Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В любом случае в конфликтной ситуации необходимо при­менять законные методы, решать споры без уничтожения про­тивоположной стороны.






4.11. Психологическая диагностика

в юридической практике.

Тестирование

Для выявления уровня психического склада личности, пси­хологической атмосферы рассмотрения юридического дела не­обходима психологическая диагностика.

Психодиагностика — разработка методов выявления пси­хических процессов, психических свойств и состояний личнос­ти и коллектива. Назначение психодиагностики — установить уровень соотношения психических элементов личности или груп­пы с целью определения их профессиональных функций или способностей, знаний, умений, навыков и др. Для этого разраба­тываются системы диагностических методик. В последнее время активно используется компьютерная психодиагностика.

Можно выделить три вида психодиагностических методик:

1. Психофизиологические методики (методы психологичес­кого воздействия на личность, метод наблюдения, метод есте­ственного эксперимента) позволяют диагностировать динамику протекания нервных процессов отдельных людей:

силу, то есть работоспособность нервных клеток при
возбуждении и торможении;

уравновешенность, то есть соотношение между силой
процессов возбуждения и торможения, степень их сбалансирован­
ности;

подвижность, то есть скорость смены процессов воз­
буждения и торможения);


Раздел IV Психологическая культура юриста 185

темп деятельности, длительность сохранения активной
работоспособности, быстроту и эффективность приспособления
к обстановке и т.п.

Методы наблюдения и естественного эксперимента позво­ляют юристу изучить объект (например, подозреваемого) в ре­альной жизненной ситуации, привычной для него деятельности, когда объект не знает о проводимом эксперименте.

2. Психо-социологические методики — личные опросы (ан­
кетный метод и метод интервью):

письменные (анкеты) — отличаются однородностью за­
даваемых вопросов большой группе людей для получения коли­
чественного материала об интересующих фактах;

устные (интервью1, беседы) — используются с целью
общей ориентировки и составления рабочей гипотезы о челове­
ке (подозреваемом, подследственном и др.).

Личные опросы способны выявить:

установки личности,

наклонности и другие психические свойства личности,

степень психологической совместимости с коллективом.

Так, метод личного опроса, проводимый работником испра­вительно-трудового учреждения по определенной программе, дает возможность выявить личностные позиции осужденного, систему его отношений к значимым явлениям его жизненного пути, возможные положительные качества, на которые следует опереться при перевоспитании осужденного.

3. Тесты — заранее продуманные испытания, при прове­
дении которых используется вероятностная техника оценки ре-

1 Распространены три вида интервью: фиксированное — сопровождается деталь­ной разработкой вопросника, в строгом соответствии с которым (как по инст­рукции) происходит интервьюирование; фокусированное — состоит в предварительном ознакомлении опрашиваемого с темой разговора и вопросами, на которых будет акцентировано внимание; свободное — отличается мини­мальными стандартами поведения интервьюера, использованием психологи­ческих и других особенностей респондента для эффективного сбора информации.



Раздел IV Психологическая культура юриста


зультатов. По результатам такого опроса можно составить представление об интеллекте человека, его характере и др. Ре­зультаты используются также для самооценки личностных ха­рактеристик.

Тесты, как правило, состоят из вопросов и ответов, име­ющих количественное выражение результатов. Вместе с тем нельзя переоценивать роль тестов, ибо они могут создать неко­торую систему ориентиров личности, но не решить проблему познания личности полностью, ее способностей и возможностей. Классификацию тестов можно провести по различным крите­риям.

Тесты в зависимости от цели: проектные — совокупность методик всестороннего изучения " личности; простые — методи­ка изучения одной из сторон личности: интеллекта, умственных способностей, коммуникабельности с целью выяснения пригод­ности лица к различным юридическим профессиям, и др.

Тесты в зависимости от характера вопросов различают: прямые — перед респондентом в открытой форме ставится воп­рос о каком-либо правовом явлении (типа экзаменационного билета); ситуационные — у респондента пытаются выяснить его оценку правового казуса (ситуации) на основе мнения или от­ношения к нему того человека, который проверяется.

Иногда используются аффективные тесты, которые пред­назначены для выяснения личностных установок. Они как бы провоцируют человека на раскрытие личностных установок (например, тест, изучающий правосознание, содержит практичес­кий случай, допускающий разные толкования вопросов факта и права, когда респондента просят сделать выбор между возмож­ными решениями). От собственно теста аффективные тесты отличаются большей естественностью. С собственно тестами их сближает постановка перед респондентом не прямого, а косвен­ного вопроса (из-за опасения, что прямой вопрос вызовет защит­ную реакцию).


Раздел IV Психологическая культура юриста



Тестирование состоит из следующих стадий:


2. з


выбор и отработка текста;

осуществление тестирования;

анализ результатов, обобщение выводов


Выбор и отработка теста, анализ результатов, обобщение выводов должны производиться специалистом. Осуществление тестирования — чисто техническая стадия, не требующая вы­сокой квалификации исполнителя.

На результаты тестирования оказывают влияние четы­ре компонента:

• нерепрезентативные выборки респондентов,

• последовательность вопросов,

• право выбора ответов,

• формулировка вопросов.

Выборка — это группа людей (респондентов), отобранных для опроса, где каждый человек имеет равные возможности участия. Нерепрезентативные выборки — это группа людей, отобранных для опроса без учета представительства интересов всего населения либо того социального (национального, религи­озного и т.п.) слоя, интерес которого к опрашиваемой проблеме значителен. Нерепрезентативные выборки, как правило, способ­ны погубить профессионально составленный тест. Выборка рес­пондентов должна быть репрезентативной (от фр. representant — представитель).

Последовательность вопросов влияет на качество ответов. Если будут поставлены вопросы, развивающие, уточняющие проблему или рассматривающие проблему с разных сторон, — ответ может точно выразить мнение респондента.

Право выбора ответа заложено в форме вопроса. Форма вопроса может стимулировать ответ, если в вопросе реализова­на возможность выбора нескольких ответов. Важной является отработка вопросов с предоставлением права выбора ответа.

Формулировка вопроса должна быть точной. Изменения в тоне вопроса могут значительно повлиять на результат тести-



Раздел IV Психологическая культура юриста


рования (глагол «запретить что-либо» может иметь то же зна­чение, что и «не разрешать», однако лучше употребить «не раз­решать», чтобы получить определенный ответ). При постановке вопроса следует учитывать профессию и соответствующие ей морально-психологические установки личности. Когда молодо­го монаха однажды спросили, смог бы он курить во время мо­литвы, он возмутился. Спросите по-другому, посоветовал монах: «Можете ли вы молиться, когда курите?»

Тестирование необходимо не само по себе, а должно иметь целью совершенствование деятельности юриста-профессионала.


Раздел V Профессионально-правовая культура юриста


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал