Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности конституционного развития Великобритании. Политические партии. Высшие органы власти Великобритании. Судебная система.
Королевство Великобритания является по форме правления парламентской монархией, а по форме государственного устройства сложным унитарным государством. Население страны - около 60 млн. чел. Особенностью британской конституции является то, что она не является писанной как в США, то есть не существует такого закона или свода законов, которые были бы объявлены основным законом страны. Конституция Великобритании состоит их четырех категорий источников: статутов, конституционных обычаев, судебных прецедентов и доктринальных источников. Статут - акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства - монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были октроированными, т.е. приняты самим монархом. К числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Хартию, Билль о правах 1679 г., акт о престолонаследии 1701 г., об объединении с Шотландией 1706 г., о Парламенте 1911 и 1949 гг., о Палате Общин 1978 г., об автономии Шотландии 1997, о Северной Ирландии 1999 г., о реформе Палаты лордов 1999 г. и др. Судебный прецедент - это решения так называемых судов, которые обязательны при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах. Конституционные обычаи сложились в практической деятельности высших органов государственной власти (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров). Доктринальные источники - это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются Парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании. Большое значение для деятельности государственного механизма в Великобритании имеет двухпартийная система. В парламентских выборах участвуют обычно десятки традиционных и вновь образованных партий, но большинство голосов получает одна из двух основных политических партий: Лейбористкая и Консервативная. В Великобритании различаются граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, граждане британского Содружества и граждане зависимых территорий. В Великобритании существует свобода вероисповедания, есть церковные объединения католиков, иудеев, мусульман, буддистов, но государственной церковью является английская протестантская церковь. Ее глава - монарх. Решение ее синода приобретают силу после утверждения Парламентом и одобрения монархом. Законодательная власть в Великобритании принадлежит Парламенту, который состоит из трех частей: 1) Палаты общин, 2) Палаты Лордов, 3) монарха. Палата общин состоит из 659 членов, выбираемых по мажоритарной системе относительного большинства на 5 лет. Палата очень часто распускается, особенно после Второй мировой войны. Палата лордов после 1999 года составляет примерно 500 членов (до этого около 1200 членов). В состав палаты входят пожизненные пэры, духовные лорды и др. Судебный комитет Палаты лордов - высшая судебная инстанция по гражданским делам. Монарх Великобритании - это символ единства нации, преемственности государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе. Монарх - лицо неприкосновенное, политически нейтрален. Юридически британский монарх обладает значительными полномочиями, которые в совокупности называются королевской прерогативой. Фактически этими правами монарх не пользуется. В стране существует три высоких суда: Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд. Средний уровень - суди графств. Низшие суды - магистраты (мировые суды), помощники судей. Великобритания - сложное унитарное государство с политическими (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономиями). Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Они считаются ассоциированными членами Королевства Великобритании и Северной Ирландии, имеют свои законодательные органы (по местным вопросам). Кроме того, Великобритания имеет колониальные владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар. Территории Англии и Уэльса разделены на графства (39 - в Англии, 22 - в Уэльсе), а графства - на округа (их всего 339). Шотландия разделена на 32 единицы. Северная Ирландия делится на 26 графств. Конституция ФРГ официально называется Основным законом, принята в 1949году как временная (есть конституции каждой из земель). Основные черты: Отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципа демократии, равенства, разделения властей, справедливости. Ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять. Есть право каждого оказывать сопротивление всем, кто пытается сменить свободный демократический строй, если нет иных методов. По конституции ФРГ - демократическое, социальное и правовое государство с многопартийной системой. Вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований. Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, что пользование ею должно служить общему благу. Концепция правового государства находит своё выражение в нормах по которым суд является независимым. Установлена ответственность государства, его должностных лиц перед гражданином. Закон обратной силы не имеет. По форме правления Германия парламентская республика. Конституции земель должны соответствовать федеральной конституции. Изменение и дополнение может быть осуществлено только специальным конституционным законом 2/3голосов в каждой палате парламента (жесткая). Конституционный контроль осуществляет Федеральный конституционный суд. Основной закон (ст. 20, 28) провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство. Эти определения встречаются в других конституциях зарубежных стран. Однако, для Основного закона ФРГ, одного из первых в Европе, отличительной чертой стало провозглашение концепции правового государства. Подобная норма имеется и в других актах (например, в СТ. 1 Конституции Испании 1978 г.), но в Основном законе ФРГ она носит более завершенный характер. " Правовое государство - так Основной закон определяет ФРГ и ее земли (ст. 28), и поэтому все органы и институты, публичные и частные обязаны подчиняться праву. Существующие органы конституционного контроля на государственном уровне и главенство международного права; рецепция норм международного права во внутреннее происходит автоматически, поскольку общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории (ст. 25). В систему правового государства интегрирован и принцип разделения властей как по горизонтали установление разграничения в компетенции между органами одного уровня, федерального и земельного, так и по вертикали – разграничение компетенции между федерацией и землями. Одной из причин закрепления принципа разделения властей явилось недавнее прошлое Германии: при фашистском режиме осуществлялись массовые и постоянные беззакониям репрессии. Несомненно идеологическое значение концепции правового государства, под которым понимается правовая форма организации и деятельности государственной власти и основанные на праве ее взаимоотношения с индивидами. Основной закон 1949 Г. учредил в ФРГ строй парламентской республики, в которой система органов государственной власти базируется на принципе разделения властей. Законодательная власть в ФРГ вверена двухпалатному Парламенту; палаты - Бундестаг и Бундесрат не имеют равного статуса (как в порядке их формирования, так и в объеме полномочий). Нижняя палата - Бундестаг избирается на четыре года путем прямых выборов (половина членов в округах по мажоритарной системе с последующим учетом распределения мест, полученных по мажоритарной системе). Причем каждая земля располагает числом мест от трех до шести в зависимости от численности проживающего в ней населения. Каждая земля может послать столько членов, сколько имеет голосов. Места в Бундесрате распределяются с некоторым завышенным представительством для небольших земель. Для членов Бундесрата установлен принцип согласованной подачи голосов, в соответствии с которым представители каждой земли подают один общий голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам. Средством стабильности исполнительной власти учредители Конституции избрали особый статус главы Правительства Канцлера. Он получает власть непосредственно от Бундестага, будучи избранным по предложению Президента без прений. Жесткие временные рамки, установленные П. 3 и 4 СТ. 63 Конституции для избрания Канцлера и возможного при этом роспуске Бундестага, подчеркивают значение этого лица в системе органов исполнительной власти. Только Федеральный Канцлер несет ответственность перед Бундестагом; министры назначаются и увольняются Федеральным Президентом по предложению Канцлера. Еще одним элементом обеспечения стабильности Правительства стал конструктивный вотум недоверия Канцлеру, установленный СТ. 67 Основного закона., Канцлер может быть смещен со своего поста только путем избрания Бундестагом большинством голосов его преемника. Будучи процедурой весьма громоздкой, этот вотум недоверия всегда требует значительной консолидации оппозиционных сил вокруг конкретной кандидатуры, противопоставляемой правящему Канцлеру. Деструктивный вотум недоверия, наиболее часто используемый в зарубежных странах, - более " мягкая" и гибкая процедура. Если в результате негативного голосования Правительство уходит в отставку, то в таких случаях у политических партий в Парламенте всегда есть достаточно возможностей времени и выбора кандидатур для формирования нового Правительства. Если Президент по просьбе Правительства распускает парламент в качестве ответной меры на деструктивный вотум, то проводятся новые выборы и речь должна идти о формировании нового Правительства с учетом расстановки политических сил в стране в данный момент. Исполнительная власть Германии представлена Канцлером, Правительством и Президентом. В федеральный состав Правительства ФРГ входит Федеральный Канцлер и министры. Роль каждого из представителей того или иного уровня власти четко ограничена Конституционными нормами страны. Избирательный процесс заключается в формировании Бундестага (Парламента) путём свободного голосования граждан страны. Система выборов смешанная. Каждый избиратель имеет два бюллетеня: с перечнем кандидатов их округа и с партийным списком. Для партий установлен 5% барьер. Места в Бундестаге распределяются между партиями пропорционально полученным результатам по партийным спискам. В депутаты Бундестага попадают выигравшие в своих округах представители партий, оставшиеся места заполняют депутаты списочного состава. Депутаты Бундестага уполномочены избирать Канцлера. Процесс выборов на пост Федерального Канцлера проходит в три тура. Выдвигаемая Президентом и одобренная Бундестагом кандидатура возглавляет Правительство, утверждает списки кандидатов в министры и предоставляет их на рассмотрение Президенту. Канцлер осуществляет контроль за деятельностью министров, также в список его прямых обязанностей входит ведение векторной внешней и внутренней политики Республики. Фактически, в системе органов исполнительной власти данная должность наделена главенствующим статусом. Исполнительная власть Германии функционирует согласно трехступенчатой системе. Представлена она министерствами (осуществление политических задач); ведомствами среднего звена (надзирательный орган); ведомствами низшего звена (исполнительные функции). Состав министров вправе осуществлять вверенные ему задачи по своему усмотрению (в рамках закона) и нести за принятые решения и последовавшие за этим последствия полную ответственность перед Федеральным Канцлером. В случае несоответствия кандидатов занимаемой должности их кандидатуры будут пересмотрены в личном порядке и заменены. Правительство ФРГ напрямую зависит от Бундестага, который вправе вынести вотум недоверия Канцлеру (как прямому представителю Правительства), что может являться причиной отставки как Правительства, так и Канцлера. В обратном порядке, в случае возникновения спорных вопросов, угрожающих интересам благополучия страны, Канцлер имеет возможность выразить недоверие Бундестагу и требовать его роспуска посредством вынесения соответствующего решения Президентом. Конституционно закреплёнными функциями Правительства ФРГ являются: · Осуществление контроля по воплощению в жизнь законопроектов, после их принятия Парламентом, путём рассмотрений и голосования; · Планирование векторов движения развития страны в политическом ракурсе; · Воплощение в жизнь процессов руководства государственно- важными делами и иными вопросами подобного уровня важности; · Осуществление контроля над деятельностью управленческих органов на местах; · Издание постановлений: общего характера, об исполнении законов, имеющих силу, равную законам. Представители Правительства избираются на срок до 4 лет. Данный термин может быть сокращен в связи с несколькими факторами, а именно: · Уход в отставку, либо смерть Федерального Канцлера страны; · Утверждение нового состава Бундестага; · Выдвижение вотума недоверия, адресованного Федеральному Канцлеру; · В случае отклонения Бундестагом, выдвинутого Канцлером, вопроса о роспуске Бундестага Президентом. Президент в Германии избирается путём выборов, проводимых Федеральным Собранием, на срок до 5 лет (допускается сохранение должности за одним человеком до двух сроков подряд). Обычно основной кандидатурой на пост главы государства является представитель победившей на гражданских выборах партии. Им вправе стать лицо, которое достигло сорокалетнего возраста и на протяжении, не менее чем десяти лет является гражданином страны, не имеющим судимости. Выборы главы государства проходят в три тура. Мероприятие проходит следующим образом: В полдень в Берлине. в здании Бундестага начинается заседание Федерального собрания, которое открывает его президент. Федеральное собрание состоит из 1200-1250 человек. Это примерно 620 членов Бундестага и столько же представителей федеральных земель. Первый тур голосования начинается с поименного вызова каждого из них. Они покидают зал и получают избирательные бюллетени и конверты. После этого в специально установленных кабинах они отмечают в бюллетене фамилию кандидата в президенты, которого они решили поддержать. Голосующий кладет бюллетень в конверт и возвращается в зал заседаний, где стоят избирательные урны. Выборщик сдает избирательное удостоверение и опускает конверт в одну из урн. Первый тур длится примерно два с половиной часа. Президентом становится тот кандидат, который наберет в первом или втором туре голосования — абсолютное большинство голосов. Третий тур проводится, если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, тогда результатом выборов становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. Выбранный глава государства не имеет права находиться в составе Правительства, Парламента и Ландтага земель, а также занимать иную оплачиваемую должность. Функциональные обязанности Президента ФРГ включает в себя: · Назначение судей и министров; · Выдвижение кандидатуры Федерального Канцлера; · Подписание законов федерального характера. Отстранение Президента от занимаемой должности возможно в случае наличия выдвинутых Бундестагом обвинений и принятия соответствующего решения Конституционным судом страны. Бундесрат осуществляет представительство регионов на федеральном уровне, участвуя в законодательной и исполнительной деятельности. Правительство каждой из земель направляет в Бундесрат своих представителей, кроме того, в бундесрат входит 10 постоянных членов — представителей различных районов. Количество представителей земли зависит от количества населения на ней проживающем. Зачастую бундесрат выступает оппозиционно к Бундестагу, не пропуская законопроекты, ущемляющие права земель. Интересы земли при этом стоят у депутатов выше в приоритетах, чем партийные обязательства. Председатель бундесрата становится и.о. Президента, в случае если последний не может осуществлять свои обязанности. В Германии законодательную инициативу проявляет Правительство, члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты Правительства отправляются в Бундесрат, который дает заключения, а затем в Бундестаг. Если законопроект инициирован Бундесратом, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг.
|