Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыкальная культура.
Характерные черты. Широко распространены народные песни, военная музыка, формируется героический эпос. Важная роль отведена музыке при княжеском дворе. Профессиональные жанры и виды исполнения музыки связаны с искусством скоморохов и баянов. Музыка – одна из сторон быта. В летописях скоморохи впервые упоминаются в 1068 г. После принятия христианства искусство скоморохов было объявлено греховным и постоянно обличалось церковью как «бесовские игрища». Расцвет скоморошества приходится на XIV-XVII вв. Они жили при богатых дворах князей, бояр, воевод и даже царей – для увеселения. В XVII в. при царе Алексее Михайловиче во время крестьянских волнений вышли специальные указы о запрещении скоморошества. В XVIII-XIX вв. традиции скоморошества продолжили другие профессиональные исполнители фольклора (вожаки медведей, кукольники, раёшники, балаганные и карусельные «деды»), а также сказочники, сказители, свадебные дружки. Музыкальные инструменты. Наиболее разнообразны духовые инструменты из дерева. Они разделяются на три группы: свистящие (типа флейты), язычковые (типа гобоя или кларнета) и амбушюрные (типа трубы). Наиболее распространенным типом деревянной трубы с пальцевыми отверстиями является рожок. Свистящие духовые инструменты – дудки – бывают двух видов: одноствольные и многоствольные. К числу инструментов древнейшего происхождения относятся кугиклы (кувиклы, кувички) – многоствольная флейта, представляющая набор закрытых с одного конца дудочек разной длины. Каждая дудочка имеет только один звук. Струнные музыкальные инструменты делятся на смычковые и щипковые. К старинным смычковым относятся гудок и скрипка. Древнейшим щипковым инструментом были гусли. Родственным гуслям считается струнно-ударный инструмент – цимбалы. Инструмент употреблялся в качестве сопровождения для танцев. Наиболее распространенные в наши дни щипковые инструменты – балалайка и домра. К русским ударным инструментам относятся барабан, бубны, ложки, трещотки. Гудок – струнно-смычковый инструмент с тремя струнами. К 19 веку исчез из народного обихода. Жанры народно-песенного творчества: Культовая музыка связана с развитием византийской традиции церковного пения (знаменный распев). Колокольный звон – специфический вид древнерусской музыки. Музыка Древней Руси была тесно взаимосвязана с литературой, иконописью и зодчеством и входила в храмовый синтез искусств, где все «подчинено единой цели: верховному эффекту катарсиса этой музыкальной драмы и потому все подчиненное друг другу не существует, или по крайней мере ложно существует, взятое порознь» (Флоренский). Образный строй храмовых произведений отличался устойчивой гармонией средств выразительности, которая достигалась путем строгого следования канону – системе неизменных правил, признанных в качестве эталона. Творчество было внеличностным и анонимным. Знаменный распев. Основной вид церковной профессиональной музыки на Руси периода Средневековья (11-17 вв.). Знаменные распевы одноголосны. Жанры: стихира, богородичны, догматики. Большой распев (мелодически развитое, обогащенное мелизмами искусство) связывают с именем Федора Христианина. Восемь недель певческого года составляли столп. Каждой неделе соответствовал свой глас – совокупность формул-попевок. Музыкальная культура Новгорода: большое значение светской музыки, расцвет искусства скоморохов, ведущая роль новгородской певческой школы в области церковного пения. Музыкальная культура Московской Руси: дальнейшее развитие церковной музыки, расцвет знаменного пения, стабилизация его принципов и форм. Возникновение многоголосия. Хоры государевых и патриарших певчих дьяков. Усовершенствование нотной записи. Канты и псалмы – новые жанры бытовой профессиональной музыки. Псалмы (гр. psalmos – песня в сопровождении струнного инструмента) – библейские песни и молитвы, сочинение которых приписывается царю Давиду. Собрание псалмов составляет Псалтырь, а правила исполнения псалмов получили название псалмодии. Ритмика псалмов определялась грамматическими и логическими акцентами в тексте. Кант (лат. cantus – песня) – старинная трехголосная куплетная песня, исполняемая ансамблем певцов или хором без инструментального сопровождения. В придворной среде начинает развиваться светское музицирование европейского типа. Создается придворный театр. Возникает новый стиль церковной музыки, большое значение в его формировании принадлежит украинским певческим школам. Устанавливается линейная нотация. Основные жанры народной вокальной музыки: Былины – эпические песни, повествующие о прошлом русского народа. Глава исторической школы В.Ф. Миллер делил былины на два типа (богатырские, новеллистические). Для первых характерна героическая борьба богатырей и её государственные цели, для вторых - внутренние столкновения, социальные или бытовые. Духовный стих - песня религиозного содержания. Жанр возник как результат освоения народом христианского вероучения, ярко были выражены нравоучительные цели. Игровой фольклор. Г. Науменко разделил игры, часто сопровождавшиеся песнями, на три основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные. Обрядовый фольклор – календарный и семейно-бытовой. Историческая песня – посвящена важному событию или значительному лицу русской истории и выражает национальные интересы народа, его идеалы Главные герои этих песен – реальные исторические персонажи (Степан Разин, Емельян Пугачев, Ермак). Песни лирические по выраженному в них настроению, подразделялись на трагические, оптимистические, юмористические, сатирические. Они не могут быть классифицированы и по сюжетам (как эпические произведения), так как сюжет в них не развит. В филологической фольклористике проблема классификации народной лирики знает два основных подхода: - жанровый (предложен Н.П. Колпаковой). Исследовательница разделила крестьянский песенный репертуар (обрядовый и внеобрядовый) на четыре основных жанра: песни-заклинания, песни игровые, песни величальные и лирические; - тематический (сложился к рубежу XIX-XX вв., А.И. Соболевский). По этому принципу крестьянскую внеобрядовую лирику подразделяют на песни бытовые (любовные, семейные, шуточные); песни социального содержания (разбойничьи, солдатские); песни людей, уходивших на заработки (бурлацкие). В лирических песнях применялись разнообразные приёмы: психологический параллелизм, ассоциативно-цепочная связь картин, всевозможные повторы, ступенчатое сужение образов, большое количество внутрислоговых распевов и междометий. Культура Просвещения Музыкальный быт. Возрастает значение музыки в общественной жизни России в петровскую эпоху. Ассамблеи, военная музыка, расцвет хорового искусства, любительское музицирование. Организация итальянской оперной труппы. Выдающиеся иностранные музыканты в России (Ф. Арайя, Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза). Многочисленные постановки опер seria подчинены вкусам императорского двора. Происходит проникновение в Россию итальянской и французской комической оперы. Большую роль в развитие профессионального искусства сыграли крепостные театры и оркестры. «Золотой век русской культуры». Идеи просвещения – основа культуры «Золотого века». Наличие светских элементов отличает ее от традиционной средневековой культуры. «Золотой век» русской культуры – царствование Екатерины II (1762-1796), которая проводила политику «просвещенного абсолютизма». XVIII век – эпоха интенсивного развития русской музыкальной культуры. В России появляются новые важнейшие музыкальные жанры (опера, симфоническая и камерная фортепианная музыка, романс), происходит образование национальной композиторской школы. Начинается формирование национальных профессиональных кадров, появляется ряд выдающихся композиторов и исполнителей (Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич, М.С. Березовский, Д. С. Бортнянский, И. Е. Хандошкин). Комическая опера – центральный жанр в русской профессиональной музыке последней трети XVIII в. Композиционно-драматургические особенности (песенная опера с разговорными диалогами). Характерные черты – народно-песенная основа музыки, бытовой сюжет, изображение жизни низших слоев общества, демократическая и критическая направленность. М. М. Соколовский «Мельник – колдун, обманщик и сват» В. А. Пашкевич Несчастье от кареты (1772); Своя ноша не тянет (1794); Два Антона (1804); Скупой (1811). Е.И. Фомин «Ямщики на подставе». Инструментальная музыка в большинстве случаев ограничена рамками бытового музицирования. Характерный жанр – вариации на народные темы. Начинается работа по собиранию фольклорных материалов (песенные сборники В.Ф. Трутовского, Я.Б. Прача, Кирши Данилова). Формируется новый народный жанр – городская песня. Их исполняли ремесленники, извозчики, мелкие чиновники, мещане. Эти песни создавались анонимно по образцу произведений профессиональной литературы. В них иногда подвергались переработке стихотворения поэтов. Определённую роль в развитии жанра сыграли многочисленные лубочные сборники, в которых печатались авторские или анонимные песенные тексты, впоследствии переходившие в фольклор («Бывали дни весёлые», «Златые горы»). Русская культура XIX века Первая половина ХIХ века Характерные черты. В отличие от «екатерининского классицизма», главным в стиле «александровского классицизма» (ампира) стало стремление к монументальности, предельной простоте форм. Литература А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский. Живопись И.К. Айвазовский (1817-1900). А.Г. ВенециановВ. А. Тропинин (1776-1857), К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, А.А. Иванов. Формируется натуральная школа, которой присущи черты критического реализма и острой социальной направленности. Характерны осмеяние чиновничества; изображение быта и нравов дворянства; критика городской жизни; сочувствия «маленькому человеку». Главный теоретик – В. Белинский (1811-1848). Музыка А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев – авторы известных романсов.
|