Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.2. Социальные связи и взаимодействие между индивидами, группами, общностями






Вопросы для обсуждения:

1. Социальное взаимодействие как предмет социологического анализа.

2. Разновидности социальных взаимодействий, подходы к классификации.

3. Регуляция социального взаимодействия: принципы и примеры.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить глоссарий по теме. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.

2. Изучив основную литературу по данной теме, объясните, почему социальные взаимодействия играют важную роль в развитии личности и общества. Расскажите, чем определяется способ взаимодействия индивидов с другими индивидами и социальными группами.

3. В многообразном наборе различных взаимодействий, выделяются два основных, определяемых направленностью интересов и действий взаимодействующих индивидов и групп. Охарактеризуйте эти типы, приведите примеры их реализации на основе жизненных наблюдений, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач.

4. Изучив основную литературу по данной теме, назовите основные принципы социального взаимодействия, выделенные и обоснованные Дж. Хомансом, Дж.Г.Мидом, Г.Блумером. Охарактеризуйте специфическую позицию, занятую символическими интеракционистами в интерпретации социальных взаимодействий. Что означает, по вашему мнению, выражения «поставить себя на место другого человека», «принять на себя роль другого».

4. По мнению авторов учебного пособия по социологии (Социология: учебник/ под ред. Д.В.Иванова. М.: Высшее образование, 2005. – гл.6 –п.п. 6.1), различные модели социального взаимодействия (социального обмена, символического интеракционизма, феноменологии) могут быть эффективными средствами описания и объяснения применительно к разным ситуациям взаимодействия. Воспользовавшись разъяснением этого тезиса в данном источнике, приведите свои примеры ситуаций, которые демонстрируют такую эффективность.

5. Подготовить доклад на тему «Теории взаимодействия: эвристические возможности объяснения социальной реальности». В качестве основы данного доклада воспользуйтесь изложением теорий взаимодействия в учебнике П. Штомпки (Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. – М.: Логос, 2008. – Глава 3. От социальных действий к взаимодействию). Доклад готовится в устной форме. Выступление с докладом (5-7 минут) завершается его рецензией и обсуждением. Критерии рецензирования доклада: соответствие содержания доклада его теме; соблюдение регламента выступления; уровень владения материалом, доступность изложения, умение приводить собственные примеры, комментировать теоретические положения доступным языком, эмоциональность выступления.

6. Подготовить сообщение на тему: " Социальное явление как социальное взаимодействие в концепции П.А.Сорокина". Обсуждение доклада предполагает дискуссию, в которой обсуждаются следующие вопросы:

6.1. В чем Вы видите преимущества и недостатки подхода?

6.2. К каким современным явлениям и процессам российской действительности можно применить подход П.А. Сорокина?

6.3. Можно ли подход П.А. Сорокина считать попыткой соединения макро и микроподходов при изучении социальной реальности?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал