Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слонимский Сергей Михайлович 1932
Черты стиля: умение достоверно творить в музыкальных стилях разных времен и народов, будь то русская деревня дореволюционного времени в опере «Виринея» (1967, по мотивам повести Л. Сейфуллиной) или старая Шотландия в опере «Мария Стюарт» (1980). Композитор стилизует старину, сочетая музыкальные принципы фольклора, новейших композиционных техник XX в. с собственной индивидуальностью. Один из вдохновителей «новой фольклорной волны». В его музыку органично вошли интонации туристских и бардовских песен 60-х гг. Кантата «Голос из хора» (на ст. A. Блока, 1964) – первый опыт сочетания далеких стилей в единое художественное целое, определенный впоследствии А. Шнитке как «полистилистика». Произведения. Балет «Икар» (1971); вокальные пьесы «Песнь песней» (1975), «Прощание с другом в пустыне» (1966), «Монологи» (1967); опера «Мастер и Маргарита» (1972, «Новозаветные сцены»), кантата «Песни вольницы» (1959, на народные тексты). Тищенко Борис Иванович 1939-2010 Произведения. Балеты «Ярославна», «Двенадцать»; сценические произведения на слова К. Чуковского: «Муха-цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище». Большое количество крупных оркестровых произведений. Музыка к кинофильмам «Суздаль», «Гибель Пушкина», «Игорь Саввович», к спектаклю «Собачье сердце». Черты стиля. В его творчестве наиболее рельефно выделились народно-старинная линия и линия современной эмоциональной экспрессии. По-новому освещая образы древнерусской истории и русского фольклора, композитор использует колорит архаики. Русская протяжная песня для Тищенко – и духовный, и эстетический идеал. Древнее миросозерцание привлекло Тищенко также и в связи с культурой Востока, в частности благодаря изучению средневековой японской музыки гагаку. Постигая черты русского народного и древнего восточного миросозерцания, композитор выработал в своем стиле особый тип музыкального развития – медитативную статику, при которой изменения в характере музыки наступают очень медленно и постепенно (длительное соло виолончели в Первом виолончельном концерте – 1963). В воплощении типичных для XX в. образов борьбы, преодоления, трагического гротеска, высшего духовного напряжения Тищенко выступает как продолжатель симфонических драм Шостаковича. Особенно ярки в этом отношении Четвертая и Пятая симфонии (1974 и 1976). Четвертая симфония чрезвычайно масштабна – она написана для 145 музыкантов и чтеца. Чайковский Борис Александрович 1925-1996 Произведения. В ранний период творчества композитор создал ряд крупных произведений: Первую симфонию (1947), Фантазию на русские народные темы (1950), «Славянскую рапсодию» (1951). Его дипломная работа в консерватории – опера «Звезда» по Э. Казакевичу (1949) – осталась незавершенной. Вокальные произведения Б. Чайковского посвящены проблемам: «художник и его предназначение» (цикл «Лирика Пушкина» – 1972), размышления о жизни и смерти (кантата для сопрано, клавесина и струнных «Знаки Зодиака» на стихи Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой и Н. Заболоцкого), о человеке и природе (цикл «Последняя весна» на стихи Н. Заболоцкого). Б. Чайковский – автор музыки к радиосказкам для детей по Г. X. Андерсену и Д. Самойлову: «Оловянный солдатик», «Калоши счастья», «Свинопас», «Кот в сапогах», «Слоненок-турист», музыки к кинофильмам «Сережа», «Женитьба Бальзаминова», «Айболит-66», «Лоскутик и облако», «Уроки французского», «Подросток».
|