![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
М.И. Глинка (1804-1857) – основоположник русской музыкальной классики.
Черты стиля: Сочетание классической гармоничности и ясности с чертами романтического искусства: красочностью, разнообразием местного колорита, народным складом музыки. Вокальное творчество: Романсы: «Сомнение», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Дивный терем стоит», «Попутная песня», вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Оперы: «Иван Сусанин». Синтез повествовательно-эпических и конфликтно-драматических элементов. Арии как музыкальные характеристики персонажей. Народно-песенная основа русских сцен. Противопоставление тем, характеризующих русский и польский народ. «Руслан и Людмила». Ведущее значение больших арий «портретов». Обрамление оперы монументальными народными сценами. Увертюра как обобщенное воплощение идеи оперы. Симфоническоетворчество. Жанрово-картинный и драматический типы симфонизма. Тяготение к программности. Использование народных тем. Особая роль вариационного развития тем («глинкинские вариации»). Произведения: «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия». А.С. Даргомыжский ( 1813-1869). Характерные черты. Первый представитель критического реализма в русской музыке, основоположник психологического оперного жанра в русской классической музыке. Творческое кредо – «хочу, чтобы звук прямо выражал слово». Социально-обличительная тенденция произведений. Бытовая социальная драма и социальная сатира. Воссоздание в музыке интонаций человеческой речи и через них социально-психологического образа героя. Городская песня и бытовой романс – основа стиля Даргомыжского. Оперы: «Русалка» – первый образец лирико-психологической оперы в русской музыке. Основу либретто, написанного самим композитором, составила неоконченная пьеса Пушкина. «Каменный гость» – осуществление принципа соответствия музыки слову. Камерноевокальноетворчество. Формирование вокального стиля Даргомыжского происходит в сочинениях 30-х- начале 40-х годов. Характерно тяготение композитора к портретности, детализации музыки в зависимости от текста. Романсы: «И скучно, и грустно», «Мне грустно» – на стихи Лермонтова. «Старый капрал», «Червяк» (на стихи П.Ж. Беранже). «Титулярный советник» (текст П.И. Вайнберга). Баллада «Свадьба» и комическая песня «Каюсь, дядя, черт попутал» на слова А.В. Тимофеева. «Я вас любил», «Мне минуло шестнадцать лет». Вторая половина ХIХ века Характерные черты. В 60-е годы в России выдвинулись новые общественно-политические силы – разночинцы, выходцы из демократических слоев, революционно настроенная интеллигенция. Основы эстетики заложил своими работами Чернышевский. В его трактате «Эстетические отношения искусства к действительности» говорится, что «прекрасное есть жизнь», а «величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством». От художника начали требовать «содержание», «объяснение жизни» и даже «приговор над изображенными явлениями». Консерватория в Санкт-Петербурге была основана в 1862 году на базе Музыкальных классов Русского музыкального общества, открытых тремя годами ранее. Главным инициатором создания Консерватории и первым директором был А. Рубинштейн. В 1866 году, на базе музыкальных классов Московского отделения Русского музыкального общества (РМО) открылась Московская консерватория. Ее первым директором Н. Рубинштейн (1866 -1881). Художники-передвижники порвав с академизмом, руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, освободительного движения России, родной природы. Идеологическими вождями передвижников были художники И. Крамской и художественный критик В. Стасов. Музыка. Творческое объединение«Могучая кучка» сложилась в 1862 г. в Петербурге; известна так же, как «Балакиревский кружок», «Новая русская музыкальная школа». Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог – критик В. Стасов. Программа «Могучей кучки»: борьба за развитие национального стиля, народность, идейность, реализм в музыке; развитие традиций М. Глинки и А. Даргомыжского. Творчество композиторов-кучкистов (Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский) перекликается по идейной направленности с творчеством художников-передвижников. М. А. Балакирев (1837-1910) Черты стиля Ведущее значение в его творчестве сыграли народно-жанровое и живописно-колористическое начала. Среди «кучкистов» выделяется приверженностью к симфонической, а не оперной музыке. Программность – характерная черта симфонизма. Преобладание тематизма народно-песенного и народно-танцевального склада, частое использование народных мелодий. Произведения: «Увертюра на темы трех русских песен» включил песни «Во поле береза стояла», «Во пиру была» и былинные напев «Что не белая береза к земле клонится». Симфоническая поэма «Тамара» – один из первых примеров литературной программности в русской классической музыке. В центральном разделе использовал наброски раннего сочинения «Лезгинка». Симфоническая картина «1000 лет» («Русь») завершена в 1884 г. Использованы три русские песни, олицетворяющие «три элемента нашей истории». Языческий период характеризуется свадебной песней «Не было ветру». Песня «Подойду, подойду под Иван-город» воплощает «московский уклад». Напев «Катенька веселая» – образ казацкой вольницы. Фортепианноетворчество. Фантазия «Исламей». Ц. А. Кюи (1835-1918) Черты стиля: отражение эстетики «кучкизма» при отсутствии выраженного национально-русского колорита. Опера и романс – важнейшие сферы композиторской деятельности Кюи. Опера «Ратклиф». А. П. Бородин (1833-1887) Музыкант и выдающийся исследователь в области химии. Организатор первых в России женских врачебных курсов, принимал участие в издании журнала «Знание». Черты стиля. Гармонично уравновешенный и жизнеутверждающий характер творчества. Создатель грандиозных эпических произведений. Воплощал народно-патриотическую идею. Национальный склад музыки Бородина сопровождается отказом композитора от цитирования подлинных народных мелодий. Восточные мотивы также нашли отражение в творчестве (симфоническая картина «В средней Азии»). «Восток» и «Русь» для Бородина – это два полюса, противостоящие и непрерывно взаимодействующие, оттеняющие значимость друг друга в ходе мировой истории. «Князь Игорь» – эпическая опера на исторический сюжет. Воплощение драматического конфликта осуществляется через противопоставление русской и восточной музыкальных сфер. Не цитируя древних обрядовых песен. Бородин широко использует все жанры фольклора, бытовавшие в 12 веке: былину, плясовые и заздравные, плачи-причитания. Наибольшую популярность получили «Половецкие пляски» – олицетворение чувственного земного бытия, которое притягивает и одновременного отталкивает христианскую душу» (Л.А. Рапацкая). Оперу закончили Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. С имфоническоетворчество. Популярность получила Вторая симфония (Богатырская) и симфоническая картина «В Средней Азии». Камерноетворчеств: 16 романсов. «Песня темного леса» – характерный образец богатырской музыки Бородина Лирические романсы: «Спящая княжна», «Морская царевна», «Море», «Для берегов отчизны дальней». М. П. Мусоргский (1839-1881) Черты стиля. Творчество Мусоргского – яркое явление критического реализма. Драматический размах и трагедийность. Мастерство в изображении народных сцен. Раскрытие человеческих характеров осуществлялось через интонации речи персонажей. Оперноетворчество. Мусоргский – реформатор оперы. Идея реалистической музыкальной драмы сочеталась со строгим соответствием музыки действию. Раскрытие исторической тематики происходило в социальном аспекте. Народная музыкальная драма – основной жанр оперного творчества Мусоргского. Ранние произведения – «Царь Эдип», «Саламбо», «Женитьба». «Борис Годунов» – образец народной музыкальной драмы. Пимен, Варлаам, Юродивый – яркие представители народной массы. Образ Бориса многогранен, происходит его изменение по мере развития действия. Опера «Хованщина» раскрывает перед зрителем панораму событий 1682 г., короткий период всевластия в Москве князя Ивана Хованского, отмеченного активизацией старообрядцев. Из музыки «Хованщины» наиболее известны: вступление («Рассвет на Москве-реке»); сцена гадания Марфы из 2-го действия («Силы потайные, силы великие»). Драма человеческая показана на фоне драматичных исторических событий в стране. Камерноетворчество. «Картинки с выставки» – образец зрелого стиля Мусоргского. Цикл пьес для фортепиано написан в 1874 году в память о друге, художнике и архитекторе Викторе Гартмане. Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908) Черты стиля. Светлый, гармоничный характер искусства, этическая возвышенность и эстетическая облагороженность, отражение в нем народных идеалов. Основные образные сферы творчества: народно-сказочная, народно-бытовая, пейзажная, лирическая. Два основных пласта в музыкальном языке Римского-Корсакова связаны с реальными и фантастическими образами. В его музыке отразились древние пантеистические верования, преклонения перед природной «разумной» целесообразностью и «вечной женственностью» (образы Панночки, Снегурочки, Волховы, Царевны-Лебеди). Христианские идеи («Сказание о невидимом граде Китеже»). Творческое наследие. Три этапа творчества: ранний (до конца 70-х гг.), зрелый (80-середина 90-х гг.), поздний (конец 90-х-1900-е гг.). 15 опер, 10 симфонических произведений крупных жанров, инструментальная музыка, кантаты и хоры, 79 романсов, духовные сочинения. Автобиографическая работа «Летопись моей музыкальной жизни». Учебник гармонии. «Оперноетворчество. Опера – главная область творчества Римского-Корсакова. Ведущее значение занимают принципы эпической драматургии: сопоставление образов в сочетании с широко развитой описательностью и замедленным течением действия. «Снегурочка» – вершина творчества Римского-Корсакова 60-80-х годов, образец сказочно-эпического жанра. Написана на сюжет одноименной сказки А.Н. Островского. Премьера в 1882 г. Широкое развитие обрядовости и значение ее как связующего звена между бытовой и пейзажно-фантастической сферами. Использует подлинные народные мелодии: три календарные песни («Каледа-маледа», «А мы Масленицу дожидаем», «Далалынь, далалынь»). В свадебной сцене из 1 действия воспроизводится выкуп невесты и звучат подлинные свадебные песни «Как за речкою, да за быстрою», «Как не пава свет по двору ходит». Применяются лейтмотивы и лейттембры (флейта у Снегурочки, валторна у Весны, кларнет у Леля). Оперное творчество конца 80-х-середины 90-х годов – следующий этап эволюции сказочно-эпического жанра. «Садко» – вершина данного этапа творчества. В опере 3 цитаты: былина «Соловей Будимирович», духовный стих о Голубиной книге и мелодия из «Обихода». Воссоздание в ее драматургии и музыкальном языке манеры былинного сказа. В операх конца 90-х годов происходит обращение к лирико-психологическим жанрам, поиски новой мелодической выразительности. «Моцарт и Сальери», «Царская невеста » – высшее достижение Римского-Корсакова в жанре психологической драмы (на сюжет Мея). Поздний этап творчества. «Сказка о царе Салтане » – новая разновидность сказочно-эпического жанра у Римского-Корсакова. Воплощение идей композитора происходит в условно-шутливой форме, в духе народного лубка или балаганного представления. Народно-песенная основа музыки связана с преобладанием мелодий типа прибауток, детских песен, плясовых.Оперное творчество композитора в начале века связана с революционным подъемом. Используются аллегорическая трактовка сказочных сюжетов и элементы социальной сатиры («Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка»)). «Золотой петушок» носитусловно-театральный облик, используется гротеск, пародийность, примитивизм в характеристике Додона и его царства. Симфоническоетворчеств. симфоническая картина «Садко», симфония «Антар». «Испанское каприччио», «Шехеразада».
|