Процесс общения имеет следующие этапы:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал