Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принятие христианстваСтр 1 из 29Следующая ⇒
Причины: 1) стремление укрепить власть князя; 2) необходимость объединения всех восточнославянских союзов племен; 3) ввести Русь в круг цивилизованных, европейских стран, укрепить связи с Византией. 988 г од – принятие христианства. Ярослав Мудрый (1019 – 1054) Свод законов – «Русская правда».
Вопрос № 2. Социально-экономический строй Киевской Руси: дискуссии историков. Политический строй Киевской Руси. Нужно знать понятия: феодализм, вече, вассалитет.
Вопрос о социально-экономическом строе Киевской Руси является дискуссионным. А. Киевская Русь – раннефеодальное государство. Киевская Русь считается исследователями раннефеодальным государством, так как в нём сочетались пережитки родоплеменного строя и элементы феодализма, феодальный уклад не утвердился. Феодализм – социально-экономический строй, основанный на собственности феодалов (крупных землевладельцев) на землю и на эксплуатации крестьян, находящихся от них в личной зависимости. Личная зависимость в виде прикрепления к земле. Феодальные отношения характеризуются наличием крупной земельной собственности, аграрным характером труда и внеэкономическим принуждением к труду работника, имеющего собственное хозяйство. Формы внеэкономического принуждения – сословное неравноправие, крепостное право. Основные классы – социальные группы феодального общества составляют феодалы – крупные земельные собственники и крестьяне. Крестьяне не отделены от средств производства, ведут самостоятельное хозяйство, но часть произведенного продукта отдают феодалу в виде феодальной ренты (отработочная, натуральная, денежная). Феодал выступает не только как землевладелец, но и как «государь» крестьян; обладает властью над крестьянами, выступает в роли судьи, сборщика налогов и т.д.
Сохранялись черты рабовладельческого общества: применялся рабский труд (холопы). Б. Ряд историков считают, что Киевская Русь была государством с многоукладной, переходной экономикой. Так, И.Я. Фроянов полагает, что на Руси существовало несколько социально-экономических укладов, ни один из которых не был преобладающим. Русь, в отличие от стран Западной Европы, позже прошла этап становления раннефеодальных отношений.
2. Социальная структура. Источник – Русская Правда – первый свод законов древней Руси. Редакции: Краткая, Пространная – вторая половина 12 века, Сокращенная. Краткая Правда включает Правду Ярослава (около 1016 г.) и Правду Ярославичей (2 пол. 11 века).
В Правде Ярослава существовала кровная месть – пережиток родоплеменного строя. Но круг родственников, которые могли отомстить, был ограничен: отец, сын, брат, двоюродный брат, племянник. В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена, вместо нее – вира – денежный штраф за убийство (от 5 до 80 гривен[2] в зависимости от социального положения убитого).
1. Основную массу населения составляли свободные общинники – люди или людины. Они платили дань князю. (40 гривен) Мечник (младший дружинник, судебный исполнитель); гридин (младший дружинник); ябедник (судебное должностное лицо). – 40 гривен. Купечество, гости (первое упоминание в 10 веке). Купцы – 40 гривен.
2. Высшие слои: феодалы – огнищанин (мелкий или средний землевладелец); тиун (княжеский слуга, управляющий феодальным хозяйством); подъездной княжий (сборщик поступлений в пользу князя); старший конюший, княжий муж – 80 гривен. Вирник (сборщик штрафов) – 60 гривен.
3. Зависимое население. Рядовичи – (ряд - договор) заключившие договор с господином о службе на определенных условиях. Мужья рабынь, дети от браков свободных с рабынями. 5 гривен. Были административными агентами. (Княжеский конь – 3 гривны, конь смерда – 2 гривны) Закупы – разорившиеся или обедневшие общинники, которые брали купу и должны были отрабатывать её в хозяйстве у господина (князя, дружинника). 12 век. - хозяин мог подвергать телесным наказаниям - за попытку бежать обращали в холопа - имел право стать свободным, если выплатил купу - закуп продолжал вести своё отдельное хозяйство Смерды – социальный статус не вполне ясен. Были несвободными или полусвободными, работали на земле князя и несли повинности в его пользу. За убийство смерда брали штраф 5 гривен. Не имели права передавать имущество по наследству, оно оставалось у князя. 4. Челядь и холопы – рабы. Источником рабов был плен. Полностью бесправны. - холоп, ударивший свободного человека, мог быть убит пострадавшим, позже – тяжело наказан телесно - не имел права свидетельствовать на суде - за убийства раба хозяина не наказывали, он только каялся перед Богом (5 гривен, 12 гривен за княжеского сельского или пашенного старосту, за княжеского тиуна – 80 гривен).
5. Изгой – человек, лишившийся социального статуса. 40 гривен. 3. Политический строй Ряд историков определяют как раннефеодальную монархию. В политическом устройстве Руси также можно увидеть проявления прежнего, родоплеменного строя, и нового, феодального. Во главе государства был великий киевский князь. Власть передавалась по наследству. Функции князя: · управленческая · законодательная · военная · судебная · налоговая На местах – в городах управляли княжеские представители – посадники. Дружина – не только военные, но и советники князя, со временем – орган управления. Бояре – старшие дружинники, составляли постоянный совет – думу, были воеводами. Отроки, гриди, чадь – младшие дружинники (менее знатные). Были администраторами, судебными исполнителями, сборщиками штрафов. Обязанности дружинников: · защита государства от внешних врагов · участие в управлении страной · осуществление сбора дани · выполняли дипломатические поручения князя С созданием единого государства дружина стала ядром армии, наиболее сильной, хорошо вооруженной частью княжеского войска. Сохранялись пережитки родоплеменного строя – элементы народного самоуправления. Народное собрание – вече, действовало в 9-11 вв. Позднее, когда вече утратило позиции, его собирали только в особых случаях – когда это было необходимо князю или если он утрачивал власть. Сильные позиции – в Новгороде, Пскове. В княжеской думе участвовали старейшины – «старцы градские».
|