Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Нимбы набекрень 4 страница






 

Голос Фила задрожал и он опустил голову. Я посмотрел на людей за столом: мокрые глаза, слезы сострадания и негромкие всхлипы были слышны в комнате.

 

«Со мной случилось что-то подобное, Фил, но я не мог выйти из запоя целый год».

 

«Слава Богу, что ты вернулся».

 

«Это потребовало от тебя немало мужества».

 

«Рецидив пишется как облегчение, Фил» - сказал консультант по злоупотреблению алкоголем и наркотиками. «Давай встретимся завтра и подумаем вместе, почему тебе было нужно облегчение и от чего».

 

«Я так горжусь тобой».

 

«Я никогда не мог продержаться так долго, как ты, Фил».

 

При заключении собрания Фил поднялся. Он почувствовал руку на своем плече, а другую на своем лице. Затем поцелуи в глаза, лоб и щеки. «Старый ты оборванец!» - сказала Дениз, «Пошли, я угощу тебя банановым коктейлем».

 

Второй случай произошел, когда Рослин училась в Университете Лойолы в штате Новый Орлеан в 1981 году.

 

Профессор Меган МакКенна читала лекцию по исторической обстановке Нового Завета в начале служения Иисуса. В четыре главных религиозных группы входили фарисеи, саддуккеи, зилоты и ессеи. Фарисеи отделяли себя от всех, кто был неверен закону и традициям, чтобы сформировать закрытые сообщества, верный остаток Израиля. Их название означало «отделенные», т.е. святые, истинное сообщество Израиля. Их мораль была законнической и буржуазной, и заключалась она в награде или наказании. Бог любил и награждал тех, кто соблюдал закон, и ненавидел и наказывал тех, кто не делал это.

 

Профессор МакКенна рассказала о позиции саддукеев, которые были в основном консерваторами и большей частью состояли из богатых аристократов. Потом она рассказала о зилотах, которые рассматривали подчинение Риму как акт измены Богу, и о ессеях, которые отвергали всех, кто не принадлежал к их секте. Они полностью отделялись от общества и жили целомудренной и аскетичной жизнью в пустыне. Всех посторонних они ненавидели как сынов тьмы. Любовь и уважение были предназначены только для членов их группы — сынов света.

 

МакКенна продолжила: «Грешники были изгоями общества. Любой, кто по какой-либо причине преступал закон и обычаи среднего класса (образованных и добродетельных, книжников и фарисеев) считался низшим и к нему относились как к человеку из низшего класса. Грешники были четко определенной социальной группой.

 

Закончив свою лекцию, профессор МакКенна предложила: «Давайте проведем небольшой эксперимент прямо в этом классе. Пусть встанут те, кто не курят и перейдут к левой стороне класса. Пусть бывшие курильщики встанут на середину класса. А те, кто все еще курят, пусть встанут справа.

 

Тридцать студентов никогда не курили, двенадцать были бывшими курильщиками, а три были активными. Рослин сказала: «На тот момент я принадлежала к последней группе. Я сразу же почувствовала отчужденность».

 

МакКенна сказала: «Давайте обсудим два вопроса. Во-первых, как вы относитесь к правилам, регулирующим курение на территории студенческого городка, в ресторанах, аэропортах и так далее?»

 

Все три группы единодушно согласились в том, что эти ограничения были полезными, важными для экологии и для здоровья и благополучия окружающих.

 

«Второй вопрос: как вы лично относитесь к курильщикам?»

 

«Они отвратительны и не считаются с другими» - сказал один некурящий.

 

«У всех, кто курит, заниженная самооценка и неправильное представление о себе» - заметил другой.

 

«У них нет силы воли».

 

«Они — ужасные примеры для подростков».

 

«У меня есть серьезные сомнения насчет глубины их веры и личных взаимоотношений со Христом».

 

«Разве они не понимают, что отравляют атмосферу?»

 

Рослин рассказывала: «Я съежилась и прижалась к стене, словно женщина, пойманная в прелюбодеянии. Внезапно атмосфера стала такой враждебной. На протяжении последних четырех лет учебы в этом университете я молилась, поклонялась, ходила на пикники, пила кофе, училась и общалась с этими людьми. Я ощущала к ним глубокую привязанность из-за нашей совместной деятельности и служения. Бывшие курильщики были более сострадательны, потому что они сами были на нашем месте и знают силу пристрастия. Сначала я злилась. Когда же внутренний гнев стих, я хотела плакать. Я никогда не чувствовала себя так одиноко.

 

Прозвенел звонок и урок закончился. Мы вышли из класса в полной тишине».

 

На следующий день профессор МакКенна, следуя своей обычной процедуре, попросила студентов поделиться своими чувствами и ощущениями во время эксперимента.

 

«Вчера я узнала кое-что о себе» - сказала женщина, которая высказала самое жесткое и осуждающее мнение во время эксперимента. «Мне нужно больше сострадания к людям, которые отличаются от меня».

 

«Что ты почувствовала вчера, Рослин?» - спросила учительница.

 

«Когда я стояла возле стены, я подумала, что если бы у людей из первой группы в руках были камни, то они бы закидали нас ими. Я поняла, как мне было трудно посмотреть на них и сказать: «Отче, прости их, ибо не ведают, что творят».

 

Эксперимент профессора МакКенны достиг цели, которую она поставила. Жесткие слова Иисуса, адресованные фарисеям тех дней, простираются и в наши дни. Сегодня они направлены не только к падшим теле-проповедникам, но и к каждому из нас. Мы полностью упускаем смысл Его слов, когда пользуемся ими как оружием простив других. Они должны быть лично приняты каждым из нас. Это форма христианского фарисейства в наше время. Лицемерие — это прерогатива не только высокопоставленных лиц. Самые бедные из нас подвержены этому ничуть не меньше. «Лицемерие — это естественное выражение всего самого противного в нас» - писал Джеральд Слоян.

 

Евангелие оборванца открывает нам, что Иисус прощает грехи, включая грехи плоти, и что Ему уютно с грешниками, которые умеют проявлять сострадание, но Он не может и не будет общаться с притворщиками в Духе.

 

Наверное, настоящая раздвоенность в христианском сообществе сегодня — не между консерваторами и либералами, или креационистами и эволюционистами, а между бодрствующими и спящими. Христианин-оборванец признает вместе с Макбет: «Жизнь – как плохой актер, что важничает или мечется по сцене, а доиграет роль, и больше о нем никто не вспомнит». Так же как умный человек знает, что он глуп, так же и бодрствующий христианин знает, что он — оборванец.

 

Хотя истина — это не всегда смирение, смирение — это всегда истина: отчетливое осознание, что я обязан всей своей жизнью, существованием и спасением Богу. Это важное признание лежит в основе нашего ответа на благодать.

 

Красота евангелия оборванца заключается в том образе Иисуса, который оно представляет нам: нежности Его сердца, Его взгляде на мир, Его манере поведения со мной и вами. «Если вы действительно хотите понять человека, то не только слушайте, что он говорит, а наблюдайте за тем, как он поступает».

 

Глава 4. Нимбы набекрень

 

Мужчина зашел в кабинет врача и сказал: «Доктор, у меня ужасно болит голова и эта боль никак не проходит. Не могли бы Вы прописать мне какое-нибудь лекарство?»

 

«Хорошо» - ответил доктор, «но сначала я хочу выяснить несколько вещей. Скажите, Вы много выпиваете?»

 

«Выпиваю?» - возмущенно переспросил мужчина. «Я никогда не прикасаюсь к алкоголю».

 

«Вы курите?»

 

«Я считаю, что курение — отвратительно. Я никогда в жизни не прикасался к табаку».

 

«Мне немного неловко спрашивать у Вас об этом, но Вы же знаете, какие бывают мужчины. У Вас есть любовница?»

 

«Конечно, нет. За кого Вы меня принимаете? Я ложусь спать самое позднее в 10 часов вечера».

 

«Скажите, а головная боль, о которой Вы говорите, это острая, пронзающая боль?» - спросил доктор.

 

«Да» - ответил мужчина. «Именно такая: очень острая, пронзающая боль».

 

«Так это же просто, дружище! Ваша проблема в том, что Ваш нимб слишком сдавливает Вам голову. Вам нужно немного его ослабить».

 

Проблема с нашими идеалами в том, что если мы достигнем их, то с нами будет невозможно жить.

 

Нимб спасенного грешника нужно носить свободно, изящно, не затягивая его. Мы уже говорили с вами о том, что крест совершил гораздо больше, чем просто явил нам Божью любовь. Кровь Агнца указывает на истину о благодати: то, что мы не можем сделать сами для себя, Бог совершил это за нас. Христос понес наши грехи на кресте, занял наше место и умер за нас. У креста Иисус показывает, что грешник — это не только нищий, но и преступник перед Богом. Иисус Христос не только понес наши грехи, но и избавил нас от них. Мы не можем смыть пятна наших грехов, но Он — тот Агнец, который понес на Себе грехи всего мира.

 

Грешник, спасенный благодатью, ощущает, что его влечет к себе Голгофа, крест, и он слышит в себе вопрос: «Почему Он умер?» Ответ мы находим в Евангелии от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Еще одну подсказку мы находим у Павла в послании Галатам: «Возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Ответ находится в любви.

 

Но этот ответ кажется слишком простым, слишком поверхностным. Да, Бог спас нас, потому что возлюбил нас. Но Он же Бог. У Него безграничная фантазия. Разве Он не мог придумать другой способ искупления? Разве Он не мог спасти нас улыбкой, приступом голода, словом прощения, одной каплей крови? И если уж Ему нужно было умереть, то ради всего святого — ради Христа — разве Он не мог умереть в постели и достойно встретить смерть? Почему Его осудили как преступника? Почему Его спину хлестали плетями? Почему Его голову увенчала корона из терния? Почему Его прибили к кресту и позволили Ему умереть в жуткой и одинокой агонии? Почему Он испустил Свой последний вздох в кровавом позоре, в то время как мир, за который Он умирал, в дикой ярости подстрекал Его палачей, словно дикие звери, готовые разорвать свою жертву на клочья? Почему они должны были забрать самое лучшее?

 

Мы знаем только одно: мы не понимаем любовь Иисуса Христа. Мы смотрим фильмы о любви и наше сердце откликается, глядя на то, через что готовы пройти герой и героиня ради любви. Мы знаем, что в конце концов, если наша любовь достаточно сумасшедшая, то мы будем готовы рискнуть своей осторожностью и даже жизнью ради того, кого мы любим. Но когда дело доходит до Божьей любви, выраженной в разбитом, обескровленном теле Иисуса Христа, мы становимся беспокойными и начинаем говорить о богословии, божественной справедливости и ереси универсализма.

 

Спасенный грешник поклоняется в восхищении и растворяется в изумлении перед Богом и хвале. Он знает, что покаяние — это не то, что мы делаем для того, чтобы заслужить прощение. Мы каемся, потому что мы прощены. Это больше является выражением благодарности, чем попыткой заработать прощение. Таким образом, сначала идет прощение, а потом покаяние, а не наоборот, и это ключевой момент в понимании Евангелия благодати.

 

Но многие из нас не знают нашего Бога и не понимают Его Евангелие благодати. Многие представляют себе, что Бог сидит наверху как Будда — бесстрастный, неподвижный, с каменным выражением лица. Но Голгофа взывает к нам более громко, чем любой учебник по Богословию: мы не знаем нашего Бога. Мы еще не уразумели для себя истину из первого послания Иоанна: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (4: 10). Крест открывает нам глубину любви Отца к нам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15: 13).

 

Ученик, живущий по благодати, а не по закону, пережил настоящее обращение — поворот от недоверия к доверию. Самая важная характеристика жизни по благодати — это доверие искупительной работе Иисуса Христа.

 

Глубокая вера в то, что Бог присутствует и действует в человеческой жизни, как в это верил Иисус, - это понимание того, что я — возлюбленное Божье дитя и поэтому я свободен доверять. Это сильно меняет то, как я отношусь к себе и к другим, а также то, как я живу. Доверять Авве и в молитве, и в жизни — это стоять с детским простодушием перед тайной милосердной любви и принятия.

 

Законническая религия склонна не доверять Богу, не доверять другим, и следовательно, не доверять себе. Позвольте мне поговорить с вами откровенно. Вы действительно верите в то, что Отец нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа милосерден и что Он заботится о вас? Вы действительно верите в то, что Он всегда и непрестанно находится с вами как друг и помощник? Вы действительно верите, что Бог есть любовь?

 

Или вы научились бояться этого любящего и милосердного Отца? Иоанн говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Иоанна 4: 18). Приучились ли вы думать об Отце как о судье, шпионе, поборнике строгой дисциплины и наказаний? Если вы так думаете, то вы ошибаетесь.

 

Любовь Отца открылась в любви Сына. Сын был дан нам, чтобы мы перестали бояться. В любви нет страха. Отец послал Сына, чтобы вы «могли иметь жизнь и иметь с избытком» (Иоанн 10: 10). Разве Сын не является лучшим доказательством любви и милосердия Отца? Разве Он пришел не для того, чтобы явить нам сострадательную заботу Отца о нас? «И видящий Меня видит Пославшего Меня» (Иоанн 12: 45). Отец — это справедливость и любовь; Сын — это любовь и справедливость.

 

Авва не является нашим врагом. Если мы так думаем, то мы ошибаемся.

 

Авва не поглощен тем, чтобы испытывать и искушать нас. Если мы так думаем, то мы ошибаемся.

 

Иисус приносит нам благую весть об Отце, а не плохую весть.

 

Нам нужны новые отношения с Отцом, которые изгонят страх, недоверие, озабоченность, чувство вины и позволят нам быть полными надежды, радостными, доверяющими и сострадательными. Нам нужно обратиться от плохой вести к благой вести и начать ожидать что-нибудь вместо ничего. Иисус сказал: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Благую Весть)» (Марк 1: 15) Покайтесь в грехе скептицизма, отчаяния, недоверия, цинизма, жалоб и беспокойства.

 

Юджин Кеннеди пишет: «Евангелие благодати призывает нас петь о каждодневной тайне близости с Богом вместо того, чтобы искать чудес или видений. Оно призывает нас петь о духовных корнях таких обычных явлений как влюбленность, говорение истины, воспитание ребенка, преподавание, прощение друг друга после того, как мы обидим друг друга, верность друзьям во всех обстоятельствах, удивление, сексуальность и сияние жизни». Именно таким принадлежит Царство Небесное, и именно из таких обыденных тайн состоит настоящая вера. Обращение от недоверия к доверию — это уверенный поиск духовного значения человеческой жизни. Благодать преизобилует и ходит по краю наших повседневных событий.

 

Жизнь по благодати определяется доверием, а не делами. Доверие похоже на то, как человек поднимается по лестнице высотой в пятнадцать метров, добирается до верха и слышит, что кто-то внизу зовет его: «Прыгай!» У доверяющего ученика есть эта детская уверенность в любящем Отце. В сущности, доверие говорит: «Авва, только на основании того, что Ты мне показал в Твоем Сыне Иисусе, я верю, что Ты любишь меня. Ты простил меня. Ты будешь держать меня и никогда меня не отпустишь. Поэтому я доверяю Тебе всю свою жизнь».

 

Дональд МакКаллоу написал об этом так: «Благодать означает, что посреди нашей борьбы раздается свисток и сообщает о конце игры. Нас объявляют победителями и отправляют в душ. Больше уже не нужна пыхтящая и раздутая набожность, чтобы заслужить Божье благоволение. Больше не нужны мокрые от пота старания сохранить собственное достоинство. Пришел конец всякой конкурентной борьбе за то, чтобы обогнать других в жизни. Благодать означает, что Бог на нашей стороне и поэтому мы являемся победителями, независимо от того, насколько хорошо мы сыграли. Мы уже можем спокойно отправляться в душ и на торжественный прием по поводу нашей победы».

 

Евангелие провозглашает, что какими бы мы ни были прекрасными молитвенниками или исполнительными тружениками, мы не можем спасти себя. То, что совершил Иисус — было достаточно. Если мы ведем себя как самопровозглашенные святые, подобно фарисеям, или остаемся нейтральными как Пилат, который так и не смог сделать шаг веры, мы позволяем блудницам и фарисеям первыми входить в Царство. В то время как мы, выражаясь словами Флэннери О'Коннор, стоим позади и все наши так называемые добродетели сгорают в нас. Блудницы и мытари идут впереди нас, потому что они знают, что не могут спасти себя сами. Они не могут себя сделать более благообразными и достойными любви. Они полностью доверились Иисусу, и зная, что у них в жизни далеко не все в порядке, они не были слишком горды, чтобы принять дар удивительной благодати.

 

Может быть, в этом и заключается наша проблема и корень нашей дилеммы. Мы колеблемся между тем, чтобы наказывать и поздравлять самих себя с успехом, потому что мы заблуждаемся, думая, что мы спасаем себя сами. Мы развиваем ложное чувство безопасности от наших добрых дел и скрупулезного исполнения закона. Наш нимб становится слишком тугим, и в результате у нас появляется тщательно скрываемое отношение морального превосходства над другими людьми. Или мы презираем нашу непоследовательность, сокрушаемся о том, что мы не оправдали своих завышенных ожиданий о самих себе. И продолжается наше катание на американских горках эмоциональных подъемов и депрессий.

 

Почему?

 

Потому что мы никогда не признаем свою ничтожность перед Богом и, следовательно, мы никогда не входим в более глубокие отношения с Ним. Но когда мы признаем свое бессилие и беспомощность, и что мы нищие у дверей Божьей милости, тогда Бог может сделать из нашей жизни что-то прекрасное.

 

Нищета духа является второй главной характеристикой спасенных грешников, которые носят свои нимбы набекрень, живя по благодати. Как на самом деле выглядит человек, которого Иисус назвал «нищим духом»?

 

Вот вам одна история. Несколько лет назад в городе Элджиерс, штат Луизиана, в конце одного собрания пробуждения ко мне подошел один сорокалетний мужчина, пробормотал: «Я помолился об этом», сунул мне в карман конверт и стремительно удалился. Я уже опаздывал на праздничный ужин в этом приходе, поэтому я поспешно направился к церкви и общению с людьми, совсем позабыв про этот конверт. Позднее тем вечером я готовился ко сну, вывернул карманы пиджака, достал конверт и из него на пол вывалился чек на шесть тысяч долларов.

 

Перед тем, как я посетил это собрание возрождения, я несколько дней жил на городской свалке в Мексике, на которой маленькие дети и старики буквально копались в отбросах в поисках пищи, роясь в куче мусора высотой более девяти метров. Несколько детей умирали каждую неделю от недоедания и загрязненной воды. Я отправил этот чек на шесть тысяч долларов одному человеку с десятью детьми, трое из которых уже умерли от мучительной нищеты и ужасных жилищных условий. Знаете, что сделал этот человек, получивший мой чек?

 

Он написал мне девять писем за два дня. Писем, из которых буквально выливалась благодарность, когда он подробно описывал, как он использовал деньги, чтобы помочь своей семье и соседям на этой свалке. Это дало мне прекрасную иллюстрацию того, на что похожа жизнь нищего человека.

 

Когда он получает дар — он сначала испытывает, а затем выражает искреннюю благодарность. Не имея ничего, он ценит даже самый малый дар. Мне был дан совершенно незаслуженный дар спасения в Иисусе Христе. Без каких-либо моих заслуг я получил настоящее приглашение на Небесный свадебный пир в Царстве Божьем, чтобы вечно пить там новое вино. Кстати, для выздоравливающего алкоголика - это действительно Небеса!

 

Но иногда я настолько занят собой, что начинаю требовать для себя то, чего я, по-моему мнению, заслуживаю. Или я начинаю считать подарки, которые получаю, как нечто само собой разумеющееся. Классический пример: мужчина в ресторане заказывает салат из крабового мяса. По ошибке официантка приносит салат из креветок. Разозленный и сердитый мужчина начинает рычать: «Где мое крабовое мясо?». Каким-то образом, жизнь должна преподнести ему салат из крабов. Он считает само собой разумеющимся не только салат из крабов, но и многие другие дары: жизнь, веру, семью, друзей, таланты.

 

Чем глубже мы погружаемся в Дух Иисуса Христа, тем беднее мы становимся. И тем больше мы осознаем, что все в жизни является даром. Наша жизнь становится более смиренной и наполненной радостным благодарением. Осознание нашей нищеты и бессилия дает нам причину для того, чтобы радоваться дару призвания из тьмы в чудный Божий свет и тому, что мы помещены в Царство возлюбленного Божьего Сына. Бедняк пишет Господу по девять писем на дню, и там написано: «Благодарю!»

 

Нищий духом ученик в общении с другими людьми всегда оставляет своего собеседника с ощущением того, что жизнь этого ученика обогатилась от общения с ним. Это и не ложная скромность, и не показное смирение. Жизнь такого ученика обогатилась и облагородилась. Он не только отдает другим, но и получает. Он не навязывает себя другим. Он внимательно слушает, потом что знает, что ему есть чему поучиться у других. Его духовная нищета позволяет ему входить в мир других людей, даже когда он сильно отличается от его собственного: мир наркоманов и гомосексуалистов. Нищие духом — это самые не осуждающие люди и они хорошо уживаются с грешниками.

 

Истинно нищие духом примирились со своим несовершенным существованием. Они осознают свой недостаток в целостности, свою сломленность и тот простой факт, что у них не все в порядке. Они не оправдывают свой грех, но смиренно осознают, что именно грех побудил их отдаться на милость Отца. Они не пытаются быть никем кроме самих себя: грешников, спасенных благодатью.

 

Нищий духом человек понимает, что его сердце любит других не так сильно, как он бы этого желал. Однажды я проповедовал шесть недель подряд во время Великого поста. Последнее служение состоялось в городе Даунерс Грув, штат Иллинойс, и в тот последний вечер я чувствовал себя, как выжатый лимон. На этих служениях побывало более тысячи человек. Когда заиграли последний гимн, внутренне я начал спорить с самим собой, сможет ли мое тело выдержать еще полчаса прощаний и слов благословений в вестибюле.

 

У меня появилась привлекательная альтернатива. Я мог бы поспешить в ризницу, снять с себя богослужебные одежды, захватить банку лимонада, побежать в свою комнату и завалиться спать. " Дух бодр, плоть же немощна". В конце концов я помолился о подкреплении сил от Духа Святого и направился прощаться в вестибюль церкви. Я делал это настолько искренне и тепло насколько мог и лег спать около полуночи.

 

На следующий день у меня на столе лежала записка, адресованная мне. «Дорогой Бреннан. Я посещал Ваши служения всю эту неделю. Вы красноречивы, остроумны, поэтичны, выразительны, харизматичны и … надменны. Вчера вечером, когда вы стояли в вестибюле церкви после окончания служения, где была Ваша любовь к каждому из нас посреди всей вашей славы? Почему Вы не снизошли к нам и не обняли всех маленьких детишек? Почему Вы не поцеловали в щеку всех наших пожилых женщин? Почему Вы не посмотрели на нас из глубины Вашей души, чтобы бездна встретилась с бездной, а любовь с любовью? Вы слепы!». Письмо было подписано: «Зеркало».

 

Очевидно, что этот человек нуждался в чем-то, чего я не смог ему дать. Учитывая мои обстоятельства, его ожидания были несколько неумеренными. Но даже, когда я полон сил и не чувствую усталости, я понимаю, что я люблю людей не так сильно, как мог бы или хотел. Зачастую, когда я занимаюсь душепопечительством, ко мне приходит хорошая мысль, которой можно было бы поделиться, только через двадцать минут после того, как человек выйдет из моего кабинета.

 

Я могу услышать, что мне говорит женщина, но не понять, что она имеет в виду и в конце концов дать ей мудрый совет на проблему, которой и не существует. Однажды я отправился проповедовать в тюрьму после одного тревожного телефонного разговора и начал свою проповедь с шокирующего приветствия: «Мне приятно видеть здесь так много людей!»

 

И так оно и происходит. Часто мы не на высоте, не контролируем обстоятельства, или, как говорят ирландцы, мы «не в лучшей форме». Это часть нашей нищеты, как человеческих существ. Когда у нас есть здоровая самооценка, лишенная самомнения, мы просто выражаем действительность. Быть человеком — значит быть нищим. Наш бедный дух не дает нам стать тиранами по отношению к самим себе.

 

Если мы попросим женщину, нищую духом, описать свою молитвенную жизнь, то скорее всего она ответит так: «Большую часть времени моя молитва состоит из ощущения отсутствия Бога и надежды на единение с Ним». Она не одарена мистическими переживаниями и духовными ощущениями. И это нормально, потому что это отражает истину ее бедного человеческого существования.

 

И все же ощущение отсутствия Бога не означает отсутствие таких переживаний. Например, солдат на войне, во время затишья боя, украдкой успевает взглянуть на фотографию своей жены. И в этот момент он больше присутствует для нее, когда ее нет рядом, чем для своей винтовки, которая у него в руках. Подобным образом нищие духом понимают, что религиозные переживания и «подъемы» не являются целью настоящей молитвы. Ее целью является единение с Богом.

 

Христианин, который действительно нищ духом, приходит на воскресное богослужение и поет: «Беден я, но я принес все, что мог, все, что мог. Я — Твой, я — Твой».

 

Одна из великих светочей в истории молитвы, Тереза Авильская, рассказывает в своей книге «Путь к совершенству»: «Я знаю одну монахиню, которая не могла молиться никакой другой молитвой, кроме молитвы вслух... Она пришла ко мне в великом расстройстве, говоря, что не понимает, как можно практиковать мысленную молитву, размышление, сосредоточенную молитву, и не умеет молиться никак, кроме как вслух. Она была довольно пожилой женщиной и прожила очень добродетельную и благочестивую жизнь. Я спросила ее, какими молитвами она молилась и из ее ответа я поняла, что просто повторяя вслух молитву Отче наш, она находилась а настоящем размышлении и Господь влек ее к более тесному общению с Ним. Поэтому я прославила Господа и позавидовала ее молитве вслух».

 

Молитва нищего духом может состоять всего из одного слова: Авва. Но это слово может выражать очень близкое общение. Представьте себе маленького мальчика, пытающегося помочь своему отцу по дому, или мастерящего подарок для своей матери. Может оказаться, что помогая, он будет только лишь мешать, а подарок окажется совершенно бесполезным, но любовь, которая была в него вложена — проста и чиста, и ответная реакция, которую он пробуждает — это неудержимая любовь. Я уверен, что именно так происходит общение между нами и Аввой. На самом глубоком и простом уровне мы хотим делать друг друга счастливыми и довольными. Наше искреннее желание ценится гораздо больше, чем любой успех или неудача. Поэтому, когда мы пытаемся молиться и не можем, или когда мы терпим неудачу в своем искреннем желании быть сострадательными, Бог с нежностью касается нас.

 

В этом смысле нет такого понятия как плохая молитва. Третья особенность парней, носящих свои нимбы набекрень, заключается в честности. Мы знаем, кто мы такие на самом деле. Как трудно быть честным и принимать, что я неприемлем, отрекаться от самооправданий, отказываться от своих претензий на то, что мои молитвы, духовная мудрость, десятина и успехи в служении могут сделать меня угодным Богу! Никакие предыдущие заслуги не делают меня более привлекательным в Божьих очах. Я достоин любви только потому, что Он любит меня.

 

Честность — это такая драгоценная вещь, которую редко найдешь в мире или в церкви. Честность требует правдивости в признании зависимостей и пристрастий, которые контролируют наше внимание, преобладают в нашем сознании и действуют, как лжебоги. Я могу пристраститься к водке или к тому, чтобы всегда быть милым с людьми, к марихуане или к тому, чтобы меня все любили, к кокаину или к тому, чтобы все признавали мою правоту, к азартным играм или к недозволенным взаимоотношениям, к гольфу или к сплетням. Возможно, это пристрастие к еде, деньгам, популярности, власти, мести, чтению, телевизору, табаку, весу или победе. Когда мы отдаем больший приоритет чему-либо кроме Бога, мы совершаем идолопоклонство. Таким образом, мы совершаем идолопоклонство бесчисленное количество раз каждый день.

 

Когда мы принимаем Евангелие благодати и стараемся избавиться от защитных механизмов и уловок в своем поведении, честность становится и более трудной, и более важной. Теперь честность включает в себя готовность посмотреть в глаза истине о том, кто мы такие, какими бы угрожающими и неприятными ни были наши представления. Это значит терпеливо относиться к себе и держаться за Бога, когда мы узнаем, как игры нашего разума наносят нам поражение, когда мы признаем то, чего мы старались избегать, когда мы осознаем наши ошибки и когда мы полностью понимаем, что не можем справиться с этим сами. Эта последовательная конфронтация с самим собой требует сил и мужества. Мы не можем использовать неудачу как оправдание, чтобы перестать пытаться.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал