Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественное движение в России в 30–50-е гг. XIX в. Теория официальной народности. Западники и славянофилы. Революционные демократы.
Особенности общественной жизни после разгрома декабристов. После разгрома декабристов в 1826 г. – Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, " чугунный" цензурный устав. Преследование даже тени инакомыслия. В 1827 г. расправа с братьями Критскими. В 1833 г. – ссылка Герцена. В 1836 г. объявлен сумасшедшим Чаадаев за " Философические письма". Еще сильнее после 1848 г. – дело " петрашевцев". Кроме репрессий – насаждение теории " официальной народности": министр народного просвещения граф С.Уваров: " Православие, самодержавие, народность" (единство царя и народа, противопоставление здоровой России и гнилого Запада). Особенности общественного движения. Факторы, определившие специфику: a) репрессии, b) необходимость пересмотра прежних взглядов о целях и методах. В силу этого: · отсутствие активных форм (последняя попытка прямых политических действий – в 1827, кружок братьев Критских в МГУ собирались положить листовки к памятнику Минина и Пожарского), · основное содержание общественного движения: напряженные идейные поиски, размышления и споры о целях и средствах борьбы, · основная форма объединения: небольшой кружок единомышленников, прежде всего в студенческой, университетской среде, · постепенное изменение состава участников, включение разночинцев (наиболее яркий пример – Белинский), поэтому период от разгрома декабристов до 60-х гг. определяют как переходный, " дворянско-разночинский". Герцен – основоположник русского утопического социализма. Первые кружки Во второй половине 20-х гг. организован в Москве кружок поэта Дмитрия Веневитинова (среди участников – ряд будущих " славянофилов"). Главное – начало освоения современной немецкой философии (Шеллинг – проблема свободы). Начало 30-х гг. – кружок молодого философа Станкевича. Идеи Шеллинга, Виссарион Григорьевич Белинский (из семьи флотского врача, студент МГУ, юношеская драма " Дмитрий Калинин", исключен из МГУ). Критическое направление кружка усилилось после вступления Михаила Бакунина (из знатного рода, офицер в отставке): идеи Фихте (право народа на революцию). Сложные идейные поиски Белинского: освоение философии Гегеля. На том этапе формула: " Все действительное разумно, все разумное действительно" была понята им в смысле оправдания существующей действительности. В 1837 г. кружок распался из–за репрессий (обыск у Белинского) и болезни Станкевича. Одновременно в МГУ кружок Александра Ивановича Герцена (сын знатного и богатого дворянина). " Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон души моей". Клятва с Николаем Огаревым на Воробьевых горах. Главное – начали знакомиться с утопическим социализмом (Сен–Симон). 1833 г. – арест по делу о " несостоявшемся вследствие ареста заговоре молодых людей" и ссылка до 1840 г. в Вятку. " Люди 40-х гг." Славянофилы и западники В 40–е гг. в Москве произошло появление течения " славянофилов". Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы и др. Главное – самобытность России и превосходство ее традиционного строя над Западом: община (" соборность" и православие), отсутствие социальных противоречий. За отмену крепостного права, но против западных свобод. В противовес – " западники": единство путей развития, " догонять Европу". Белинский, Герцен, историки Грановский и Соловьев, юрист Кавелин (молодой блестящий преподаватель МГУ, кумир студентов). Главное – отмена крепостного права. Актуальность спора западников и славянофилов: сейчас также течение " почвенников", " фундаменталистов", национал-патриотов – против " гнилого Запада". Наиболее распространенная оценка общественного движения 40-х гг.: в это время начинается его разделение на либеральное и революционное. Западники и славянофилы – две разновидности либерализма. Белинский и Герцен – первые революционные демократы. С начала 40-х гг. в Петербурге организуется кружок Белинского (Герцен и Кавелин). Продолжение напряженных идейных поисков, преодоление прежнего понимания Гегеля. Главное – постановка вопроса о правах чело века. Увлечение утопическим социализмом. Вершина деятельности – письмо к Гоголю по поводу его книги " Выбранные места из переписки с друзьями" (написано во время поездки за границу в 1847 г.). Гневное обличение крепостнических порядков. В тысячах копий расходилось по России. После его смерти в 1848 г. Дубельт: " Мы бы его сгноили в крепости". В конце Николаевского правления Новая волна репрессий в конце 40-х гг. в связи с революциями в Европе. Кавелин вынужден был уйти из МГУ, славянофилы Аксаков и Самарин побывали под арестом. В 1849 г. – процесс по делу Буташевича–Петрашевского и его соратников. Главное – пропаганда утопического социализма. После расправы общественная мысль России, казалось, замерла. Герцен за границей. Разочарование в Западе (погоня за наживой, расправа с рабочими). Попытка синтеза западничества и самобытности: путь России к социализму через крестьянскую общину. В 1852 г. основал в Лондоне Вольную русскую типографию для распространения в России освободительных идей. Бакунин принял участие в революции в Германии, австрийцами выдан Николаю. Вывод Сложные идейные поиски, предвосхищены все последующие идейные тенденции. Герцен: " Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения".
|