Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Бакланы и моёвки






 

За несколько лет до своей смерти выдающийся раввин Абрахам Джошуа Хешель пережил сердечный приступ, едва не ставший фатальным. Его самый близкий друг стоял возле его кровати. Хешель был настолько слаб, что смог только прошептать: «Сэм, я испытываю только огромное чувство благодарности за свою жизнь, за каждое мгновение, которое я прожил. Я готов идти. Я увидел столько чудес за свою жизнь». Старый раввин утомился, говоря эти слова. После долгой паузы он сказал: «Сэм, я никогда в жизни не просил Бога об успехе, власти или известности. Я просил о чуде и Он даровал мне его».

Я просил о чуде и Он даровал мне его. Обыватель будет стоять перед картиной Клода Моне и ковырять в носу. Изумленный человек будет стоять там и сдерживать слезы.

В общем и целом наш мир утратил ощущение чуда. Мы выросли. У нас больше не перехватывает дух от вида радуги или запаха розы, как это было однажды. Мы стали большими, а все остальное уменьшилось и стало менее впечатляющим. Мы утрачиваем вкус к жизни, становимся более умудренными и искушенными. Мы больше не водим пальцами по воде, не заглядываемся на звезды и не строим рожицы, глядя на луну. Теперь мы знаем, что вода — это Н2О, все звезды были классифицированы, а луна сделана не из сыра. Благодаря спутниковому телевидению и реактивным самолетам мы можем бывать в тех местах, которые раньше были доступны только Колумбу, Бальбоа и другим отважным исследователям.

В не таком далеком прошлом гром заставлял людей дрожать и чувствовать себя маленькими. Но Бога вытесняют из Его мира наукой. Чем больше мы знаем о метеорологии, тем меньше мы склонны молиться во время грозы. Теперь самолеты летают над ней, под ней и облетают вокруг нее. Спутники фотографируют ее. Какое бесславие — если бы гроза могла ощущать бесславие! Она превратилась из Божьего чуда в помеху!

Хешель говорил, что сегодня мы верим в то, что можно разгадать все загадки, и что все чудеса «можно объяснить или новизной, или невежеством». Несомненно, все новое удивляет нас: космические корабли, новинки в компьютерных играх, самые мягкие подгузники. И это длится до завтрашнего дня, до того момента, пока новое не станет старым, а вчерашнее чудо не разоблачат или не не будут считать его само собой разумеющимся. Неудивительно, что раввин Хешель сделал вывод: «Чем дальше продвигается цивилизация — тем меньше становится наше чувство изумления».

Мы настолько поглощены собой, своими словами, планами и проектами, что у нас вырабатывается иммунитет от славы Творения. Мы редко замечаем облачко, набежавшее на луну или капли росы на лепестках розы. Лед на пруду появляется и исчезает. Дикая ежевика созревает и вянет. Черный дрозд вьет гнездо за окном нашей спальни. Мы не видим его. Мы избегаем холода и жары. Мы замораживаем себя летом и прячемся за пластиковыми окнами зимой. Мы подгребаем каждый листок, как только он упадет с дерева. Мы настолько привыкли покупать расфасованное мясо и рыбу в супермаркетах, что уже никогда не думаем и не удивляемся изобилию Божьего творения. Мы становимся самодовольными и живем практично. Мы упускаем ощущение благоговения, почтения и изумления.

Наш мир пропитан благодатью и скрытое присутствие Бога открывается не только в духе, но и в материи: в скачущем по лугу олене, в полете орла, в огне и воде, в радуге после летнего дождя, в нежном щебетании птиц в лесу, в Девятой симфонии Бетховена, в ребенке, облизывающем рожок с шоколадным мороженым, в женщине с развевающимися волосами. Бог задумал все так, чтобы мы находили Его любящее присутствие в мире вокруг нас.

Как-то несколько лет назад я читал кельтские хроники и мне ясно представилась ирландская церковь в Средневековье. Когда один молодой ирландский монах увидел, как его кошка поймала форель на мелководье, он воскликнул: «Сила Господа в лапах этой кошки!» Хроники рассказывают о странствующих по Атлантике монахах-моряках, которые видят Божьих ангелов и слышат их пение, когда они поднимаются и опускаются за Западными островами. Какой-нибудь ученый сказал бы, что это были всего лишь чайки, олуши, тупики, бакланы и моёвки, которые в изобилии водятся в этих краях. Но монахи жили в мире, в котором все было для них Божьим Словом, и в котором Божья любовь была заметна даже тем, у кого совсем не было творческого воображения. Как еще, думали они, Бог будет говорить с ними? Они почитали Писание, но они также почитали и непрекращающееся Божье откровение о Самом Себе в Его мире благодати. «В глазах кошки можно увидеть всю природу» - говорили они. Для очей веры каждое творение являет благодать и провидение Аввы.

Мы, религиозные люди, так часто ходим посреди красоты и изобилия природы и без умолку говорим. Мы упускаем панораму красок, звуков и запахов. С таким же успехом можно было бы оставаться внутри наших закрытых, искусственно освещенных комнат. Мы упускаем уроки природы и возможность погрузиться в тихое восхищение Богом этого творения. Мы не позволяем себе удивляться великолепию этого мира, пропитанного благодатью. Природа не успокаивает наши беспокойные души, не восстанавливает правильный взгляд на мир и не затрагивает нас до глубины души. Вместо этого она напоминает нам о повседневной рутине: не забывать перелистывать лист календаря или заказать зимние шины для автомобиля. Нам нужно заново открыть для себя Евангелие благодати и мир благодати.

Потому что «благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога-Отца и общение Святого Духа» открывает нам божественное пространство, находящееся вокруг нас, особенно в жизни любящего человека.

Я вспоминаю нищего из комедии Мольера «Дон Жуан». Он сидит на углу улицы, в то время как мимо него проходит дворянин. Этот прохожий — аристократ Дон Жуан, озлобленный человек, который лишился богатства и своего доброго имени.

«Подайте милостыню ради любви Божьей» - кричит нищий.

Дон Жуан останавливается, опускает руку в карман, достает последнюю золотую монету и держит ее над протянутыми руками нищего. «Прокляни Бога и я дам ее тебе».

«О, нет, мой господин» - отвечает нищий. «Я бы никогда не сделал этого». Подобный жест более наполнен благодатью, чем все небо, усыпанное звездами, тысяча симфоний, Эйфелева башня или Мона Лиза. Фома Аквинский сказал, что благородство души, живущей в благодати, настолько привлекательно, что оно превосходит красоту всего творения.

Рассказывают историю о Фьорелло Ла Гуардия, которого во времена его бытности мэром Нью-Йорка с наихудших дней Великой Депрессии и на всем протяжении Второй Мировой войны, обожавшие его рабочие звали его «Маленьким Цветочком». Его так прозвали из-за того, что он был всего 1, 62 м ростом и всегда носил гвоздику в петлице своего пиджака. Он был яркой личностью. Он водил пожарные машины, совершал вместе с полицией облавы на бары, незаконно торговавшими спиртным, брал целые детские дома на бейсбольные игры. И всякий раз, когда газеты Нью-Йорка объявляли забастовку, он выходил на радио и читал детям воскресную страничку юмора.

Одним особенно холодным вечером 1935 года мэр появился в суде, который относился к самому бедному району города. Ла Гуардия отпустил судью и сам занял его место. Через несколько минут в зал ввели одетую в лохмотья старую женщину, которая обвинялась в краже буханки хлеба. Она рассказала мэру, что ее зять оставил ее больную дочь, а ее двое внуков голодали. Но владелец магазина, у которого украли хлеб, отказался отозвать обвинение. «Ваша честь, это очень плохой район» - сказал тот продавец мэру. «Ее нужно наказать, чтобы преподать другим людям хороший урок».

Ла Гуардия вздохнул. Он повернулся к женщине и сказал: «Мне придется вас наказать. Закон не делает никаких исключений. Вы должны заплатить десять долларов или провести десять дней в тюрьме». Но в тот самый момент, пока он читал приговор, он опустил свою руку в карман. Он достал оттуда банкноту и положил ее в свое знаменитое сомбреро, сказав: «Вот штраф в десять долларов, который снимет наказание. И сейчас я оштрафую в этом суде каждого на пятьдесят центов за то, что он живет в городе, в котором человеку приходится воровать хлеб, чтобы его внуки могли поесть. Мистер Бейлиф, соберите со всех штрафы и отдайте их обвиняемой».

На следующий день газеты Нью-Йорка сообщили, что смущенной женщине, укравшей хлеб, чтобы накормить своих голодающих внуков, отдали 47 долларов и 50 центов, из которых 50 центов были внесены владельцем того магазина. А остальные семьдесят мелких преступников, нарушивших правила дорожного движения, вместе с полицейскими города Нью-Йорка, каждый из которых только что заплатил по пятьдесят центов, стоя аплодировали мэру.

Какой это был удивительный момент благодати для всех, кто находился в том зале суда! Божья благодать мощно действует в жизни любящего человека. Как бы хотелось, чтобы мы узнавали Божью благодать, когда она приходит к нам!

 

едавно я проводил трехдневный молитвенный семинар для шести женщин в Вирджиниа Бич. Когда семинар только начался, я попросил этих женщин написать на листе бумаги один дар, который они больше всего хотели бы получить от Господа за это время. Одна замужняя женщина сорока пяти лет из Северной Каролины, за которой числился внушительный список молитвенных подвигов и служения другим людям, написала, что более всего она хотела бы хоть раз по-настоящему ощутить Божью любовь. Я уверил ее, что присоединюсь к ее молитве об этом.

 

На следующее утро эта женщина (которую я назову Винки) встала до рассвета и пошла прогуляться по пляжу, который находился менее, чем в пятидесяти метрах от нашего дома. Идя по пляжу босиком, она чувствовала, как прохладные воды Атлантического океана касались ее ступней и лодыжек. Затем она заметила подростка примерно в ста метрах от нее и женщину примерно в пятидесяти метрах от этого подростка, которые шли навстречу ей. Меньше, чем через минуту подросток прошел слева от нее, а женщина вдруг резко развернулась на 90 градусов, подошла прямо к Винки, нежно обняла ее, поцеловала в щеку, прошептала: «Я люблю тебя» и, как ни в чем не бывало, пошла дальше. Винки никогда раньше не видела эту женщину. Винки еще целый час бродила по этому пляжу, прежде чем вернуться в дом. Она постучала в мою дверь. Когда я открыл ей, она улыбалась. «Бог ответил на нашу молитву» - сказала она просто.

 

В своей книге «Великолепное поражение» Фредерик Бюхнер пишет: «Конечно, нам нужно знать не только то, что Бог существует, и не только то, что за стальным блеском звезд есть какой-то космический разум, который продолжает все это шоу, но что Бог существует прямо в гуще наших повседневных дел и событий. И этот Бог, возможно, не оставляет послания о Себе на звездах, но каким-то образом Он пытается донести Свое послание до нас через нашу слепоту, когда мы идем по колено в благоухающей грязи, несчастьях и чуде этого мира. Мы хотим не объективного доказательства Божьего существования, а переживания Божьего присутствия. Именно такое чудо мы ищем, и я так думаю, что именно это чудо мы действительно получаем».

 

Жизнь по Евангелию благодати ведет нас к тому, что Пьер де Шарден назвал «божественным окружением» - наполненной Богом и пропитанной Христом вселенной, миру, который пронизан величием Бога. Как нам жить в присутствии живого Бога? В изумлении и удивлении от следов Бога повсюду вокруг нас.

 

Благодать изобилует в современных фильмах, книгах, романах и музыке. Если Бога нет в урагане, то Он может присутствовать в фильме Вуди Аллена или концерте Брюса Спрингстина. Большинство людей лучше понимают образы и символы, чем доктрины и догмы. Образы касаются сердец и пробуждают воображение. Один богослов высказал такое предположение, что альбом Спрингстина «Тоннель любви», в котором он символически поет о грехе, смерти, отчаянии и искуплении, более важен для католиков, чем последний визит Папы Римского, во время которого он говорил о нравственности только языком доктрин. Трубадуры всегда были более важны и имели больше влияния, чем богословы и епископы.

 

Где-то еще в средствах массовой информации на экраны телевизоров в лучшее эфирное время проскользнула современная версия средневековой драмы о нравственности, и никто даже не заметил этого. Во многих отношениях Билл Косби является самым влиятельным религиозным проповедником в Америке (Билл Косби - американский актёр, режиссёр, продюсер, сценарист, музыкант и политический активист — Примеч. переводчика).

 

Каждую неделю его программа представляет яркие и привлекательные примеры любви для широкой аудитории. Эта любовь выявляется в решении семейных конфликтов в жизни героев, которые стали для нас такими же реальными, как наши соседи: Клифф, Клер, Сандра, Дениз, Тео, Ванесса, Руди и т.д. Даже не осознавая это, на их примерах мы учимся жить и любить друг друга в наших семьях. Мы смеемся над знакомыми моделями конфликтов и напряженности, вызванными такими явно банальными семейными событиями как объявление о помолвке, юбилей, большой телефонный счет, ссора между двумя влюбленными, годовщина свадьбы, размолвка между друзьями, вспышка гриппа в семье.

 

Семейная жизнь была материалом для юмора Косби в начале его карьеры, и это всегда был юмор с любовью. Возможно, его докторская степень в образовании заставила его больше задумываться о том, что он делает, и больше размышлять о нравственных и духовных вопросах, которые он затрагивает, но он всегда в свойственной ему манере был орудием благодати.

 

Благодать делает поразительный прорыв в романе писателя Уокера Перси «Кинозритель». Он рассказывает историю одного пассажира по пути домой со своей успешной работы. Этот человек чувствует себя необъяснимо несчастным, несмотря на многие причины, чтобы чувствовать себя счастливым. Внезапно он переживает сильный сердечный приступ и его доставляют из поезда на станцию, которую он много раз проезжал, но никогда не бывал там. Когда этот пассажир снова приходит в сознание, он находится на странной больничной койке, окруженный неизвестными людьми. Пока его взгляд блуждает по комнате, он замечает руку на простыне прямо перед собой. Он смотрит на нее так, словно он никогда раньше не видел свою собственную руку — эту необычную вещь, которой можно двигать туда и сюда — открывать и закрывать.

 

Перси продолжает свой рассказ об этом пробуждении как об откровении, об ощущении того, что богословы называют «естественной благодатью». Через сердечный приступ этот пассажир смог посмотреть на себя и свою жизнь так, как он прежде не смотрел на нее в течение многих лет, погруженный в то, что он называет «повседневностью». Это суровое испытание вернуло ему самого себя. Это событие представляет собой огромную важность в жизни, потому что то, к чему он приходит там, станет его единственной заботой в будущем. Когда он каждый день ездил на поезде, он был охвачен необъяснимым отчаянием. Теперь сердечный приступ освободил его от паралича живой смерти и дал ему импульс искать смысл жизни.

 

В больнице он продолжает разглядывать свою руку. Он говорит: «Моя рука была открыта прямо перед глазами. Пальцы разжимались и сжимались. Я чувствовал себя словно Рип Ван Винкль, который проснулся и проверял свои кости. Что-нибудь сломалось? Я все еще цел?»

 

«Словно Рип Ван Винкль, который проснулся». Перси представляет эту катастрофу, как грубое пробуждение ото сна, порыв холодного ветра или, как выражается «Кинозритель»: «хороший пинок под зад». Только реальность смерти достаточно сильна, чтобы пробуждать людей от вялости повседневной жизни и давать им импульс к активному поиску смысла жизни. Перси повергает своих героев в беды и суровые испытания только для того, чтобы говорить к ним из этого урагана о том, что наихудшие времена — это наилучшие времена. О том, что ураганы — лучше хорошей погоды. О готовности солдат вернуться в свои наихудшие ночные кошмары. Герои книг Перси не только выживают в катастрофах, но обретают в них свободу действовать и быть. Пассажир жадно хватается за свое существование и начинает жить новой жизнью в мире, который не избавился от «повседневности».

 

Наш милосердный Бог говорит к нам через эту повесть и призывает «выбирать между деятельностью и застоем, между тем, чтобы продолжать оказывать влияние и тем, чтобы сидеть и ждать свою смерть». Это — язык благодати, покаяния, метанойи (метанойя — в переводе с греческого «покаяние» или «разворот на 180 градусов. - Примеч. переводчика), выражаясь современным языком, так как по мнению Перси, старые слова благодати обесценились.

 

Не этот ли роман вдохновил Эрму Бомбек написать статью под названием «Если бы я могла прожить жизнь заново»? Она написала в ней:

 

«Я бы чаще приглашала друзей на ужин, даже если бы ковер был весь в пятнах, а диван выцвел. Я бы сидела сидела на лужайке со своими детьми и не волновалась бы о том, что испачкается одежда. Я бы никогда не стала покупать вещи только потому, что они практичны и долговечны. Когда мои дети горячо меня целовали, я бы никогда не говорила им: «Позже. Сначала идите и вымойте руки перед ужином». Было бы больше слов «Я тебя люблю» и «Извини», но, главным образом, если бы мне дали еще одну жизнь, я бы ловила каждую ее минуту… смотрела бы на нее и ощущала… жила бы ею… и никогда бы не отдала».

 

Мы слышим отзвук благодати в этой газетной колонке. Каждый момент нашего существования мы либо продвигаемся к большему, либо отступаем к меньшему. Мы либо немного больше живем, либо немного больше умираем, как сказал Норман Мэйлер.

 

Духовность удивления знает, что мир пронизан благодатью, и что в то время, когда грех и война, болезни и смерть ужасающе реальны, Божье любящее присутствие и сила посреди нас — еще более реальны.

 

В объятиях чуда я удивляюсь и восторгаюсь. Это — Моисей, стоящий у неопалимой купины и «боящийся посмотреть на Бога» (Исход 3: 6). Это — Стефан перед побиванием камнями: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деяния 7: 56). Это — Микеланджело, ударяющий инструментом по своей скульптуре Моисея и повелевающий ему: «Говори!» Это — Игнатий Лойола, с детским восторгом рассматривающий ночное небо, и Тереза Авильская, восхищенная видом розы. Это сомневающий Фома, нашедший своего Бога в ранах Иисуса. Это — Мать Тереза, ищущая лицо Христа в нищих и больных. Это — Америка, делающая первые шаги по Луне, и ребенок, запускающий воздушного змея. Это — мать, которая с любовью смотрит на своего новорожденного младенца. Это — чудо первого поцелуя.

 

Евангелие благодати сильно обесценивается, когда христиане утверждают, что трансцендентного Бога можно правильно почитать только путем отрицания благости, истины и красоты вещей этого мира.

 

Нашей реакцией на Бога, открывшего Себя как любовь, должно быть удивление и восхищение.

 

Позвольте мне в общих чертах сделать набросок библейского богословия о божественной любви.

 

Самое раннее восприятие Бога в Израиле было основано на завете: договоре, заключенном на горе Синай. Через Своего посредника, Моисея, Бог сказал израильтянам: «Вы будете Моим народом, а Я буду вашим Богом». Яхве впервые открывается евреям как Тот, кто лично устанавливает с ними отношения. Их восприятие Бога сильно превосходило языческие представления о богах, которые были такими же переменчивыми, капризными, эротичными и непредсказуемыми, как и те силы, с которыми они отождествлялись: ветер, буря, плодородие, нация и так далее.

 

Израиль знал святого Бога, превосходящего все видимое и ощутимое, но все же очень личного. Его отражение можно было так или иначе увидеть в творении, но Он не отождествлялся с ним. Книга Исход описывает Его как постоянного, заинтересованного в личных отношениях, надежную Скалу среди всего непостоянства.

 

Поэтому евреи обращались к Богу завета, Который был его инициатором и Который первым заговорил с Израилем, взял его Себе как народ и дал ему чувство индивидуальности. На этой начальной фазе отношений Бог Израиля был невозмутимым и даже холодным.

 

Они ценили Его верность, постоянство и заинтересованность, но еще не могли ощущать Его тепло и сияние. Яхве был как Гибралтарская скала на ветру меняющихся событий. У Него было лицо, но оно было бесстрастным, с оттенком доброты: напоминающее Чарлтона Хестона или героя сериала " Дым" маршала Мэтта Диллона (Чарлтон Хестон — американский актер. - Примеч. переводчика), и в Яхве не было никакой слащавости. Он был твердым, справедливым и надежной опорой: Он легко переключался с пешеходной прогулки по Мейн Стрит на преследование по пустыне похитителя детей, через «страну индейцев» (территории США, населенные индейцами — Примеч. переводчика) до самого сердца Мексики. Неослабевающая надежность. Избрание Израиля было полностью добровольным. В американском телевизионном сериале " Дым" есть такой эпизод, где маршал Мэтт Дилон встречается с Нелл. Ей не нужно было пользоваться косметикой или модными украшениями, как другим соблазнительным красоткам. Мэтта Диллона невозможно соблазнить. Он выбирает Нелл добровольно, берет ее такой, какая она есть, и это придает ей настоящее чувство уверенности. Иногда ей было немного страшно, все казалось несколько нереальным и слишком хорошим, чтобы быть правдой.

 

Представления Израиля о Боге нуждались в более четких определениях, потому что Богу не чуждо человеческое и Он соприкасается с человечеством в Иисусе, далеко выходя за пределы человечности, какой мы ее знаем, чтобы Он мог быть всем, кем мы являемся и не являемся.

 

Бог поднимал пророков, зажигая в их сознании живое осознание Его присутствия, и отправлял их, чтобы они открывали Его людям в более теплом и сострадательном свете. Хотя Израиль временами вел себя как блудница, увлекающаяся чужими богами, пророки провозглашали Божье постоянство вопреки человеческой неверности: «Израиль, не будь таким глупым, чтобы измерять Мою любовь к тебе своей любовью ко Мне! Никогда не сравнивай свою шаткую, слабую, колеблющуюся любовь, которая легко поддается переменам настроения, с Моей любовью к тебе, потому что Я — Бог, а не человек».

 

Человеческая любовь всегда будет лишь слабой тенью по сравнению с любовью Божьей. Не из-за того, что она слишком слащавая или сентиментальная, а просто из-за того, что ее источник не сможет сравниться с Божьим. Человеческая любовь со всей ее страстью и эмоциями — это лишь слабое эхо страстной любви Яхве.

 

В Синайской пустыне Бог завета был верным и справедливым. Израиль был верным. Они были связаны между собой. Но если Израиль становился неверным, логика и человеческая справедливость подсказывали, что Бог должен перестать ухаживать за ним. Ему бы следовало расторгнуть договор, взять Свой портфель и выйти из здания суда. Отношения должны были закончиться.

 

Но мы не можем применять человеческую логику и справедливость к живому Богу. Человеческая логика основана на человеческом опыте и человеческой природе. Яхве не сообразовывается с этой моделью. Если Израиль был неверен, Бог оставался верным вопреки всей логике и пределам справедливости, просто потому что Он — Бог. Любовь объясняет радостную иррациональность Божьего поведения. Любовь иногда склонна быть иррациональной. Она продолжает добиваться расположения, несмотря на неверность. Она перерастает в ревность и гнев, - а это выдает ее живой интерес к объекту любви. Чем более сложным и эмоциональным становится образ Бога в Библии, тем больше Он становится, и тем больше мы приближаемся к тайне Его неопределимости.

 

Милость Яхве придает Израилю больше уверенности. Справедливость говорит: «Я ничего тебе не должен, потому что ты нарушил договор». Но там, где заканчивается справедливость — начинается любовь, а она открывает, что Бог заинтересован не только в доходах от этого договора. Он смотрит в глаза Израиля долгим взглядом. Он видит сквозь завесу всех его хороших и плохих дел. Израиль в смущении поднимает свои глаза и встречается взглядом с Ним: «Кого? Меня?!»

 

«Да, тебя. Я не хочу абстрактных отношений. Мне нужно твое сердце» (И Он говорит это не тоном современной духовности. Многие из нас представляют Бога мелочным таможенником, который обыскивает наши нравственные чемоданы, чтобы проверить наши дела, а затем выдает нам карточку для записи счета, чтобы мы подвели итог своим добродетелям и порокам и привели свой счет в порядок до Судного дня).

 

Согласно Осии, Бог готов поддерживать взаимоотношения даже тогда, когда Его избранница стала вероломной и вульгарной блудницей. Эта же мысль переходит и в Новый Завет. Перед Иисусом поставили женщину, взятую в прелюбодеянии. Бог религиозных лидеров, который никак не мог оправиться после поступка Осии, обязательно должен осудить ее. Она была неверной, и божественный суд, воплощенный в религиозных лидерах, должен побить ее камнями. Бог фарисеев заинтересован в договоре, и прежде всего в правосудии. Давайте убьем женщину из-за договора. Человек — малоценное имущество.

 

Но в человеке Иисусе мы видим человеческое лицо Бога, хранящего Ветхозаветное откровение. Он заинтересован в женщине. Его любовь превосходит правосудие и становится спасительной, вместо того, чтобы заново растолковывать основные правила.

 

Несправедливо? Для нашего образа мышления — да. Слава Богу! Я очень рад, что Бог не поступает со мной так, как этого бы требовала справедливость. В последний день, когда Иисус позовет меня по имени и скажет: «Приди, Бреннан, благословенный Моего Отца» - это будет не благодаря тому, что Авва — справедливый, а тому, что Его имя — милость.

 

Поймем ли мы когда-нибудь Евангелие благодати, страстную любовь Бога и мир благодати, в котором мы живем? Иисус Христос — это Божий соблазн для людей. Когда Ирод арестовал Иоанна Крестителя, тот послал пару своих учеников спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Кто должен прийти в мир или нам ждать другого?» Иисус ответил: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне».

 

Мы должны удивляться Божьей благости, поражаться тому, что Он назвал нас по имени. Мы должны изумляться Его любовью, ошеломленные тем, что прямо в это мгновение мы стоим на святой земле.

 

Каждая притча Иисуса о милости была адресована Его оппонентам: ворчащим книжникам, ропщущим фарисеям, критично настроенным богословам, членам Синедриона. Они были врагами Евангелия благодати, возмущенные тем, что Бог заботится о грешниках, недовольные тем, что Он ел с людьми, которых они презирали. Что же Он говорит им?

 

Эти грешники, эти люди, которых вы презираете, - ближе к Богу, чем вы. Труднее всего покаяться не блудницам и ворам, а вам, потому что вы настолько чувствуете безопасность в своей набожности и ханжестве, что не считаете нужным каяться. Возможно, они ослушались Божьих повелений и их дела унизили их достоинство, но они скорбели о своих делах и раскаялись в них. Более того, именно они оценили Его благость - они идут в Царство впереди вас, потому что у них есть то, чего не хватает вам: глубокой признательности за Божью любовь и глубокого изумления перед Его милостью.

 

Давайте попросим Бога о том даре, который Он дал незабвенному раввину Джошуа Абрахаму Хешелю: «Дорогой Господь, даруй мне благодать удивления. Удиви меня, изуми меня, очаруй меня каждым изломом Твоей вселенной. Даруй мне удовольствие увидеть, как Твой Христос появляется в десяти тысячах разных мест одновременно, прекрасный во всех отношениях, и не в Своих собственных глазах, а в глазах Отца через черты ли людей. Очаровывай меня каждый день Своими удивительными вещами, которым нет числа. Я не прошу увидеть причину, стоящую за всем этим. Я только прошу, чтобы Ты поделился со мной чудом всего этого».

 

Глава 6. Grazie, Signore*
*
Спасибо, Господь.

 

В своей книге «Смертельные уроки» Ричард Зельцер пишет: «Я стою у больничной кровати молодой женщины. Ее лицо обвязано бинтом после операции, а ее рот скривило в параличе. Крошечное разветвление ее лицевого нерва рядом с мышцами рта было повреждено. Теперь она всегда будет такой. Я точно знаю, что я, как хирург, сделал все от меня зависящее, чтобы помочь ей. Тем не менее, мне пришлось отрезать этот маленький нерв, чтобы удалить опухоль в ее щеке.

 

Ее молодой муж находится в той же палате. Он стоит по другую сторону кровати, и кажется, что они только вдвоем находятся в вечернем свете фонарей, светящих из-за окна, не замечая меня. Я спрашиваю себя, кто они такие, он и эта женщина с перекошенным ртом, ставшим таким из-за меня. Они смотрят друг на друга и с нежностью прикасаются друг к другу. Первой заговорила она:

 

«Мой рот всегда будет таким?»

 

«Да» - отвечаю я. «Он останется таким, потому что мне пришлось отрезать нерв».

 

Она кивает и замолкает. Но молодой мужчина улыбается.

 

«А мне даже нравится» - говорит он. «Это даже мило».

 

«И вдруг я понимаю, кто он. Я понимаю и опускаю свой взгляд. Встречая бога, человек не осмеливается посмотреть ему в глаза. Не обращая на меня внимания, он наклоняется, чтобы поцеловать ее искривленный рот, и я настолько близок к ним, что я вижу, как он искривляет свои губы, чтобы прикоснуться к ее губам и показать ей, что у них все равно получается целоваться».

 

С тех пор, как я прочел эту книгу, меня часто преследовал образ этого мужа, искривляющего свои губы для того, чтобы поцеловать свою жену с перекошенным ртом. И все же, что-то ускользало из моего вида до тех пор, пока однажды этот образ не раскрылся для меня с новой силой, когда я молился и думал о жестокости, которая творилась на холме за городскими стенами старого Иерусалима. Изувеченное тело Сына висит обнаженным, как объект насмешек для мира. Он — богохульник и обольститель народа. Он умирает в бесчестье. Его друзья рассеялись, Его честь поругана, а Его имя стало посмешищем. Он был оставлен Своим Богом. Оставлен совершенно одиноким. Его изгнали из святого города и пригвоздили ко кресту там, где оказываются такие, как Он. Оборванца Христа безжалостно гонят, толкают, бьют плетьми и плюют на Него, убивают Его и хоронят среди таких же, как и Он Сам.

 

Для того, чтобы более драматично изобразить эту сцену, некоторые христианские художники рисуют Христа с закатившимися глазами и искривленным ртом. Они добавляют в краску свинцовый сурик, чтобы сделать капли крови, стекающие из Его рук, ног и бока более реалистичными.

 

В 1963 году мой друг подарил мне дорогое распятие. Французский художник очень искусно вырезал из дерева руки Иисуса на кресте. В страстную пятницу Римские «художники» с легкостью вырезали — О, Боже, как они вырезали! — нашего брата Иисуса. Не требовалось никакого мастерства, чтобы вбить молотками гвозди, не требовался свинцовый сурик, чтобы из Его рук, ног и бока хлестала настоящая кровь. Его рот и губы искривились от боли, когда Его прибили к балке креста. Мы настолько привыкли к богословскому объяснению страданий и смерти этого святого Человека, что мы уже больше не видим медленный разрыв тканей Его тела, распространение гангрены и Его мучительную жажду.

 

В своей монументальной работе «Распятый Бог» Юрген Мольтман пишет: «Мы сделали горечь креста и откровение Бога в кресте Иисуса Христа терпимыми для себя, научившись воспринимать их как необходимость в процессе спасения».

 

Мы с Рослин идем по Роял Стрит в французском квартале города Новый Орлеан. Расположенная рядом с Бурбон Стрит, которая имеет дурную репутацию с ее джаз-клубами, магазинами футболок и секс-шопов, Роял Стрит усыпана антикварными лавками. «Зайдите, посмотрите на это» - зазывает торговец антиквариатом. «Венера стоит дороже, но этот Христос из слоновой кости по-особенному красив, особенно на черном фоне из вельвета». И чем больше мы изображаем Его, тем больше мы забываем Его и Его агонию третьего часа. Мы делаем Его изображения из золота, серебра, слоновой кости, мрамора и всего, чего угодно, лишь бы освободить себя от Его агонии и смерти.

 

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Коринфянам 5: 21). Каждую форму греха и его последствий, всякое заболевание и болезнь, наркотическую зависимость, алкоголизм, разбитые отношения, неуверенность, ненависть, похоть, гордыню, зависть, ревность, рак, болезни костей, артрит и все остальное испытал и понес на Себе Тот, Кто был презираем людьми (Исайя 53: 5) и испытал такую агонию, которую никто даже не может себе представить. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Коринфянам 5: 19). Иисус Христос, пригвожденный ко кресту, понес нашу боль, чтобы дать нам мир и благодать. Он примирил нас кровью Своего креста (Колоссянам 1: 20).

 

Иисус полностью прошел путь одиночества. В Своем разбитом теле Он понес твои и мои грехи, всякое разделение и потерю, каждое разбитое сердце, каждую рану духа, которая никак не заживает, и все самое ужасное в жизни мужчин, женщин и детей за всю историю человечества.

 

Иисус — Бог. Мы с вами были созданы из земной глины и поцелуя Его уст.

 

Что мы скажем на такое щедрое проявление любви? Как мы ответим?

 

Прежде всего, любовь Христа и Его Евангелие благодати требуют личного, добровольного и нетрадиционного решения. Ответить на Его любовь — значит признать, что именно Он проявил инициативу и дал нам приглашение. Попытка Другого заслужить наше расположение сделала этот ответ необходимым.

 

Но этот Другой — это не коммивояжер возле двери, торгующий безделушками. Это - Христос, предлагающий нам шанс всей жизни: «Я, Свет, пришел в мир» (Иоанн 12: 46).

 

В рассказывании историй есть сверхъестественная необычная сила, которая возбуждает воображение и оставляет неизгладимое впечатление в разуме. Иисус рассказывал много историй, известных как притчи, чтобы дать предупреждение или призвать к покаянию, ведь время коротко. Иисус говорил: «Надвигается приливная волна, а вы развлекаетесь во дворе дома, устроив вечеринку. Или, как сказал Иоахим Джеремиас: «Вы празднуете и танцуете, но не видите, что это происходит на вулкане, извержение которого может произойти в любую минуту». Надвигающаяся беда не терпит промедления. «Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте».

 

В притче о брачном пире охрана хватает и выкидывает за дверь гостя без брачной одежды. «Брачная одежда — это покаяние. Наденьте ее сегодня, пока вы еще живы, пока не наступил день суда. Наденьте ее сегодня! Надвигающаяся опасность требует покаяния».

 

Иисус говорит: Рим горит! Бросай свою скрипку, меняй свою жизнь и иди ко Мне. (Бреннан упоминает английскую пословицу «играть на скрипке в то время, когда горит Рим», т.е. «пировать во время чумы». - Примеч. переводчика). Когда по улицам проносится торнадо, не время останавливаться и нюхать цветы. Забудь свои добрые, старые дни, которые так никогда и не наступили: церковь при военной части, которую ты никогда не посещал, добродетели, которых ты никогда не придерживался, законническое послушание, которое ты никогда не ценил, и строгую ортодоксальность, которую ты никогда не принимал. Старые времена прошли. Произошло решительное вторжение Бога.

 

Человек, понимающий всю серьезность ситуации, знает, что нельзя медлить с принятием решения. Великий Рассказчик призывает нас не бояться, а действовать. Не цепляйтесь за дешевые, раскрашенные кусочки стекла, когда вам предлагают драгоценную жемчужину. Когда под угрозой находится сама жизнь человека, когда он или она стоит на грани нравственного падения, и когда на карту поставлено все, настает час для смелого и бесповоротного принятия решения.

 

В притче о талантах хозяин призывает трех слуг, чтобы они дали отчет о вверенных им дарах. Первые два смело и находчиво использовали свои таланты. Третий благоразумно спрятал эти деньги. Он представляет собой христианина, который кладет свою веру в герметичную банку и плотно закрывает ее крышкой. Такой христианин идет по жизни прихрамывая, живя детскими воспоминаниями о воскресной школе, и наотрез отказывается духовно расти и развиваться. Не желая брать на себя риск, этот человек теряет талант, вверенный ему. «Хозяин хочет, чтобы его слуги рисковали. Он хочет, чтобы они рисковали его деньгами» - писал Тагвелл.

 

В одной притче, которая была потенциально провокационной для еврейской аудитории, Иисус рассказывает историю о хитром управителе. Он представляет публике растратчика, который, желая замести следы, отмывает деньги своего работодателя, подделывая цифры в его счетах. И Иисус хвалит этого преступника!

 

«Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лука 16: 1-8).

 

Люди, чей взгляд на жизнь обусловлен промышленным индексом Доу-Джонса (Доу-Джонс является старейшим среди существующих американских рыночных индексов. Этот индекс был создан для отслеживания развития промышленной составляющей американских фондовых рынков. - Примеч. переводчика) более сообразительны в своих делах, чем ученики на духовном пути. Неверующие приводят нас в стыд. Подражайте их дальновидности.

 

Иисус не оправдывал поступок управителя, но восхищался его инициативой. Он не позволил трагическому стечению обстоятельств разрушить его жизнь, но сделал то, что он должен был сделать, каким бы бессовестным это ни было, чтобы устроить свою дальнейшую жизнь. Не строя иллюзий, он с наибольшей пользой использует то время, которое у него осталось. «Неверный управитель, узнав о том, что его увольняют, переделывает счета своего хозяина, чтобы обеспечить себе другую работу. Иисус хвалит его не за то, как он поступил, а за то, что он начал действовать. Ключевой момент этой истории заключается не в морали, а в апатии. Этот человек оказался в трудной ситуации, но вместо того, чтобы жалеть себя, он находчиво действует. Приглашенные гости, не ответившие на приглашение Царя прийти на пир, быстро заменяются на других. Незамедлительный ответ — вот отличительная особенность царства. Наше потрясенное воображение делает нам приглашение, которое ведет к принятию решения и действию.

 

Многие из нас затягивают с принятием решения, надеясь, что Иисус устанет ждать, а внутренний голос Истины охрипнет от ларингита. Таким образом, мы откладываем в сторону призыв этих притч из-за невроза страха до тех пор, пока мы не выступим «за» или «против» нового изменения жизни, открытого для нас. Наша нерешительность создает больше проблем, чем решает. Нерешительность означает, что мы перестаем расти на неопределенный промежуток времени и застреваем на одном месте. Если у нас отсутствует способность анализировать, наш человеческий дух начинает увядать. Осознанное понимание того, что мы противимся благодати и не позволяем Божьей любви сделать нас такими, какими мы должны быть, приносит нам ощущение подавленности. Наша жизнь становится разбитой на куски, непоследовательной, асинхронной и ей не хватает гармонии. Ситуация меняется. Исчезает ощущение безопасности от привычного места. Мы оказываемся между молотом и наковальней. Как мы можем решить эту дилемму?

 

Никак.

 

Мы не можем заставить себя принять благодать. Нет волшебных слов, готовых формул или тайных обрядов посвящения. Только Иисус Христос освобождает нас от нерешительности. Писание не предлагает другого основания для обращения к Богу кроме личного магнетизма Учителя.

 

Человек, ощутивший благодать, однажды решает попробовать молиться. Он соглашается помолчать пять минут, придя к Господу. И Иисус шепчет ему: «Настало время! Несуществующий мир гласности, модных ботинок Гуччи, мороженого Баскин Роббинс, джинсов Кальвин Кляйн, меховых жилеток, персидских ковров, шелкового нижнего белья и Супер Кубка уходит в небытие. Теперь пора остановиться и прекратить неистово бегать как лошадь Ланцелота сразу на четыре стороны, и вспомнить, что нужно лишь одно. Сейчас настало время для личного решения и положительного ответа на Мое слово».

 

Иисус сказал: «Позвольте Мне рассказать вам небольшую историю. Однажды богатый глупец собрал большой урожай и позаботился о том, чтобы собрать еще больший урожай на следующий год. Он сказал себе: «Ты — славный малый. Ты хорошо потрудился, заслужил все, что у тебя есть и приготовил все для обеспеченного будущего. Наслаждайся жизнью, ешь, пей и веселись». В ту ночь Мой Отец разрушил его планы. «Глупец! Этой же ночью душу твою возьмут у тебя. Кому же достанется все твое богатство? Кто им будет наслаждаться?»

 

В молитве Иисус замедляет ход нашей жизни и учит нас разумно относиться к отпущенному нам времени, даруя нам мудрость. Он открывает нам, что мы настолько поглощены неотложными делами, что забываем о самом необходимом. Он кладет конец нашей нерешительности и освобождает нас от давления ложных конечных сроков и близорукости.

 

Во-вторых, наш ответ на любовь Иисуса требует доверия. Полагаемся ли мы на свое резюме или на Евангелие благодати? Как мы реагируем на неудачи? «Благодать говорит нам, что мы приняты такими, какие мы есть. Может быть, мы еще не стали такими, какими хотим быть, и мы еще далеки от наших целей. Может быть, мы не богаты и не обладаем властью или нам не хватает духовности. Может быть, мы даже несчастны, но мы, тем не менее, приняты Богом и Он держит нас в Своих руках. Таково Его обетование нам в Иисусе Христе. Обетование, которому мы можем доверять».

 

Тем, кто чувствует, что их жизнь — это серьезное разочарование для Бога, требуется огромное доверие и безрассудная и невероятная уверенность, чтобы принять, что любовь Христа не знает ни тени изменения или перемены. Когда Иисус сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные», Он знал, что мы будем уставать, разочаровываться и унывать на своем пути. Эти слова — волнующее свидетельство истинной человечности Иисуса. У Него не было романтических представлений о цене ученичества. Он знал, что следование за Ним будет таким же несентиментальным, как чувство долга, и таким же требовательным как любовь. Он знал, что физическая боль, потеря близких людей, неудача, одиночество, отвержение, заброшенность и измены друзей будут иссушать наш дух. Что однажды настанет день, когда вера не сможет дать нам ободрение, уверенность и утешение, а молитва будет казаться лишенной смысла, и мы будем вторить эхом слова Терезы Авильской: «Господи, если Ты так поступаешь со своими друзьями, то неудивительно, что у Тебя их так мало!»

 

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4: 15-16).

 

Один поэт написал: «Желание чувствовать себя любимым — это последняя иллюзия. Расстанься с ней и ты будешь свободен». Так же, как рассвет веры требует заката прежнего неверия, так же и заря доверия требует избавиться от желания духовных утешений и видимого ободрения. Доверие, зависящее от милости, которую оно получает — это фальшивое доверие. В этом случае все кажется неопределенным и внушает беспокойство. В своей неуверенности ученик просит от Господа доказательств того, что Он отвечает взаимностью на его любовь. И если он их не получает, то разочаровывается и начинает подозревать, что его отношения с Иисусом закончены или даже, что их никогда и не было.

 

Если же ученик получает доказательства, то он успокаивается, но только на время. Потом он снова просит дальнейших доказательств, и каждый раз ему нужны более убедительные доказательства, чем предыдущие. В конце концов, нужда в доверии Богу умирает от разочарования. Этот ученик еще не усвоил, что видимые доказательства, какими бы ценными они ни были, не могут породить доверие, поддерживать его или гарантировать, что они будут приходить и в будущем. Иисус призывает нас предать Ему самих себя в полном доверии. Когда желание получать эти доказательства стихает, приходит доверие.

 

Тайна вознесения Христа на Небо содержит важный урок. Он сказал Своим ученикам: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел» (Иоанн 16: 7). Почему? Каким образом уход Иисуса мог благотворно повлиять на апостолов? Когда Он был видимым на земле, существовала опасность, что они настолько привыкнут к Его внешнему виду, что оставят веру и будут полагаться на внешние доказательства органов чувств. Видеть Иисуса во плоти — хорошо, но «блаженны невидевшие, но уверовавшие» (Иоанн 20: 29).

 

Когда мы живем, ощущая вину, угрызения совести и стыд за реальные или воображаемые грехи прошлого, мы пренебрегаем Божьим даром благодати.

 

Сосредоточенность на самом себе всегда является главным компонентом нездорового чувства вины и самоосуждения. Она возбуждает наши эмоции, закипающие в нас и разрушающие нас изнутри, заточает нас в неприступную крепость эгоизма, ведет к депрессии и отчаянию, и закрывает от нас присутствие сострадательного Бога. Язык нездорового чувства вины резок. Он требователен, жесток, полон критики, отвержения, обвинений, упреков, осуждения, укоров и брюзжания. Он нетерпелив и мстителен. Христиане испытывают шок и ужас, когда он терпят неудачу. Нездоровое чувство вины становится больше жизни. И мне сразу вспоминается детская история про «Цыпленка Цыпу», которому казалось, что небо падает. Люди, испытывающие чувство вины, ощущают себя подобным образом.

 

Да, мы испытываем чувство вины за грехи, но это здоровое чувство, которое признает сделанную неправду и раскаивается в этом. Но затем оно готово принять предлагаемое прощение. Здоровое чувство вины сосредотачивается на осознании, что все было прощено и что вся вины была искуплена.

 

Джон Клейпул писал: «У всех у нас в шкафу спрятаны скелеты и тени. Но послушайте, в мире есть Нечто большее, чем мы сами и это Что-то наполнено благодатью и милостью, терпением и изобретательностью. В тот момент, когда ваш фокус переносится с вашей греховности на Его благость и милость, а вопрос «Что же я наделал?» меняется на вопрос «Что Он может сделать?», может произойти освобождение. Произойдет чудо из чудес: вы можете простить себя, потому что вы прощены. Принять себя, потому что вы приняты. И вы можете снова начать отстраивать то, что вы однажды разрушили. Есть благодать для помощи в трудностях. Эта благодать является ключом для того, чтобы вы могли простить себя. Доверьтесь ей».

 

Вероятно, вы слышали эту историю. Четыре года назад в большом городе на дальнем Западе пошли слухи, что одна женщина-католичка начала видеть видения с Иисусом. Эти слухи дошли до архиепископа. Он решил проверить ее. Между настоящим мистиком и фанатиком есть очень тонкая грань.

 

«Мадам, это правда, что вас посещают видения, в которых вы видите Иисуса?» - спросил архиепископ.

 

Женщина ответила на его вопрос просто: «Да».

 

«Ну что ж, когда вас посетит это видение в следующий раз, я хочу, чтобы вы спросили Иисуса рассказать вам о грехах, которые я исповедовал на последней исповеди.

 

Женщина была ошеломлена. «Я вас правильно поняла, епископ? Вы действительно хотите, чтобы я спросила Иисуса о ваших прошлых грехах?»

 

«Да, все правильно. Пожалуйста, позвоните мне, если что-нибудь произойдет».

 

Спустя десять дней женщина позвонила архиепископу и рассказала ему о последнем видении. «Пожалуйста, придите ко мне» - сказала она.

 

Епископ приехал к ней через час. Он пристально посмотрел ей в глаза. «Вы только что сказали мне по телефону, что вам снова явился Иисус. Вы сделали то, о чем я просил вас?»

 

«Да, епископ, я попросила Его рассказать мне о тех грехах, которые вы исповедовали на последней исповеди».

 

Епископ наклонился вперед в ожидании. Он прищурился.

 

«И что же сказал Иисус?»

 

Она взяла его руку и пристально посмотрела ему в глаза. «Епископ», - сказала она, «вот что Он сказал мне: «Я НЕ ПОМНЮ».

 

Христианство происходит, когда мужчины и женщины полностью доверяют тому, что их грехи были не только прощены, но и забыты, будучи омыты кровью Агнца. Поэтому мой друг, архиепископ Джо Рейя говорит: «Грустный христианин — это поддельный христианин. А христианин с чувством вины — это вообще не христианин».

 

Обращение от недоверия к доверию выковано у подножия креста. Святой Франциск Сальский написал: «Святые созерцают Голгофу, размышляют о ней и переживают там присутствие их Господа». Между переживанием Божьего присутствия, любовью к Богу и доверием Ему существует живая связь. Вы будете доверять Богу настолько, насколько вы любите Его. И вы будете любите Его не в той мере, в какой Он прикасается к вам, а в той, в какой вы прикасаетесь к Нему.

 

Несколько лет назад я проповедовал на семинаре и ко мне подошел обеспокоенный, испуганный мужчина лет тридцати. Через какое-то время я встретил его снова и был поражен, увидев, как сильно он изменился. Даже выражение его лица преобразилось. Вдруг он почувствовал в себе способность доверять. И к этому его привело глубокое осознание того, что Бог любит его. Это произошло в молитве. Его глубоко коснулись слова Павла: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5: 8). Человеческая любовь не имела силы освободить его от недоверия, как это сделала простая молитва распятому и воскресшему Христу.

 

Крест — это столкновение с ошеломляющей благостью Бога, явленной в сломленном теле Его единородного Сына. Наша личная встреча и осознание любви Иисуса Христа, приходящее от опыта, а не умственные познания, побуждает нас доверять Ему. Более трехсот лет назад, Клод Де Ла Колумбьер, комментируя обед, на который пришел Иисус в дом фарисея Симона, написал: «Несомненно, что из всех присутствующих, более всего Господа почитала Мария Магдалина, которая была настолько убеждена в безграничной милости Бога, что все ее грехи показались ей не более, чем атомом в присутствии этой милости».

 

Пророческое слово, сказанное Иисусом к Марджори Кемп, вдове тридцати четырех лет, в городе Линн, штат Массачусетс в 1667 году, и в наши дни звучит свежо и актуально: «Для Меня более приятно то, чтобы ты верила, что Я люблю тебя, чем все твои молитвы, дела и исповеди».

 

Благодать на то, чтобы отпустить все и позволить Богу быть Богом, проистекает из доверия Его безмерной любви. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Римлянам 8: 32) И все же, многим доверие кажется чересчур трудным делом. Возможно, нас преследует призрак родителей, живших в нищете, и внушавших нам, что «На Бога надейся, но сам не плошай», мы выросли со скептическим отношением и желанием устраивать свою судьбу собственными руками.

 

Только любовь дает нам силы делать шаг веры и смелость рисковать, доверяя все Иисусу. Только она делает нас готовыми идти во тьму, ориентируясь только на столб огненный, идущий впереди нас. Доверие придерживается убеждения, что все, происходящее в нашей жизни, предназначено для того, чтобы научить нас святости. Любовь Христа вдохновляет доверие благодарить Бога за ноющую головную боль, за болезненный артрит и духовную тьму, которая окутывает нас. Его любовь вдохновляет нас говорить вместе с Иовом «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2: 10) и молиться вместе с Шарлем Фуко: «Авва, я предаю себя в Твои руки. Поступай со мной так, как считаешь нужным. Что бы Ты ни сделал — я благодарю Тебя. Я готов ко всему: я принимаю все. Пусть воля Твоя исполнится во мне и во всем Твоем творении. Я ничего не желаю кроме этого, Господь. В руки Твои я предаю мой дух. Я отдаю его Тебе со всей любовью моего сердца, потому что я люблю Тебя и полностью отдаю себя в Твои руки с безграничным доверием, потому что ты мой Отец».

 

Один священник, живущий на Багамских островах, рассказывал историю, которая точно передает сущность библейского доверия. «В двухэтажном доме случился пожар. Вся семья - отец, мать и несколько детей — направлялись к выходу, когда самый младший сын испугался, вырвался из рук матери и побежал обратно наверх. Вдруг он появился в окне, которое было окутано густым дымом и начал сильно плакать. Его отец, стоящий на улице, закричал: «Прыгай, сынок, прыгай! Я поймаю тебя». Мальчик крикнул: «Папа, я не вижу тебя». «Я знаю», - ответил отец. «Я знаю, но я вижу тебя».

 

Третья характеристика нашего ответа на милостивое вмешательство Иисуса в нашу жизнь — это сердечная благодарность.

 

В известной истории О. Генри «Дары волхвов», у молодой жены есть всего один доллар и восемьдесят центов, чтобы купить своему мужу подарок на Рождество. А до него остается всего один день. Она импульсивно решает продать свои длинные, густые волосы, чтобы купить цепочку для его золотых часов. В то же самое время он продает свои золотые часы, чтобы купить ей подарок: специальные гребни для ее красивых волос.

 

Вы когда-нибудь делали такое спонтанно? Опустошали ли вы свою копилку, чтобы купить какой-нибудь подарок для любимого человека?

 

«И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, --пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Марк 14: 3-9).

 

Какое импульсивный и прекрасный жест благодарности! По человеческому разумению это был глупый и расточительный поступок. Но Иисус был настолько глубоко тронут им, что Он захотел, чтобы история о безрассудстве этой женщины передавалась из поколения в поколение до конца времен.

 

Несомненно, Иисус говорит здесь, что есть место для импульсивных, спонтанных, расточительных, непрактичных, героических, необычных, несдержанных и непредсказуемых приступов щедрости, которые восклицают: «Достоин Ты хвалы и славы!» И все же наша благодарность Иисусу - это большей частью наше незаметное служение другим: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матфей 25: 40).

 

Хотя Христос больше не присутствует среди нас видимым образом, мы служим Ему, когда помогаем оборванцам рядом с нами. Каждая встреча с братом или сестрой — это таинственная встреча с Самим Иисусом. В горнице, Человек, похожий на нас во всем, кроме неблагодарности, разъяснил нам правила этой игры под названием «благодарность»: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Он сказал Петру на берегу Тивериадского озера: «Если ты любишь Меня — паси овец Моих». Проще говоря, наша глубокая признательность Иисусу Христу проявляется не в благочестии, честности, трезвости, респектабельности, посещении церкви, цитировании Библии и пении псалмов, а в нашем глубоком и искреннем уважении к друг другу.

 

Даже воскресное богослужение имеет второстепенное значение по сравнению с примирением с другими людьми. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матфей 5: 23-24). Поклонение, вероисповедание и религия вообще не могут быть независимыми от Иисуса. Бог действует в интересах людей, а не только в интересах Самого Себя. «Поклонение будет лицемерным и совершенно бессмысленным, если оно не будет сопровождаться любовью к другим людям. Потому что без нее оно не может выражать благодарность Богу».

 

Служение благовестия — это необычная возможность проявить благодарность Иисусу, передавая Его Евангелие благодати другим. Однако, метод «обращения в веру через контузию», когда мы раз за разом «бьем человека Библией по голове», выдает наше неуважение к достоинству других и совершенно чуждо повелению Евангелия свидетельствовать о Христе. Благовестие — это когда мы говорим человеку: «ты тоже любим Богом в Иисусе Христе». И не только говорим это, но и думаем так и относимся к человеку так, чтобы он почувствовал это. Вот что означает провозглашение Благой Вести. Но это становится возможным только тогда, когда вы предлагаете этому человеку свою дружбу. Настоящую, бескорыстную дружбу без снисходительности, полную доверия и глубокого уважения.

 

Фильм «Амадей» был прекрасной картиной, основанной на жизни двух великих и контрастных личностей: Сальери, придворного композитора императора, и Вольфганга Амадея Моцарта, дерзкого и самоуверенного гения. «Кто-то описал его жизнь как вино, женщин и песню. И надо сказать, что пел он не много».

 

Ограниченный, и не наделенный талантом Сальери, испытывает страшную зависть к безграничному, данному Богом таланту Моцарта. И все же, после каждого произведения, написанного им с огромным трудом, он шепчет: «Grazie, Signore» - Благодарю Тебя, Господь. Эти слова Сальери находятся в самом сердце нашего ответа на Божье милосердие и Евангелие благодати.

 

Grazie, Signore, за то, что Ты искривлял Свои губы, чтобы приспособиться к моему грешному «я». За то, что Ты судил меня не по моим ничтожным добрым делам, а по Своей любви, которая является даром для меня. За Твое безграничное прощение и безмерное терпение по отношению ко мне. За других людей, которые имеют более великие дары, чем мои. За то, что ты дал мне честность признать, что я — оборванец. Когда упадет занавес и Ты позовешь меня домой, пусть мои последние слова на этой земле будут зовом, идущим от всего сердца: «Grazie, Signore».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.058 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал