Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А.Н. Скрябин (1872-1915).
Черты стиля: внутренняя контрастность, героика и драматизм как порождение бурной социальной атмосферы России начала XX в. Философичность, контраст грандиозности и утонченности. Ранний период творчества (конец 80-х-начало 90-х годов). Фортепианная музыка – основная область творчества. Преобладают произведения малых форм. Цикл прелюдий ор. 11, ранние сонаты отмечены различными решениями циклической формы. Зрелый период творчества (1900-1908). Рост эмоциональной напряженности в музыке. Кристаллизация характерных скрябинских образов и связанных с ними тем («самоутверждение», «полет», «томление»); утверждение воли к действию как центральная идея зрелого творчества. Дальнейшая эволюция гармонии. Третья симфония: идея самоутверждения человеческого духа в борьбе – основа философской концепции произведения; три части симфонии как этапы развития героической идеи: «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра». Поздний период творчества (1909-1915). Основные черты позднего стиля Скрябина: особая острота контрастов, предпочтение крайних эмоциональных состояний, чрезвычайная нервность и психологическая изощренность музыки, ее удаленность от бытовых жанров. Символистские черты. «Прометей» – одно из центральных сочинений позднего периода.
С. В. Рахманинов (1873-1943). Черты стиля. Острота контрастов, драматизм, теплота лирических и волевая напористость героических и «моторных» эпизодов; пейзажные и эпические образы, фантастика, черты гротеска в поздних сочинениях. Прослеживаются связи с русской крестьянской песней, древнерусскими эпическими жанрами, бытовой городской музыкой. Характерные черты – мелодизм и колокольность. Большая роль в музыке принадлежит виртуозному началу. Рахманинов – один из выразителей романтических тенденций, русского искусства на рубеже XIX и XX вв. (ранний Горький, Врубель, Скрябин). Фортепианное творчество. Прелюдии отличаются острыми внутренними контрастами, чертами концертно-виртуозного стиля. Две тетради прелюдий. Этюды-картины. Центральное положение в наследии Рахманинова занимают фортепианные концерты. Их отличает симфонизация жанра: масштабность, значительность тем, интенсивность развития, интонационно-тематическое единство цикла и его частей. Второй и Третий концерты – образцы зрелого рахманиновского концертного стиля. Черты позднего стиля прослеживаются в Рапсодии на тему Паганини: общая трагическая окраска, преобладание токкатной моторики над лирикой. Вокальное творчество. Разнообразие воплощенных душевных состояний – от светлого спокойствия до мрачной патетики. Лирический монолог как основной жанр. Слияние в вокальной мелодике романсов напевности с «декламацией». В некоторых романсах проявляются черты народной песенности. Оперное творчество. Остроконфликтный трагедийный сюжет отличает оперу «Алеко». Новые черты в операх «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь»: сгущенный психологизм; отказ от бытовых черт в характеристике героев и народно-жанрового фона; возросшее значение оркестровой партии; большая роль «декламации». Симфоническое творчество. Широкие масштабы; переплетение черт лирико-драматического и эпического симфонизма; песенные темы; единство цикла, монотематизм. Третья симфония – одна из вершин творчества Рахманинова. «Симфонические танцы» – произведение, сочетающее черты симфонии и сюиты. Одночастные программные сочинения «Утес», «Остров мертвых». Кантаты и хоры. Этическая идея кантаты «Весна» и ее выражение через контраст картины весеннего пробуждения природы и драматического монолога героя. Философско-символическое содержание кантаты «Колокола», лейтобраз колокольного звона. Психологизм произведения, развитие красочно-изобразительных элементов.
|