Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.3. Личность и социализация






Семинар № 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Личность как объект социологического анализа.

2. Активное взаимодействие личности и социальной среды: адаптация и интеграция. Концепция социального поведения.

3. Социализация личности.

Семинар № 2.

Вопросы для обсуждения:

1. Статусно-ролевая концепция личности.

2. Понятие социального типа личности.

3. Проблема отклоняющегося от нормы поведения личности: концепции и их объяснительные возможности в современном обществе.

Семинар № 3.

1. Статусно-ролевая игра " Человек в автобусе".

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить глоссарий по теме. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.

2. Выявите достоинства и недостатки следующих позиций:

· личность творит сама себя, поэтому то, что она представляет собой, есть результат ее самовоспитания;

· личность формируется общественными отношениями, поэтому процесс ее становления определяется ими.

3. Значительный интерес для социологии личности представляет концепция “пассионарности”, разработанная Л.Н. Гумилевым. В своей концепции он классифицирует всех людей в зависимости от “способности поглощать биохимическую энергию живых существ” (см.: Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993). Первый тип располагает достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения, такой человек работает, чтобы жить. Второй тип располагает избытком энергии. Ее значительно больше, чем требуется для нормальной жизни, и человек в таком случае работает ради более высоких, идеальных целей. Этот тип человека называется “пассионарием”. Третий тип человека стремится к активной жизнедеятельности, живя за счет других, располагает недостаточной энергией. Таких людей Гумилев называет “субпассионариями”. Основываясь на данной типологии, приведите известные вам примеры пассионариев и субпассионариев из мировой и российской истории. Обоснуйте свою позицию.

4. Могут ли выступать средствами социального контроля: домашнее задание, медицинская справка, паспорт, проездной билет, ученая степень, заседание правительства, телефон, часы, компьютер, ценники на товарах.

5.П.Штомка, говоря о личности в обществе, выделяет контексты социальной жизни (Штомпка, П. Социология: анализ современного общества: [учебник] / П.Штомпка; пер. с пол. С.М. Червонной. – М.: Логос, 2008. – с. 32-34). Выделите те из них, которые наиболее значимы для вас. Ответ аргументируйте.

6. Подготовить доклад на тему: " Теории социализации личности".

7. Какие разновидности социализации выделяют различные социологи? Какие критерии они используют в своих подходах к типологизации? Что представляет собой ресоциализация, аккультурация в современном мире? Каково влияние не социализацию современных СМИ?

8. Подготовить сообщение на тему: " Социальный контроль как механизм социализации личности". Сообщение должно вызвать обсуждение таких вопросов: 1. Почему иногда неформальные санкции, применяемые к человеку членами его группы, оказываются более существенными, чем формальные? 2. Почему, как считают теоретики стигматизации, применение санкций " приводит в движение девиационную карьеру" человека, нарушившего социальные нормы? 3. Общество без преступников и преступлений - это реальность или утопия?

9. Внимательно изучите статусно-ролевую теорию личности и подготовьтесь к проведению ролевой игры «Человек в автобусе».

Цель игры: понять роли других людей, представляя, как они будут реагировать на то, что участник делает или собирается делать.

Задача игры: участники должны представить себя в положении другого, преодолев барьеры ролевой трансформации.

Сценарий игры:

Преподаватель распределяет роли за неделю до начала игры. Участникам необходимо продумать свою роль, по мере возможности подобрать соответствующие роли аксессуары. Используя метод наблюдения, определить необходимые статусные символы, продумать статусный образ. Ролевая игра хороша тем, что «актеры», участвующие в ней, могут поменять пол, возраст, социальное положение и пережить ситуации и события чужой жизни. Это развивает чувство сопричастности и «драматургические» способности, углубляет понимание других людей, расширяет вариативность поведения.

Вступительная часть: преподаватель раскрывает цель и задачи игры, дает задание в соответствии со сценарием. «Актеры» коротко характеризуют ту личность, которую они будут играть.

Примерный вариант системы социальных ролей участников игры: студент, преподаватель вуза, инженер предприятия, работник банковской сферы, программист, работающий в филиале зарубежной компании, располагающейся в данном городе, домохозяйка, пенсионер, офицер Вооруженных Сил, случайно оказавшийся в автобусе преуспевающий бизнесмен, кондуктор, контролеры (2 человека).

Игровые ситуации: посадка в автобус, приобретение билетов, предъявление проездных документов, проверка наличия билетов контролерами, конфликтная ситуация (кто-то кого-то толкнул, наступил на ногу и т.п.), остановка автобуса в «пробке», поломка автобуса и т.д.

В процессе игры обращается внимание на то, как будет выглядеть ролевая модель, как статус пассажиров влияет на проигрывание ролей в исходных ситуациях, как статусные характеристики влияют на взаимоотношения «пассажиров» и «контролеров» и т.д.

10. Подготовиться к тестированию по темам 3.2 и 3.3.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал