Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Демократический политический режим. Особенности конституционного развития в демократических государствах.
Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие». Базовые принципы демократического режима власти: 1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство); 2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании; 3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти; 4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии; 5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено». К демократическим режимам относят: президентские республики; парламентские республики; парламентские монархии. Соединенные Штаты Америки – крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает второе место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе – по доле ВВП на душу населения, пятое – по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье – по численности населения (после Китая и Индии) – 264 млн. человек в 1996 году. США оказывают решающее влияние на международные отношения. Конституция США относится к числу «жестких», поскольку изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки к ней могут быть приняты либо 2/3, голосов членов каждой из палат Конгресса, что обычно и имело место, либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов. Поправки вступают в силу после того, как будут ратифицированы (утверждены) законодательными собраниями или специально созываемыми конвентами 3/4штатов. Обычно ратификацию осуществляли легислатуры, но были случаи созыва конвентов штатов. Например, XXI поправка (отменяла сухой закон) была ратифицирована конвентами штатов. За время, прошедшее с момента принятия Конституции, были приняты и вступили в силу лишь 27 поправок. Первые десять поправок именуются Биллем о правах. Они были приняты в 1789 с и ратифицированы требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепил важнейшие права и свободы человека, которые практически отсутствовали в первоначальном тексте Конституции. Последующие поправки касались вопросов избирательного права, расового и национального равноправия граждан, преемственности власти в случае досрочного прекращения полномочий президента, отдельных вопросов правосудия и т.д. Партийная система США относится к типичной двухпартийной системе, где основные партии набирают более 90% голосов. Третьи партии повлиять на распределение власти не могут. Основными партиями в США являются: демократическая, республиканская партии. Высшим органом власти в Штатах является двухпалатный Парламент, составляющий Конгресс США, который состоит из Сената США и Палаты представителей США. В Сенате каждый из 50-ти штатов имеет по 2 представителя. Конкретное количество лиц, которые могут представлять тот или иной штат, определяются каждое десятилетие, оно зависит от численности населения в конкретном штате. Однако даже если количество проживающих граждан невелико, каждый штат имеет в Сенате США хотя бы одного представителя. Сенаторов избирают на 6 лет, представителей на два года. Каждый из них может быть избран неограниченное количество раз. Конгресс состоит из 2 равноправных палат (проекты – в любую): -палата представителей - палата сената. Прямые выборы по относительной мажоритарной системе. Палата представителей: 435депутатов на 2года избираемых по одномандатным округам от штатов +3 представителя от не штатов. Сенаторы: сроком на 6лет по 2 от штата (1/3 сенаторов обновляется каждые 2года). Лоббизм узаконен. Нет влияния на Президента (даже права на запросы), кроме импичмента. Члены палаты представителей (конгрессмены) не могут быть отозваны досрочно. Неприкосновенность только на время сессии и на пути на сессию и обратно, но за ряд преступлений могут быть арестованы и во время её. Получают з/пл. Имеют свой штат (9-25 человек) получают специальную пенсию. Заседанием в палате представителей руководит спикер (представитель партии большинства), а Сенате - Вице-Президент. Спикер: определяет повестку дня, руководит аппаратом, голосует только при равенстве голосов. Вице-Президент существенных полномочий не имеет (саморегулирование Сената). Повторное рассмотрение проекта, если не согласован до конца сессии. Конгресс создает комитеты, которые работают над законопроектами. Особую роль играет Комитет всей палаты. Председатели комитетов создают подкомитеты. В обеих палатах имеются партийные фракции, возглавляемые лидерами, от него зависит прохождение закона. При конгрессе множество вспомогательных служб. Полномочия: общие - при согласовании решений обеих палат (только так принимают закон, т. к. обе палаты равноправны). Специальные - палата представителей возбуждает импичмент, сенат ратифицирует международные договоры. Общие полномочия конгресса: финансовые (налоги, пошлины, эмиссия, займы), экономические (торговля), оборона, охрана общественного порядка. По Конституции у Конгресса: издавать законы о приеме в гражданство, создавать федеральные суды. По бюджету инициатива – только у Президента. По решению Верховного Суда у Конгресса: вправе делегировать законодательные полномочия исполнительной власти. Конгресс работает по сессиям по 7-8 месяцев (с перерывами). Главная форма деятельности Конгресса - законодательство. Президент вносит закон о бюджете. Голосование при принятии законов в Палате представителей происходит возгласами. Законы подразделяют на публичные и частные. Принимаются в 3-х чтениях простым большинством обеих палат. При разногласии палат создается согласительный комитет. Конгресс принимает резолюцию по приданию законам более высокой юридической силы (только конституционные поправки). Две судебные системы: федеральная и судебная система штатов. Возглавляются Верховными судами федерации и штата. По закону о судоустройстве 1789г. (федеральная) судебная система США состоит из 3-х звеньев: - Верховный суд США (9 членов, назначает Президент с согласия Сената; только последующий конст. контроль (толкует Конституцию США, проверяет конституционные законы США и штатов, законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права - судебные прецеденты), но только по конкретным делам; 1-ая инстанция по делам по дипломатам иностранных государств, а в основном - апелляционная инстанция. - Апелляционные суды (их 12) - Окружные суды в специальных судебных округах (их 94). Военные суды - особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената пожизненно (но возможен импичмент). Дела первой инстанции рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам). Существуют специальные суды: налоговые, таможенные. Апелляционные суды (3-8 штатов) рассматривают жалобы на решения судов 1-ой инстанции. Суды штатов - рассматривают дела по законам штатов, по федеральным законам (по обычным делам последняя инстанция Верховный суд штата, по вопросам конституционности - Верховный Суд США). Фактически 50 судебных систем штатов (разные). Судебная система штатов - общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), специальные суды (трудовые, по делам несовершеннолетним). Обычно в штатах 3 звена: мировые судьи, суды общих юрисдикции, верховный суд штата. Суды штатов формируются по-разному: судьи низших судов избираются населением, всех судов – могут назначаться губернатором, мэрами городов, председателями вышестоящих судов. Общая картина: прецедентное право (выигрывает более сильный адвокат), огромное количество судов, в том числе специализированных, быстрое рассмотрение дел; есть возможность получить заранее мнение судьи о целесообразности подачи иска и о его форме (часть исков просто не подается). Допускается письменное рассмотрение дел (без вызова участников и свидетелей), если стороны с этим согласны. Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов. Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея – представителя штата, казначея и др. В 3/4 штатов в графствах избирается совет комиссионеров. Члены совета не вправе состоять в исполнительных органах и занимать другие должности. Они попеременно избирают председательствующего и коллегиально решают местные вопросы, распоряжаются финансами. В немногих штатах это совет контролеров. Он состоит из выборных членов (делегатов) – муниципалистов и тауншипов, входящих в графство. Их гораздо больше, обычно около 20 человек, но все они становятся должностными лицами графства и занимаются его делами. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития. Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В большинстве городов применяется система совет – управляющий. Управляющий, являющийся главой администрации, не избирается населением, а назначается советом из, числа опытных менеджеров, т. е. выступает как наемное должностное лицо. Поэтому совет всегда вправе его уволить. В руках у управляющего практически сосредоточена вся полнота власти, хотя при этом может существовать и выбираемый населением мэр, но только для представительских функций. Комиссионная форма городского самоуправлении как бы отвергает разделение властей, соединяя законодательные и исполнительные функции и руках единой комиссии. Эту комиссию в составе 5–7 членов на срок 2–4 года избирают жители города, она сама издает необходимые правовые акты и сама через членов комиссии организует их исполнение. Каждый член комиссии возглавляет управление и муниципалитете и, следовательно, действует бесконтрольно. Один из членов комиссии становится председателем комиссии. Внутри крупных городов, часто образующихся путем слияния нескольких соседних городов, а иногда и графств, оказывается несколько самостоятельных муниципалитетов (метрополитенские регионы). Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист – чиновник-менеджер. Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами – группу примерно однородных поселков. В мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет. В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания граждан выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля – ответственного за общественный порядок. В административно-территориальных единицах, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам. Кроме административно-территориальных единиц в США создано множество специальных округов, которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты, либо должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает сюда чиновников.
|