Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая совместимость и психологический климат в служебном коллективе






Психологическая совместимость является определяющим фактором в формировании и поддержании социально-психоло­гического климата.

Психологическая совместимость — это совокупная спо­собность членов коллектива к плодотворной и эффективной совместной деятельности вследствие оптимального сочетания их характеров.

Виды психологической совместимости:

Психофизиологическая Социально-психологическая
предполагает сходство интеллек­тов, эмоций, воли; согласование эмоционально-волевой реакции; синхронизацию темпов совмест­ной деятельности предполагает общность социальных установок, потребностей, интересов

Раздел IV Психологическая культура юриста 173

Психологическая совместимость дает возможность уста­новить связи между членами рабочей группы, в основе которых находятся общие ценностные ориентации, прочные отношения, обусловленные их психическими особенностями (а не должност­ным положением!). Общность ценностной ориентации проявля­ется в отношении к добру и злу, общечеловеческим нормам морали, обогащению и др. При анализе психологической совме­стимости важно учесть типы коммуникативного поведения, ко­торые определяются характерами людей и их психическими склонностями.

По степени психологической совместимости различают три типа людей:

1) амароверты (индивидуалисты) — плохо поддаются
общению; _____

2) амбоверты (приспособленцы) — общаются, но не со
всеми людьми:

3) экстраверты (коллективисты) — общительные люди._

Психологический климат — это психическая атмосфера (обстановка) сочетания интересов коллектива и каждого из его членов, благоприятствующая или препятствующая профессио­нально-правовой деятельности.

Психологический климат в рабочей группе в значительной степени определяется ее структурой:

формальной (связана с должностным положением членов группы);

неформальной (обусловлена психологическими особенно­стями членов группы).

Психологический климат устанавливается в результате действия психологических механизмов регулирования коллектив­ной деятельности:

1) адаптация — активное принятие и усвоение ценностей,
норм, традиций новыми членами рабочей группы;

2) коммуникация — активный обмен информацией, духов­
ное обогащение членов группы путем формирования ценност­
ных ориентации и установок;


3) идентификация — формирование чувства принадлежно­
сти к группе в процессе межличностного общения на уровнях:

а) эмоциональном — способность сопереживания и сочув­
ствия;

б) интеллектуальном — способность стать на точку зре­
ния коллеги;

в) поведенческом — способность подражать поведению;

4) интеграция — сплочение коллектива в саморегулируе­
мый социальный организм с учетом совместно-индивидуальной
деятельности.

Психологический климат в коллективе предполагает его единство:


Раздел IV Психологическая культура юриста



Юрист должен уметь создать на всех уровнях психологи­ческий климат, благоприятный для решения юридического дела. Социальная практика свидетельствует, что препятствием к со­зданию психологического климата в коллективе могут служить пять негативных качеств личности: ненависть, враждебность, злопамятность, жажда мести, агрессивность.

Приведем некоторые советы Д. Карлеги}.

• Будьте искренне заинтересованы в других людях.

• Запомните, что имя человека является для него самым
приятным словом.

• Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важ­
ность, значительность и сделайте это искренне.

• Покажите, что вы уважаете точку зрения собеседника.
Никогда не говорите ему, что он не прав.

• Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея при­
надлежит ему.

• Обращая внимание на ошибки человека, не высказывай­
тесь об этом прямо.

• Прежде чем критиковать другого, говорите о собствен­
ных ошибках.

• Хвалите человека за каждое его, пусть незначительное,
достижение. При этом будьте искренни и щедры на похвалу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал