![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Итоги реформ
· Петровские реформы можно считать первой попыткой модернизации российского общества. (Вывод экономики на современный для того времени уровень развития) · Создание крупной национальной промышленности (200 мануфактур) позволило преодолеть технико-экономическую отсталость России, однако ведущим сектором по-прежнему оставалось сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостными отношениями. Главными предметами экспорта оставались с/х продукты. · Определяющую роль в развитии экономики играло государство (этатизм). · Экономическая политика строилась на основе двух принципов (господствовали в Европе): меркантилизма (накопление капиталов в казне за счет активного торгового баланса – вывоз товаров из страны превышает ввоз)и протекционизма (защита отечественного производителя). · Незавершенность модернизации проявлялась в низком удельном весе городского населения (3-4%). · Реформы проводились сверху жесткими авторитарными способами, не учитывалась степень готовности общества к преобразованиям, что вызвало рост недовольства среди части дворянства, купечества, крестьянства. · Реформы не избавили страну от сложившейся системы социальных отношений, воплощенных в крепостничестве, а, наоборот, закрепили её. · Форсированное развитие крупного производства, с одной стороны, и закрепощение крестьян, с другой стороны, привели к тому, что крупная промышленность стала развиваться в виду крепостной мануфактуры. Это тормозило процесс первоначального накопления капитала, развитие внутреннего рынка. · Была создана регулярная армия, которая формировалась на основе рекрутских наборов. По некоторым подсчетам армия достигала 200 тысяч. Создан флот (около 1000 различных судов). Армия и флот были крупнейшими в мире. · Модернизация системы государственного управления по европейскому образцу. (Общество не подготовлено). · Создание новых органов власти (Сената, коллегий, губернской и городской администрации) привело к увеличению бюрократии – особого социального слоя, занятого в сфере государственного управления. · Реформы в управлении способствовали оформлению в России абсолютной монархии – формы правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, опирающаяся на разветвленный бюрократический аппарат. · Для контроля над чиновниками появилась должность фискалов, создана прокуратура (1722). · В 1700 году были отменены выборы патриарха, в 1721 году создан Святейший Синод – коллегия по управлению церковными делами, члены назначались царём. => Церковь подчинена государству. · Сословная политика: подавление личной свободы подданных и подчинение их деятельности интересам государства. · Началось становление светской культуры, свободной от церковной регламентации. · Развитие светского образования: начальные цифирные школы, специальные школы, в том числе технические. · Зарождение отечественной науки. В 1725 году создана Академия наук. · Механическое перенесение западных культурных норм и образцов поведения. · Европеизация культуры и быта затронула дворянство, чиновников, что способствовало углублению культурных различий между низшими и высшими слоями. Просвещение и культура светского характера затронула только 0, 5% населения. · Преобразования способствовали преодолению исторической отсталости страны и изоляции, Россия включилась в европейские экономические, политические и культурные процессы. · В 1721 году победой России завершилась Северная война. В Ништадте был подписан мирный договор, по которому Швеция уступила Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии, ряд городов и островов. Россия получила выход к морю. · Россия стала империей (1721 год) – то есть государством, в состав которого вошли разные национальности, подчиненные в результате военно-политической экспансии. Вырос авторитет государства, Россия стала активным участником международных отношений.
Вопрос № 10. Просвещенный абсолютизм. Идеи философов-просветителей. Сущность политики просвещенного абсолютизма. Преобразования Екатерины II.
Просвещение. Идеи Просвещения зародились в Англии в XVII веке, а в XVIII веке распространились по всей Европе: во Франции, Австрии, Пруссии, Италии, России и др. странах, а позже проникли в английские и испанские колонии в Новом Свете. XVIIII век дал человечеству целую плеяду блестящих мыслителей: Локка, Гоббса, Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера, Джефферсона, Франклина, Ломоносова, Новикова, Радищева, Канта, Лейбница, Болингброка, Свифта, Гердера, Вико и др. Поэтому Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. Просветители внесли огромный вклад в развитие представлений о государстве и обществе. Идеи просветителей: 1. В Средние века огромную роль в жизни человека играла религия. Церковь выступала бесспорным арбитром в вопросах морали, этики, повседневности человека, она освящала существующий правопорядок. Всё, что не вписывалось в церковные догматы, объявлялось ересью, подвергалось жестоким гонениям. Для просветителей новой религией стала наука. Они считали, что наука является новой важнейшей ценностью цивилизации, что престиж и благополучие государства определяется тем, какое место в нем занимает наука. (Вторая половина XVII века – прогресс естественных наук, в их развитии произошел фундаментальный сдвиг, создание ньютоновской механики). Четким научным языком можно объяснить не только законы развития вселенной, но и описать процессы функционирования общества, создать оптимальную модель организации общества и государства. 2. Вера в прогресс – поступательное движение, развитие от примитивных к более совершенным формам организации общества. (Средневековый менталитет – статичная модель общества). Западная цивилизация – эталон. (С этого времени стал утверждаться принцип европоцентризма: Западная Европа – центр мироздания, развитие человеческой цивилизации стало рассматриваться как распространение норм и принципов западной цивилизации на остальной мир). 3. Теория естественного права – люди от рождения имеют одинаковые и естественные – равные права (свобода, равенство, право на собственность). 4. Идея общественного договора. Государство возникает в результате общественного договора. В основе отношений между государством, обществом и личностью должны лежать нормы права, гарантирующие человеку неотчуждаемые или естественные права. Функции государства – защита естественных прав человека. => Возникал? – Как оградить граждан от произвола и злоупотребления власти? 5. Концепция разделения властей (Локк и Монтескье). Если власть сосредотачивает все три функции, то превращается в абсолютного монополиста, навязывающего свою волю обществу. Необходимы четкие, непересекающиеся функции трех ветвей власти. Общие черты их политики: 1. Понимание того, что для сохранения устоев «старого порядка», обществу нужны перемены (этих монархов можно назвать консервативными реформаторами). Преобразования: · поощрение торговли · ограничение деятельности цеховых структур · попытки оптимизации финансов и государственного управления · очень осторожные шаги, направленные на модернизацию аграрных отношений · развитие образовательной сферы · покровительство науке и культуре
2. Изменение взглядов на мир, на государство и общество. Раньше – в основе мировоззрения лежали церковные догматы. Новое – стремление найти рациональное объяснение и обоснование всех процессов в обществе. Общие черты их политики: 1. Понимание того, что для сохранения устоев «старого порядка», обществу нужны перемены (этих монархов можно назвать консервативными реформаторами). Преобразования: · поощрение торговли · ограничение деятельности цеховых структур · попытки оптимизации финансов и государственного управления · очень осторожные шаги, направленные на модернизацию аграрных отношений · развитие образовательной сферы · покровительство науке и культуре
2. Изменение взглядов на мир, на государство и общество. Раньше – в основе мировоззрения лежали церковные догматы. Новое – стремление найти рациональное объяснение и обоснование всех процессов в обществе.
|