Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В любом случае в конфликтной ситуации необходимо применять законные методы, решать споры без уничтожения противоположной стороны.
4.11. Психологическая диагностика в юридической практике. Тестирование Для выявления уровня психического склада личности, психологической атмосферы рассмотрения юридического дела необходима психологическая диагностика. Психодиагностика — разработка методов выявления психических процессов, психических свойств и состояний личности и коллектива. Назначение психодиагностики — установить уровень соотношения психических элементов личности или группы с целью определения их профессиональных функций или способностей, знаний, умений, навыков и др. Для этого разрабатываются системы диагностических методик. В последнее время активно используется компьютерная психодиагностика. Можно выделить три вида психодиагностических методик: 1. Психофизиологические методики (методы психологического воздействия на личность, метод наблюдения, метод естественного эксперимента) позволяют диагностировать динамику протекания нервных процессов отдельных людей: — силу, то есть работоспособность нервных клеток при — уравновешенность, то есть соотношение между силой — подвижность, то есть скорость смены процессов воз Раздел IV Психологическая культура юриста 185 — темп деятельности, длительность сохранения активной Методы наблюдения и естественного эксперимента позволяют юристу изучить объект (например, подозреваемого) в реальной жизненной ситуации, привычной для него деятельности, когда объект не знает о проводимом эксперименте. 2. Психо-социологические методики — личные опросы (ан — письменные (анкеты) — отличаются однородностью за — устные (интервью1, беседы) — используются с целью Личные опросы способны выявить: установки личности, наклонности и другие психические свойства личности, степень психологической совместимости с коллективом. Так, метод личного опроса, проводимый работником исправительно-трудового учреждения по определенной программе, дает возможность выявить личностные позиции осужденного, систему его отношений к значимым явлениям его жизненного пути, возможные положительные качества, на которые следует опереться при перевоспитании осужденного. 3. Тесты — заранее продуманные испытания, при прове 1 Распространены три вида интервью: фиксированное — сопровождается детальной разработкой вопросника, в строгом соответствии с которым (как по инструкции) происходит интервьюирование; фокусированное — состоит в предварительном ознакомлении опрашиваемого с темой разговора и вопросами, на которых будет акцентировано внимание; свободное — отличается минимальными стандартами поведения интервьюера, использованием психологических и других особенностей респондента для эффективного сбора информации. Раздел IV Психологическая культура юриста зультатов. По результатам такого опроса можно составить представление об интеллекте человека, его характере и др. Результаты используются также для самооценки личностных характеристик. Тесты, как правило, состоят из вопросов и ответов, имеющих количественное выражение результатов. Вместе с тем нельзя переоценивать роль тестов, ибо они могут создать некоторую систему ориентиров личности, но не решить проблему познания личности полностью, ее способностей и возможностей. Классификацию тестов можно провести по различным критериям. Тесты в зависимости от цели: проектные — совокупность методик всестороннего изучения " личности; простые — методика изучения одной из сторон личности: интеллекта, умственных способностей, коммуникабельности с целью выяснения пригодности лица к различным юридическим профессиям, и др. Тесты в зависимости от характера вопросов различают: прямые — перед респондентом в открытой форме ставится вопрос о каком-либо правовом явлении (типа экзаменационного билета); ситуационные — у респондента пытаются выяснить его оценку правового казуса (ситуации) на основе мнения или отношения к нему того человека, который проверяется. Иногда используются аффективные тесты, которые предназначены для выяснения личностных установок. Они как бы провоцируют человека на раскрытие личностных установок (например, тест, изучающий правосознание, содержит практический случай, допускающий разные толкования вопросов факта и права, когда респондента просят сделать выбор между возможными решениями). От собственно теста аффективные тесты отличаются большей естественностью. С собственно тестами их сближает постановка перед респондентом не прямого, а косвенного вопроса (из-за опасения, что прямой вопрос вызовет защитную реакцию). Раздел IV Психологическая культура юриста Тестирование состоит из следующих стадий: 2. з выбор и отработка текста; осуществление тестирования; анализ результатов, обобщение выводов Выбор и отработка теста, анализ результатов, обобщение выводов должны производиться специалистом. Осуществление тестирования — чисто техническая стадия, не требующая высокой квалификации исполнителя. На результаты тестирования оказывают влияние четыре компонента: • нерепрезентативные выборки респондентов, • последовательность вопросов, • право выбора ответов, • формулировка вопросов. Выборка — это группа людей (респондентов), отобранных для опроса, где каждый человек имеет равные возможности участия. Нерепрезентативные выборки — это группа людей, отобранных для опроса без учета представительства интересов всего населения либо того социального (национального, религиозного и т.п.) слоя, интерес которого к опрашиваемой проблеме значителен. Нерепрезентативные выборки, как правило, способны погубить профессионально составленный тест. Выборка респондентов должна быть репрезентативной (от фр. representant — представитель). Последовательность вопросов влияет на качество ответов. Если будут поставлены вопросы, развивающие, уточняющие проблему или рассматривающие проблему с разных сторон, — ответ может точно выразить мнение респондента. Право выбора ответа заложено в форме вопроса. Форма вопроса может стимулировать ответ, если в вопросе реализована возможность выбора нескольких ответов. Важной является отработка вопросов с предоставлением права выбора ответа. Формулировка вопроса должна быть точной. Изменения в тоне вопроса могут значительно повлиять на результат тести- Раздел IV Психологическая культура юриста рования (глагол «запретить что-либо» может иметь то же значение, что и «не разрешать», однако лучше употребить «не разрешать», чтобы получить определенный ответ). При постановке вопроса следует учитывать профессию и соответствующие ей морально-психологические установки личности. Когда молодого монаха однажды спросили, смог бы он курить во время молитвы, он возмутился. Спросите по-другому, посоветовал монах: «Можете ли вы молиться, когда курите?» Тестирование необходимо не само по себе, а должно иметь целью совершенствование деятельности юриста-профессионала. Раздел V Профессионально-правовая культура юриста
|