Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты конституционного строя Китайской Народной Республики. Органы власти КНР.






Согласно конституции КНР - государство, построенное на принципах социализма демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян.

Со времени образования Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года в стране было принято четыре конституции - в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг. первая конституция КНР строилась на основе широкого использования опыта государственного строительства СССР и других социалистических государств. Она провозгласила КНР государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян, закрепила руководящую роль Коммунистической партии Китая в государстве и ее руководство общественными организациями. После вступления в силу конституции была сформирована новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, а также законов, направленных на проведение в жизнь конституционных положений.

С конца 50-х гг. в силу ряда причин начался отход от конституционных принципов, политическая практика была поставлена выше Основного закона страны. Важнейшие конституционные положения отменялись партийными решениями без вынесения соответствующих вопросов в государственные органы. Во время культурной революции, начавшейся в 1966 г., конституционная система была подвергнута слому, конституцию фактически отменили. Результаты и практику культурной революции закрепляла конституция 1975 г.: были упразднены некоторые посты и институты государственной власти, сужались полномочия депутатов и представительных органов, упразднялась прокуратура и т.д.

По окончании культурной революции (1976 г.) конституция 1975 г. была пересмотрена, и в марте 1978 г. принята новая конституция. В целях создания эффективного аппарата управления она вернулась к более четкому определению статуса государственных органов, для чего использовались многие положения первой конституции КНР. Кроме того, восстановлены некоторые полномочия представительных органов власти, введен упраздненный ранее институт прокуратуры, более четко регламентировалась организация судов.

После третьего пленума ЦК Компартии Китая XI созыва (1978 г.), принявшего решение о начале экономических преобразований в КНР, была поставлена задача воссоздания системы органов, способных обеспечить нормальное функционирование государственной власти, ее единство по всей стране. Вместе с тем, особую актуальность в условиях начавшегося форсированного экономического развития приобрел вопрос о рациональном распределении органов государства, создании их структурных подразделений и рабочего аппарата, повышении эффективности их деятельности и обеспечении гармоничной работы. К формированию современной системы органов государства предъявлялось важнейшее требование - обеспечение устойчивости власти, недопущение имевших место в прошлом эксцессов, приведших к разрушению всей сложившейся государственной структуры. Это могло быть достигнуто прежде всего за счет стабилизации конституционно-правового регулирования порядка организации и деятельности государственного аппарата. Этим объясняется принятое в 1980 г. решение о пересмотре действовавшей конституции. На разработку новой (по официальной терминологии - «исправленной») конституции КНР ушло более трех лет. Новая конституция была утверждена Всекитайским Собранием народных представителей 4 декабря 1982 года. Согласно ей, Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое народным классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Большое значение имело также принятие 10 декабря 1982 года четырех законодательных актов: Закона об организации Всекитайского Собрания народных представителей и местные собрания народных представителей, Закона об организации Государственного Совета, Закона об организации местных собраний народных представителей и местных народных представительств. В дальнейшем в эти законы вносились поправки, уточнения, изменения, но суть их оставалась неизменной.

Конституция 1982 года внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в:

1) восстановлении института Председателя КНР;

2) создании Центрального военного совета КНР;

3) восстановлении волостного звена органов власти и управления;

4) установлении сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах;

5) установлении принципа несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей;

6) учреждении в составе правительств различных ступеней системы ревизионных органов для усиления контроля за финансами и финансовой деятельностью.

В целом, конституция 1982 года как документ, определяющий государственный строй страны, представляет собой явный прогресс по сравнению с предыдущими конституциями и существенно от них отличается. Конституция провозглашает четыре основных принципа: твердо придерживаться социалистического пути, демократической диктатуры народа, руководства Коммунистической партии Китая, а также марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна.

Исходя из этих принципов, все основные решения по вопросам государственного строительства и государственной политики принимаются партийными органами соответствующего уровня сверху донизу, представительные органы власти лишь законодательно оформляют постановления, принятые партийными органами, и осуществляют контроль за их исполнением.

Система высших органов государственной власти и управления Китая основана на Конституции КНР и представляет собой систему органов: Председатель КНР, Всекитайское собрание народных представителей с Постоянным комитетом, Государственный совет и Верховный народный суд.

В современной КНР государственная власть по всем направлениям принадлежит только собраниям народных представителей.

Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) обладает полномочиями: вносить изменения в Конституцию; изменять и утверждать «основные законы»: гражданские и уголовные, избирательные и др.;

утверждать общенациональные планы экономического и социального развития страны, контролировать их выполнение; утверждать государственный бюджет и контролировать его выполнение; объявлять начало войны и заключать договоры о мире.

ВСНП состоит из Постоянного комитета, Президиума сессии и специальных комиссий, делегаций по территориальному признаку.

Основные полномочия Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей: проведение разъяснительных работ по тексту Конституции, контролирование, исполнение ее законов и положений;

внесение изменений законов в Конституцию; корректировка планов социально-экономического развития страны, государственного бюджета;

пересмотр международных договоров КНР.

В КНР существует два законодательных органа власти: ВСНП, Постоянный комитет, который формируется в переделах самого ВСНП и полностью зависим от него.

Председатель КНР обладает единоличным правом управления государством.

Функции главы государства: представление интересов КНР в международном сообществе; утверждение законов, подзаконных актов;

утверждение указов о помиловании; объявление военного положения в стране или на определенной территории; проведение награждений государственными знаками отличия и присвоение государственных почетных званий.

Государственный совет КНР представляет собой орган исполнительной власти центрального правительства. Государственный совет КНР обладает исключительными полномочиями в социально-экономической и военно-политической сферах жизнедеятельности страны, проведения административных мероприятий, а также одобрения административных правовых актов. Государственный совет КНР возглавляет Премьер Государственного совета.

Правительство КНР несет ответственность перед ВСНП или перед Постоянным комитетом.

Высшую судебную систему представляет Верховный народный суд КНР. Полномочия Верховного народного суда включают надзор и контроль над деятельностью судебных органов. Верховный народный суд несет ответственность перед ВСНП и его Постоянным комитетом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал