Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.5. Социальные общности и организации






Семинар № 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и многообразие социальных общностей.

2. Социальные группы: их сущность и разновидности.

Семинар № 2.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальные организации: понятие и структура, типы.

2. Вклад М.Вебера в теорию социальной организации. Бюрократическая организация, ее эффективность и недостатки.

3. Небюрократические организации: понятие и роль в современном обществе

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить глоссарий по теме. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.

2. Регулярно в периодических изданиях публикуются статистические данные о том, что в нашей стране насчитывается столько-то рабочих, учащейся молодежи, среди них столько-то студентов, школьников и т.п. Нередко эти данные выдаются за численность какой-то социальной общности, профессиональной группы. Правильно ли это с точки зрения критерия классификации социальных общностей - тип солидарной социальной связи? Обосновать свой ответ.

3. Был замечен любопытный факт, что при просмотре комедийных фильмов в кинотеатре, люди смеются чаще, чем при просмотре этих же фильмов дома в одиночестве. Как объяснить этот факт? Примените при ответе на данный вопрос знания, полученные при изучении данной темы.

4. Организованные группы в современном обществе играют все более заметную роль. К таким группам, по мнению П. Штомпки, следует отнести трудовой коллектив, промышленную корпорацию, школу, университет, политическую партию, симфонический оркестр и т.д. Что объединяет эти примеры и характеризует организованную группу? Можно ли применить понятие социальной связи к организованным группам?

5. К чему приводит принадлежность человека к различного рода организованным группам, например, в ситуации работающего студента? Приведите несколько примеров и ситуаций.

6. П. Штомпка описывает шесть разновидностей социальных общностей, показывая усложнение их содержания и кристаллизации (см. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества: [учебник] / П.Штомпка; пер. с пол. С.М. Червонной. – М.: Логос, 2008. – с. 202 - 205). Таблицу, представленную автором, следует дополнить недостающей колонкой с примерами.

7. Представьте в табличной форме объективные и субъективные критерии классификации социальных групп, а также возможные примеры групп.

8. Подготовиться к участию в понятийно-терминологической игре по данной теме.

Цель игры: помочь студентам усвоить основные понятия и разновидности социальных общностей и групп.

Задачи игры:

· Повысить познавательную активность студентов и их коммуникативные способности в процессе обучения;

· Привить студентам навыки организации и проведения дискуссии на основе метода действия малых групп;

· Научить студентов самостоятельно проводить анализ понятийного аппарата по темам учебного курса.

· Адекватно оценивать интеллектуальный потенциал и уровень подготовки студентов по учебному курсу.

Организация игры:

Студенческая группа подразделяется на дискуссионные группы по 4-5 человек в каждой. Каждой группе предлагается дать определение (устно) ключевых понятий данной темы, которые они нашли, изучая учебную литературу. После того, как задание обсуждено в группах (10 минут), один из представителей группы озвучивает результаты работы, а представители других групп могут вносить свои дополнения, коррективы, выражать аргументировано свое несогласие. После этого преподаватель комментирует итоги работы каждой группы и дает им оценку (оценивается правильность, полнота понятий, их количество, аргументация дополнений, корректировок).

· На втором этапе каждая группа получает термино-карту, состоящую из 6-8 понятий, отражающих содержание данной темы. Задача каждой группы – за 10-15 минут усвоить эти понятия, выделив в них основные отличительные признаки. Для того чтобы активизировать такое усвоение, участники игры поочередно устраивают друг другу экзамен: воспроизводят понятие и отвечают на вопросы, касающиеся основных признаков изучаемых понятий.

В течение следующих 10-15 минут каждая группа составляет связный текст (социологическую информацию, сообщение, рекламное обращение, социальную характеристику и т.п.), который будет оцениваться по следующим критериям: количество использованных понятий, точность в употреблении понятия, количество правильно использованных понятий, занимательность текста и исполнительское мастерство прочтения.

Оценка итогов игры производится по пятибалльной системе. От каждой группы в экспертную комиссию приглашается один из участников. Экспертная комиссия оценивает в соответствии с вышеназванными критериями доклад каждой группы.После проведения игры участникам, успешно справившимся с заданиями, ставится оценка по теме занятия.

9.Назовите основные значения термина “организация”. Объясните, почему чаще всего в социологии этот термин употребляется как обозначение элемента социальной структуры общества или социальной группы.

10. Охарактеризуйте, что представляет собой неформальная организация. Приведите примеры из жизни, литературы, кинофильмов, показывающие, как функционирует неформальная организация и какую роль она играет в жизни людей.

11. Объясните, почему социологию больше интересует деятельность формальных организаций, чем неформальных. Дайте описание существенных признаков формальной организации. Покажите на примерах из жизни, литературы, кинофильмов, как эти признаки проявляются в деятельности различных организаций.

12. Охарактеризуйте основные принципы теории бюрократии, разработанной М.Вебером, покажите, каким образом эти принципы применяются в управлении организациями.Опишите, каким образом происходит разграничение функций у высших должностных лиц в российском правительстве.Назовите факторы, обусловливающие сохранение и усиление бюрократизма.

13. В чем заключается процесс дебюрократизации общества, организации? На основе анализа литературы, собственных наблюдений покажите проявление бюрократизма по месту вашего жительства, учебы, работы.Раскройте факторы сохранения бюрократизма на примере нашей страны, различных ее регионов.Способствует ли проведение социологических исследований дебюрократизации общества?

14. Представьте себе, что предприятие стоит перед альтернативой:

а) внедрить прогрессивную технологию, сократив значительное количество работающих. В этом случае существенно повысится прибыль, появится возможность дальнейшей реконструкции предприятия, улучшения условий труда, увеличится заработная плата оставшихся на предприятии работников;

б) отказаться от внедрения новых технологий и не сокращать работников, так как в поселке одно крупное промышленное предприятие и деваться им некуда. Больше безработных — выше преступность и т. п.

Задание: Предскажите реакцию на каждую из ситуаций следующих социальных групп: рабочих, ИТР, мужчин, женщин, молодых и пожилых работников.

Существуют ли другие варианты выхода из данной ситуации?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал