Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки к реформам






1. Новые тенденции экономического развития в XVII веке: специализация районов по производству определенных товаров, увеличение ремесленных специальностей, формирование единого всероссийского рынка (ярмарки), появление мануфактур.

Ведущим сектором экономики было сельское хозяйство, которое развивалось экстенсивным способом.

Мелкотоварному производству и ремеслу был присущ сезонный характер, то есть промышленники работали с временными промежутками. Такой способ производства препятствовал накоплению капиталов и расширению масштабов производства.

Основное занятие – земледелие, в этом – отличие российского города от западноевропейского города. => Не развивались капиталистические отношения. Не развит рынок рабочей силы.

Крупные промышленные предприятия мануфактуры в России возникли не на базе мелкого товарного производства, а путём перенесения готовых форм из Европы. Первые мануфактуры возникли в черной металлургии солеварении, кожевенном производстве.

В 1636 году голландец Андрей Виниус создал вододействующий завод в Тульско-Каширском районе, позже появились мануфактуры П. Марселиса, А. Бутенанта, Ф. Акемы.

Крупных предприятий было очень мало (20-30), поэтому они не могли определять экономическое развитие страны в целом. В Европе мануфактуры уже стали основой промышленного производства.

Уровень экономического развития отражала структура внешнеторгового оборота, – Россия вывозила сельскохозяйственное сырье, полуфабрикаты (пушнину, кожу, лес, хлеб), а ввозила промышленные товары.

Внешняя торговля находилась в руках иностранных купцов: сначала английских, позже - голландских.

=> Технико-экономическая отсталость России от западноевропейских стран.

2. Огромную прибыль для государства приносила регулярная морская крупнооптовая торговля. Самыми богатыми и экономически развитыми были морские державы, обладавшие крупным флотом и выходами к морям – Англия, Голландия, Франция. В России отсутствовал флот. Сухопутная торговля, которая не приносила большой выгоды, имела сезонный характер (неблагоприятные условия, отсутствие дорог). Единственный морской порт – Архангельск (3/4 торгового оборота страны). => Необходим выход к морям.

3. Необходимость выхода к морям имела не только экономические, но и политические причины. Россия должна была преодолеть международную изоляцию, включиться в мировые экономические и политические процессы. В Европе Россию воспринимали как «варварскую» страну (называли - Московия).

Чтобы преодолеть технико-экономическую и культурную отсталость необходимо было сотрудничество с Западом – максимальное расширение контактов и торговли.

4. Несовершенная система управления. Приказная система управления (до 80 приказов, 40 постоянных) характеризовалась отсутствием четкого разграничения ведомственных функций. Отношения между приказами были запутанными, что мешало вести государственные дела, создавало условия для произвола чиновников. На местах административная, полицейская, судебная власть находилась в руках воевод (в конце XVII веке они заменили городовых приказчиков, губных старост). Их деятельность слабо контролировалась, что приводило к произволу, злоупотреблениям, взяточничеству.

5. В стране практически отсутствовала армия. Она состояла из нескольких солдатских полков, стрелецкого войска и дворянского ополчения. В то время, когда не было войн, полки распускали по домам, то есть не было регулярной армии. Не было системы профессиональной военной подготовки.

В конце XVII веке был сделан шаг в сторону создания регулярной армии – в основе которой были постоянные воинские формирования, имевшие единообразное вооружение, занимавшиеся только военным делом – полки «нового строя».

6. Россия отставала от стран Европы и в культурном отношении. Школы действовали при церквях и монастырях, в них обучали грамоте и священному писанию. Не было светского образования, специального (высшего и среднего), российской науки.

В Европе же университеты появились в XII-начале XIII века: в 1160 Парижский и Болонский, в 1167 – Оксфордский, в 1209 – Кембридж. В XIII веке появились естественнонаучные школы.

В 1687 году была открыта Славяно-греко-латинская академия. => Отсутствовали специалисты во многих отраслях. Типографии печатали в основном церковные книги, отсутствовали периодические издания. Не было театров.

7. Опасность превращения России в колонию (в конце века XVII в Европе, что Россия станет колонией Швеции).

=> Н еобходимость модернизации, преодоления отставания России в экономической, социальной, научно-технической, культурной, военной сферах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал