Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Йогические мудры






В кундалини-йоге мудрами называются такие упражнения, в которых глаза закатываются вверх так, чтобы верхняя часть радужной оболочки скрывалась за веками. Эта форма медитации чрезвычайно

полезна для пробуждения кундалини. Для достижения окончательного Единения Шивы и Шакти следует выполнять три мудры, неизменно упоминаемые в тантрических текстах.

1. Самбхави-мудра

Эта мудра приводит к внутренней медитации на чакрах и потому проводится после того, как садхак приступает к сосредоточению на чакрах. Как уже говорилось, медитация на чакрах представляет собой сосредоточение не на физических органах или районах тела, а на тонких центрах. При таком сосредоточении садхак медитирует на внешних объектах — на схематических изображениях чакр, — чтобы укрепить их образы в мыслях. Эти образы задействуют кроющиеся в чакрах божественные энергии: энергии божества-управителя чакры, местной шакти, бмджя-звука, ваханы (носителя биджи) и янтры (геометрической фигуры чакры). С помощью внутреннего видения тантристы выявили те формы, которые служат основами этих схематических изображений.

Если садхак желает научиться выполнять самбхави-мудру в целях подъема кундалини, он должен сначала раскрасить схемы чакр, а затем медитировать на них. Такое сосредоточение на внешних образах служит подготовкой к медитации на чакрах; затем практикующий переходит к внутренней медитации на образах, которая становится возможной только после того, как его разум способен удерживать эти изображения. Эта практика проводится постепенно: садхак начинает с первой чакры, переходит ко второй, третьей и так далее. Центром сосредоточения должны быть неплотные органы тела или его отдельные области (например, сердце). В школах йоги, которые не используют образы божеств чакр, садха-кам действительно рекомендуют медитировать на области сердца (анахата-чакре), центре медитации в самбхави-мудре, однако использование тантрической визуализации делает эту практику более эффективной.

Человек переходит в самбхави-мудру, когда его разум и дыхание поглощены мысленным образом, а зрачки глаз становятся неподвижными (глаза остаются открытыми, но не регистрируют внешних образов).

2. Кхечари-мудра

Эта мудра представляет собой внутреннюю медитацию на шестой чакре (ад-жне), расположенной между идой и пин-голой в межбровье. Человек переходит в кхечари-мудру, когда прана проникает по сушумне в полость между бровями. Эта мудра делает поток праны в сушумне равномерным. При ее выполнении язык следует приподнять к нёбу — по этой причине эту мудру называют также «заглатыванием языка». Практикующий наполняет устье сушумны поступающим из сома-чакры нектаром. Благодаря выполнению кхечари-мудры садхак обретает власть над блужданиями разума и достигает унмани-авастхи, или турийи, — состояния неосознанного сознания. Садхак выполняет кхечари-мудру до тех пор, пока не переходит к йога-нидре (йогическо-му сну).

Заглатывание языка не позволяет воздуху проходить от ноздрей к легким, и потому при выполнении этой мудры останавливается внешнее дыхание, что, в свою очередь, приводит к приостановке дыхания внутри организма. Как и сам разум, прана замирает в брахмарандхре. В таком состоянии сосредоточение на кундалини приводит к ее окончательному слиянию с пряной в брахмарандхре, то есть к единению разума и кундалини. Происходит соединение Шивы и Шакти — достигается высшая цель подлинного ученика.

Регулярная практика описанных выше техник приносит ученику состояние возвышенного одухотворения. Асаны прекращают все виды телесной деятельности, а любые действия сводятся к активност праны и органов чувств. Благодаря кумб-хаке ослабевают и эти проявления дея-тельности, после чего остается только умственная активность. Пратьяхара, дхара-на, дхъяна и сампраджнята-самадхи прекращают умственную деятельность, и деятельным остается только буддхи, высшее понимание. Полное избавление от привязанностей и долговременная, регулярная практика сампраджнята-самадхи останавливает и активность буддхи. После этого садхак достигает естественного состояния бытия: сахаджа-авастха -состояния неизменности, окончательной цели йоги. Поднявшийся до этого уровня йог навечно остается в единении с Высшим Сознанием.

 

 

Муладхара - чакра (первая чакра)

ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ Ч АКРЫ: «Основание».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: тазовое сплетение; область между задним проходом и половыми органами, основание позвоночника; три первых позвонка. БИДЖА-ЗВУКИ НА ЛЕПЕСТКАХ: ВАМ, С AM, ШAM, САМ. ПРОЯВЛЕНИЯ: кров и пища. ТАТТВА (ЭЛЕМЕНТ): земля. ЦВЕТ ТАТТВЫ: желтый. ФОРМА ТАТТВЫ: квадрат.

 

ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ЧУВСТВО: обоняние.

ОРГАН ЧУВСТВ: нос. ОРГАН ДЕЙСТВИЯ: анус.

ВАЙЮ (ВОЗДУХ): апана-вайю — воздух, выталкивающий семенную жидкость из половых органов (у мужчин), мочу из мочевого пузыря (у представителей обоих полов) и рождающегося ребенка из утробы матери.

ПОКА (ПЛАН СУЩЕСТВОВАНИЯ):

бху-лока (физический мир).

ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Марс (солнечный тип, мужское начало).

ФОРМА ЯНТРЫ: желтый квадрат с четырьмя пунцовыми лепестками. Этот квадрат имеет огромное значение в отношении обычной, земной осознанности, так как олицетворяет саму Землю, четыре измерения и четыре стороны света. Форма элемента земли основана на прямых отрезках, и ее четыре вершины образуют четыре опоры, или угла, того, что называют четырехугольной Землей. Четверка означает завершенность, а Земля символизирует условия и требования завершенности человека на всех уровнях существования. Эта янтра является обителью биджа-мантры и испускает ее звучание в восьми направлениях, что показано исходящими от нее восемью стрелами. Земля представляет собой самый плотный из элементов, сочетание четырех других элементов: воды, огня, воздуха и акаши.

Круг с четырьмя лепестками. Четыре лепестка олицетворяют ганглии в четырех важнейших нервных окончаниях. Лепестки имеют пунцовый цвет с легким оттенком малинового.

Треугольник: обитель энергии жизненной силы, кундалини-шакти, которая изображается по-разному: в виде свернувшейся кольцами змеи, лингама или треугольника. Змея Кундалини совершает три с половиной оборота вокруг свайямбху-лингама («самопорождающего лингама»). Приоткрыв пасть и подняв

 

голову вверх, она соединяется с проходом сушумны — центральным нервным каналом, проходящим вдоль позвоночника. Непробужденная кундалини-шак-ти остается свернувшейся кольцами вокруг лингама, вложив в пасть собственный хвост. Поскольку при этом ее пасть обращена вниз, поток энергии также направлен вниз. Когда человек начинает работать с первой чакрой, эта дремлющая энергия приподнимает голову и без затруднений проникает в канал сушумны. Обращенный вершиной вниз треугольник является янтрой лингама и кун-далини. Он указывает на движение вниз, а его вершины обозначают три важнейших нервных канала: иду, пингалу и су-шумну. Слияние этих нервных каналов в муладхара-чакре образует перевернутый треугольник, также направляющий энергию вниз. Лингам имеет дымчато-серый цвет, хотя иногда утверждают, что он имеет цвет молодых листьев.

ОСНОВНОЙ БИДЖА-ЗВУК: ЛАМ.

Чтобы произнести этот слог, следует сложить губы квадратом и изогнуть язык под прямым углом, касаясь им нёба.* Этот быджа-звук вызывает вибрацию неба, мозга и верхней части черепа.

При правильном произнесении бид-жя-слог ЛАМ возбуждает нади в первой чакре и создает блок, препятствующий движению энергии вниз. В конце звука ЛАМ (то есть при звучании М**) энергия начинает двигаться вверх, а в верхи ей части головы возникают вибрации. Повторение этого звука избавляет от связанных с первой чакрой беспокойств и обеспечивает практикующего финансовой надежностью, осознанностью и внутренней силой. Говорят, что бмджа-слог ЛАМ имеет четыре «руки». Его вибрации помогают открыть проход брахма-нади и способствуют течению в нем энергии.

НА МАНДАЛАХ ВСЕХ ЧАКР ЗНАКИ ОСНОВНЫХ БИДЖА-ЗВУКОВ ИЗОБРАЖАЮТСЯ ЗОЛОТОЙ КРАСКОЙ.

НОСИТЕЛЬ БИДЖИ: слон Айравата. На этом слоне восседает бог небесного свода Индра. Кожа слона имеет мягкий серый цвет — цвет облаков. Семь хоботов Айраваты образуют семицветную радугу. Каждый человек проявляется в семи аспектах, которые надлежит распознать и развивать в согласии с законами природы:

Слух................................................................................... Уши (органы чувств)

Осязание.............................................................................. Кожа (орган чувств)

Зрение............................................................................... Глаза (органы чувств)

Вкус................................................................................... Язык (орган действия)

Обоняние................................................................................ Нос (орган чувств)

Дефекация......................................................................... Анус (орган действия)

Половая активность,. Половые органы (органы действия)

Б соответствии с тантрическим (т. е., по существу, магическим) ходом рассуждений, если янтрой муладхары является квадрат, то и мантра должна произноситься «квадратно». Более функционально можно описать санскритский звук Я как похожий на русский мягкий ЛЬ или английский L (как в слове light). — Прим. ред.

M — протяжно произнесенный, резонирующий в черепе, гудящий звук М. В книгах по йоге, переведенных с английского языка, можно встретить биджа-мантры, оканчивающиеся на НГ (например, ЛАНГ и т. д.). Это не соответствует правильному санскритскому произношению и является лишь попыткой приучить англоязычных учеников к несвойственному их речи резонирующему звуку М. С другой стороны, в некоторых современных тантрических школах различается произношение биджа-мантр вслух и мысленно. В первом случае рекомендуется носовой резонирующий Н (действительно близкий к английскому NG), а во втором -классический Kl. — Прим. ред.

Сходным образом, физическое тело состоит из семи дхату (компонентов):

1. Раджа: глина, земля.

2. Раса: жидкости.

3. Ракта: кровь.

4. Манса: плоть, нервные волокна, ткани.

5. Медха: жир.

6. Астхи: кости.

7. Маджджа: костный мозг*.

Семь хоботов и цветов символизируют также семь типов желаний (желание делиться с другими, стремление к безопасности, воспроизводству, долголетию, знанию, самоосознанию и Единению). Кроме того, они связаны с семью чакрами, семью нотами октавы и семью важнейшими планетами.

Слон олицетворяет длящиеся в течение всей жизни поиски пищи для тела, разума и сердца. Тот, у кого активна первая чакра, ходит твердой, уверенной поступью слона. Он стремится увеличить свою власть, взваливая на себя самую тяжкую ношу, какую только способен выдержать. Такой человек трудится со смирением, подобно чернорабочему, выполняющему непрерывные указания хозяев. Того, кто овладел своими индрийя-ми (органами чувств и действия), называют уподобившимся Индре.

БОЖЕСТВО: Бала-Брахма (Брахма-Дитя). Богу Творения Брахме подчинен Север; он является управителем первой чакры. Его изображают в облике лучезарного младенца с четырьмя головами и четырьмя руками. Его кожа имеет цвет пшеницы. Он облачен в желтое дхоти (традиционная индийская одежда: кусок ткани, которым оборачивают нижнюю часть тела) и зеленый шарф. Благодаря четырем головам Брахма смотрит сразу в четырех направлениях. Его головы символизируют четыре аспекта человеческого сознания. Эти аспекты таковы:

1. Физическая личность: телесные потребности в пище, физических упражнениях, сне и сексе. Физическая личность проявляется посредством земли, материи и материнского начала.

2. Рациональная личность: интеллект, или ограниченная логика индивидуальных процессов рассуждения.

3. Эмоциональная личность: непрестанно изменяющиеся настроения и чувства. Эмоциональная личность также оказывает влияние на пристрастия и романтичность.

4. Интуитивная личность: внутренний голос сознательного разума человека.

В своих четырех руках Брахма держит различные предметы.

• В верхней левой руке — цветок лотоса, символ чистоты.

• В нижней левой руке — священные писания, содержащие знания обо всем сотворенном. При надлежащем
обращении к Брахме он может передать эти священные знания человеку.

• В одной из правых рук — чашу с нектаром, амритой, — драгоценным напитком жизненной силы.

• Четвертая рука поднята в мудре, дарующей бесстрашие.

Брахма проявляется во время сумеречных предрассветных и предзакатных часов. Мысленная визуализация этого божества приносит практикующему спокойную неподвижность разума: всевидящий творец, бог Брахма избавляет от любых страхов и тревог.

ШАКТИ: Дакини. Энергия Дакини сочетает в себе силы творца, хранителя и разрушителя, что олицетворяется трезубцем в одной из ее левых рук.

В другой левой руке она сжимает череп, указывающий на избавление от

Список дхату варьирует в различных источниках. Обычно раджа не упоминается, зато упоминается шукра (семя). —Прим. ред.

страха смерти — основного психологического препятствия, связанного с первой чакрой.

В верхней правой руке она держит меч, с помощью которого устраняет страх, уничтожает неведение и помогает садха-ку преодолевать любые трудности.

В нижней правой руке она удерживает щит, защищающий практикующего от всех опасностей.

Кожа Дакини-Шакти имеет розовый цвет; эта богиня облачена в персиковое или пунцовое сари. В некоторых текстах она описывается как свирепая, грозная богиня, однако при медитации на образах божеств и богинь ее следует представлять себе в благодушном настроении. Глаза Дакини имеют ослепительный красный цвет.

УПРАВИТЕЛЬ: Ганеша. Этого бога с головой слона призывают для обеспечения защиты в начале любого нового предприятия.

Фигура Ганеши чрезвычайно привлекательна, однако рациональному разуму трудно воспринять его как значительное божество. Поклонение Ганеше связано с верой в него как в того бога, который устраняет любые преграды; он подчиняет рациональный разум (левое полушарие), имеющий аналитическую и критическую природу, и предоставляет свободу правому полушарию — эмоциональной части мозга, деятельность которой необходима для любых духовных занятий. Визуализация Ганеши помогает остановить внутренний диалог. Тот, кто обманывается внешним обликом этого бога, не сможет насладиться внутренней красотой Ганеши, однако человек, способный видеть сквозь физическую реальность, сумеет рассмотреть в Ганеше единство любви и мудрости, Шакти и Шивы.

Кожа Ганеши имеет коралловооранжевый цвет. Он носит лимонножелтое дхоти, а его плечи прикрыты шарфом из зеленого шелка. Четыре руки помогают ему уничтожать разнообразные преграды. Ганеша является сыном Шивы и Парвати. Он несет на себе свастику — древнеиндийский символ единства четырех сторон света, направленной вверх энергии бога Вишну и солнечного света. В руках Ганеша держит следующие предметы:

• Душистое и сладкое лакомство ладду, символизирующее саттву — самое утонченное состояние чистого созна
ния. Кроме того, ладду приносит здоровье человеку и процветание дому.

• Цветок лотоса, олицетворяющий незапятнанность и способность на самоотверженные действия.

• Топор, символизирующий власть над «слоном желаний» и разрубленные оковы желаний. Этот топор освобождает человека от ложного отождествления «Я» с физическим телом.

Четвертая рука Ганеши приподнята в наделяющей бесстрашием мудре.

ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ:

муладхара-чакра олицетворяет проявление индивидуального сознания в человеческом облике, то есть физическом теле. Медитация на кончике носа приводит к расширению осознанности, избавлению от недугов, возникновению легкости и воодушевления, приливу жизненных сил, повышению выносливости и уверенности, к постижению внутренней чистоты, а также к мягкости голоса и его внутренней мелодичности.
ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С МУЛАДХАРА-ЧАКРОЙ: Если, стиснув зубы и сжав кулаки, человек отказывается жить в согласии с управляющими его организмом законами природы, он продолжает создавать свою карму, то есть усиливает свою вовлеченность в земное существование. Органы чувств и действия только укрепляют растерянность и страдания такого человека, предоставляя ему лишь преходящие удовольствия. Когда человек начинает действовать в соответствии с законами природы, он уже не растрачивает энергию и не распыляет осознанность на чрезмерное потворствование своим желаниям. Его поведение становится мудрым и сдержанным; человек изучает свой организм и разум, постигая, что они являются средствами освобождения от низших миров.Дети младше семи лет обычно ведут себя в соответствии с мотивациями первой чакры — познание земного мира приносит им новый опьт. Ребенку необходимо твердо усвоить и научиться использовать законы этого мира, изучить правила регулярного питания, сна и поведения, которые помогают ему жить на Земле. Ребенок сосредоточен на самом себе и прежде всего заботится о физическом выживании.
Основной трудностью ребенка или взрослого человека, действующего на основе мотивации первой чакры, является жестокость, вызванная ощущением тревоги. Подобно загнанному в угол животному, испуганный человек слепо и бесчувственно наносит удары окружающим — это происходит в результате того, что кажется ему отсутствием ощущения безопасности.
Человек, который живет преимущественно на уровне муладхара-чакры, обычно спит ночью на животе в течение десяти-двенадцати часов. Эта чакра охватывает планы порождения, иллюзорности, гнева, алчности, ложных представлений, корыстолюбия и чувственности, которые являются основополагающими аспектами человеческого существования. Основной побудительной силой и причиной индивидуального развития становится стремление к накоплению опыта и сведений.
Муладхара-чакра является обителью дремлющей кундалини, шакти (энергии) жизненной силы. Спящая змея Кундалини обвивается вокруг свайямбху-лингама, Эта низшая чакра является корнем любого развития и возникающего осознания божественности человека.

Свадхиштхана-чакра (вторая чакра)

ЗНА ЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ ЧАКРЫ:

«Обитель " Я"».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: подчревное сплетение; половые органы.

БИДЖА-ЗВУКИНА ЛЕПЕСТКАХ: БАМ, БХАМ, МАМ, ЙАМ, РАМ, ЛАМ.

ПРОЯВЛЕНИЯ: воспроизводство, семья, воображение. Земной элемент муладхара-чакры растворяется в связанном со свадхиштхана-чакрой элементе воды. Воображение проявляется, когда человек входит во взаимоотношения с семьей и друзьями. Во второй чакре впервые появляется стремление создавать.

ТАТТВА (ЭЛЕМЕНТ): вода.

ЦВЕТ ТАТТВЫ: голубой.

ФОРМА ТАТТВЫ: круг.

ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ЧУВСТВО: вкус.

ОРГАН ЧУВСТВ: язык.

ОРГАН ДЕЙСТВИЯ: половые органы.

ВАЙЮ (ВОЗДУХ): апаш-вайю (см. описание в главе 1).

ЛОКА (ПЛАН СУЩЕСТВОВАНИЯ):

бхувар-лока, нага-лока (астральный

план).

ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Меркурий

(лунный тип, женское начало).

ФОРМА ЯНТРЫ: круг с полумесяцем. Синий полумесяц является янгпрой этой чакры. Второй чакре соответствует водный элемент — основа жизни. Из геометрических фигур ему соответствует круг.

Водой покрыты три четверти поверхности Земли. Океанские приливы и отливы подчиняются фазам Луны. Вода составляет три четверти веса человеческого тела, а Луна воздействует на людей, вызывая у них «эмоциональные приливы и отливы». Женские циклы согласованы с лунным циклом. Свадхиштхана-чакра представляет собой центр воспроизводства, которое непосредственно связано с Луной.

Эти глубинные взаимоотношения воды и Луны представлены литром в форме полумесяца рядом с белым кругом водной чакры. Вода играет огромную роль в жизни человека с преобладающей второй чакрой — такие люди испытывают при сменах лунных фаз многочисленные эмоциональные перепады.

Круг с шестью лепестками. Белый круг расположен внутри лотоса с шестью лепестками красного (смешения малинового и пунцового) цвета окиси ртути. Шесть лепестков олицетворяют шесть важнейших нерйных окончаний во второй чакре. Подобно тому как четыре лепестка в первой чакре символизируют течение энергии по четырем источникам и четырем измерениям, шесть лепестков второй чакры олицетворяют течение энергии в шести измерениях. Во второй чакре линейная осознанность первой принимает форму круга, что обеспечивает большую подвижность и текучесть. Белый круг означает воду — элемент свадхиштхана-чакры.

ОСНОВНОЙ БИДЖА-ЗВУК: ВАМ.

При сосредоточении на второй чакре следует повторять биджа-звук ВАМ. Связанные с водным элементом звучания усиливают воздействие этой биджи. При правильном произнесении этот звук устраняет все препятствия в нижней час-

 

ти тела и делает течение энергии в этой области свободным.

НОСИТЕЛЬ БИДЖИ:

крокодил (санс-кр. макара). Передвигающийся подобно змее крокодил символизирует чувственную природу человека с преобладающей второй чакрой. Крокодил охотится на свою добычу, используя множество хитростей. Ему нравится «парить» в воде и глубоко нырять; кроме того, он обладает повышенной сексуальной силой. Когда-то жир крокодила применялся для повышения мужской потенции.
Характерными качествами человека с преобладающей второй чакрой являются присущие крокодилу приемы охоты, хитрость, страсть к воде и воображение. Поговорка «проливать крокодиловы слезы», которая означает лживое выражение чувств, существует и в языках Индии.

БОЖЕСТВО:

Вишну, Бог-Хранитель. Вишну олицетворяет силу продолжения человеческого рода, и по этой причине его обителью является вторая чакра, чакра воспроизводства, где он восседает на розовом лотосе. Его кожа имеет бледно-голубой, а дхоти — желто-золотистый цвет. Четыре руки божества прикрыты шарфом из зеленого шелка. Вишну воплощает в себе принципы правильного образа жизни. Его природой является лила — игра. Он по собственной воле принимает различные облики и исполняет разнообразные роли. Вишну являет собой главного героя космической драмы. В руках Вишну держит четыре инструмента, необходимых для правильного наслаждения жизнью:
1. Раковина содержит в себе шум морских волн. Раковина Вишну символизирует чистое звучание, которое приносит человеческим существам освобождение.
2. Чакра — кольцо света, вращающееся на указательном пальце Вишну, — является символом дхармы. Дхарма-чакра обращается вокруг собственной оси; она прорывается сквозь преграды и уничтожает дисгармонию и неуравновешенность. Форма чакры — колесо — создает цикл времени: все, что не пребывает в согласии с космическим ритмом, подлежит уничтожению.
3. Палица из металла (элемента земли) представляет собой оружие власти над земными явлениями. Зажатой в руках палицей Вишну управляет Землей. Безопасность жизни на Земле является основным требованием, а ее гарантирует денежный достаток. Только после обеспечения земной безопасности возможно удовлетворение чувственных и половых желаний.
4. Лотос бледно-розового цвета. Лотос поднимается из грязного ила и все же остается сияющим, лучистым и изящным. Лотос чист и совершенно неподвержен окружающей среде. Его цветок раскрывается с первыми лучами солнечного света, а с последним лучом солнца лотос вновь смыкает свои лепестки. Изысканный, благоуханный лотос услаждает все органы чувств.

ШАКТИ:

Ракини. Кожа двухголовой Ракини-Шакти имеет бледно-розовый цвет (хотя в «Шат-чакра-нирупане» говорится, что она окрашена цветом синего лотоса). Эта богиня облачена в красное сари, а ее шея и четыре руки усыпаны драгоценными камнями. От Ракини исходит вдохновение художников и музыкантов. В четырех руках она держит следующие предметы:
1. Стрела. Исходя из лука Камы (бога эротической любви), эта стрела олицетворяет природу человека с преобладающей второй чакрой, выпускающего свою стрелу в намеченную цель; она указывает на свойственное
этой чакре побуждение двигаться вверх. Стрела Ракини-Шакти представляет собой стрелу чувств и эмоций, которая при возникновении двойственности приносит как удовольствия, так и страдания.
2. Череп. Череп символизирует характер тех людей, которые, как говорят в Индии, «носят голову в руке» — то есть у которых поведение подчинено эмоциям.
З.Дамару (барабан). Барабан олицетворяет силу ритма и биение второй чакры.
4. Парашу (топор). Топор был первым оружием, изобретенным человеком. С помощью этого топора Ракини преодолевает все преграды, присущие второй чакре.
Две головы шакти Ракини означают разделение энергии во второй чакре: усилия человека с преобладающей второй чакрой затрачиваются на достижение равновесия между внешним и внутренним мирами. В этой чакре начинается распространение личности вовне.
Основной побудительной силой первой чакры было преследование денежного достатка; внимание такого человека линейно и сосредоточено на одном направлении. У человека, относящегося к типу второй чакры, внимание переносится на желания и фантазии чувственного характера.
ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ: Сосредоточение на этой чакре позволяет разуму отражать в себе мир — подобно тому, как Луна отражает свет Солнца. Человек обретает способность пользоваться творческой и поддерживающей энергией, которая поднимает его на уровень изящных искусств и чистых взаимоотношений с окружающими, а также освобождает его от похоти, гнева, алчности, неуравновешенности и ревности.
При визуализации бога Вишну возникает неподвижное, словно поверхность озера, спокойствие. Восхождение от первой чакры ко второй приносит человеку лунную осознанность, отражающую божественную милость и силу сохранения. Благотворный Вишну с ликом невероятной чистоты видит все миры и оберегает то, что было сотворено богом Брахмой.
ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ СО СВАДХИШТХАНА-ЧАК-РОЙ: Побуждения второй чакры обычны для детей в возрасте от восьми до четырнадцати лет. Ночью такой ребенок спит по восемь-десять часов в позе эмбриона. Говоря в терминах элементов, в этой чакре земля растворяется в воде. Свойственную возрасту первой чакры эгоцентричность и защитную реакцию сменяют тяга к семье и друзьям в стремлении к физическому контакту. Заметно усиливается воображение. Как только потребность в крове и пище удовлетворена, человек может позволить себе воображать любые желаемые обстоятельства и ситуации. По мере развития нового осознания физического тела взаимоотношения человека с другими людьми наполняются чувственностью.
Проблемами человека на этом уровне могут стать стремление к физическим ощущениям и мысленные фантазии. Сила тяготения заставляет воду течь вниз, и потому вторая чакра действует на душу подобно затягивающему в глубины водовороту, то есть вызывает у человека беспокойство и смятение. Тело и разум подвластны определенным ограничениям, и если человек хочет сохранять здоровье и равновесие, ему необходимо понимать и соблюдать такие ограничения. Для достижения гармоничного, спокойного состояния тела и разума следует регулировать питание, сон и половую жизнь.
Люди с преобладающей второй чакрой часто воображают себя царями, высокородными владыками или героями. Им свойственна частая смена ролей, высокая самооценка и рыцарство. В любой культуре существует множество рассказов и стихов, восславляющих этих уничтожающих зло героев.
Свадхиштхана-чакра связана с астральным планом, воображением, ревностью, милосердием, завистью и радостью. Здесь земля превращается в драгоценный камень, а небеса оказываются в пределах досягаемости. Фантазия может стать полезной в занятиях ремеслами и изящными искусствами. Ничтожность представляет собой состояние опустошенности и бесцельности. Когда отрицающий разум смотрит на мир, ничто не способно ни порадовать его, ни вызвать у него интерес — все вызывает отвращение. Зависть и ревность порождаются желанием обладать другим человеком или его качествами и приводят к гибельному состоянию постоянной тревоги. Радость приносит ощущение глубокого удовлетворения, которое целиком пронизывает сознание человека, поднявшегося выше уровня второй чакры.

Манипура-чакра (третья чакра)

ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ ЧАКРЫ: «Город из драгоценных камней».
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: солнечное сплетение; надчревное сплетение; пупок.
БИДЖА-ЗВУКИ НА ЛЕПЕСТКАХ: ДАМ, ДХАМ, ЦАМ (переднеязычные звуки); ТАМ, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ (зубные звуки); ПАМ, ПХАМ (губные звуки).
ПРОЯВЛЕНИЯ: зрение, форма, личность, цвет.
ТАТТВА (ЭЛЕМЕНТ): огонь. ФОРМА ТАТТВЫ: треугольник. ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ЧУВСТВО: зрение.

ФОРМА ЯНТРЫ: перевернутый треугольник. Красный треугольник, обращенный вершиной вниз, размещается в круге, который окружен десятью лепестками. Этот треугольник представляет собой форму огня. Третью чакру называют также солнечным сплетением; в ней преобладает элемент огня, способствующий пищеварению, то есть обеспечению организма необходимой для жизни энергией. Треугольник является простейшей из правильных геометрических фигур — он имеет всего три стороны, однако представляет собой целостную единицу. Огромную роль в жизни человека с преобладающей третьей чакрой играет визуализация. В его сознании господствует огонь, и исходящее от такого человека тепло можно ощутить на расстоянии. Перевернутый треугольник означает нисходящее движение энергии.

Круг с десятью лепестками. Лепестки символизируют десять основных нерв ОРГАН ЧУВСТВ: глаза. ОРГАН ДЕЙСТВИЯ: ноги.

ВАЙЮ (ВОЗДУХ): самана-вайю. Этот вайю находится в верхней части брюшины, в районе пупка, и способствует пищеварению. Он переносит вырабатываемые в солнечном сплетении при усвоении пищи химические вещества и кровь. С помощью самана-вайю раса (сущность) пища производится, перерабатывается и распространяется по всему организму.

ПОКА (ПЛАН СУЩЕСТВОВАНИЯ):

свар-лока (небесный мир).

ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Солнце (солнечный тип, мужское начато).

ных окончаний, десять источников, из которых черпается энергия. Энергия распространяется в десяти измерениях; ее структура уже не является ни круглой, ни квадратной, а движение, в отличие от второй чакры, перестает быть круговым. Лепестки имеют голубой цвет, подобный голубому пламени самого яркого огня. Кроме того, эти десять лепестков обозначают десять пран, животворных дыханий, в образах рудр (первичных обликов Шивы). Каждый лепесток олицетворяет какой-либо аспект Браддха-Рудры (Древнего Шивы).

ОСНОВНОЙ БЙДЖА-ЗВУК: РАМ.

Чтобы произнести этот звук, губам следует придать треугольную форму, а языком упереться в нёбо. Основным центром сосредоточения при произнесении этого звука является пупок. При правильном произнесении4 звук РАМ повышает силу пищеварения, поглощения и усвоения. Помимо того, этот звук при-

Санскритский переднеязычный Р близок к русскому. — Прим. ред.

 

носит долголетие—основную цель человека с доминирующей мотивацией третьей чакры.

Биджа PAM всегда вписывается в треугольник. Пунцово-красный, обращенный вершиной вниз треугольник мани-пура-чакры имеет три «двери». Природе огня свойственно движение вверх, и при правильном произнесении звука PAM

пламя манипура-чакры будет подниматься.

НОСИТЕЛЬ БИДЖИ: баран. Носителем бмджй-звука PAM является баран — транспортное средство бога огня Агни. Баран олицетворяет качества человека с преобладающей третьей чакрой: физическую силу и способность преодолевать преграды штурмом.

Солнечное сплетение соответствует третьей чакре, обители огня в теле. Человек этой чакры подчиняется разуму и огню, имеющим солнечную природу. Он ведет активную общественную жизнь и движется к своей цели, как баран, то есть не задумываясь о последствиях. Такой человек ходит гордой походкой, он опьянен тщеславием и весьма озабочен тем, чтобы следовать последней моде и шагать в ногу со временем.

БОЖЕСТВО: Браддха-Рудра (Старый Шива). Властелин Юга Браддха-Рудра олицетворяет силу разрушения. К нему возвращается все сотворенное. У него камфарно-синяя кожа и седая борода; в своем гневном облике*, натертый пеплом, он восседает на золотой шкуре тигра. Тигр символизирует манас, рассудок.

Человек с преобладающей третьей чакрой подчиняет окружающих силой гнева. Этой чакре соответствует облик старого, отрешенного человека. Основными побуждениями человека этой чакры являются самоутверждение, признание, бессмертие, долголетие и власть. Он лишен стремления к самоотверженному служению друзьям и семье, так как действует только во имя самого себя.

ШАКТИ: Лакини. У шакти третьей чакры, Лакини, три головы; область зрения распространяется на три плана: физический, астральный и небесный. Лаки-ни-Шакти вооружена независимостью и огнем. Согласно «Шат-чакра-нирупане», она имеет темную кожу, а ее сари желтого цвета.

В одной из четырех рук Лакини-Шак-ти держит громовую стрелу, или ваджру, указывающую как на электрическую природу огня, так и на исходящее от организма физическое тепло. Во второй руке богини зажата стрела, выпущенная из лука Камы, бога эротической любви второй чакры. Полет этой стрелы к цели становится побудительной силой восходящего движения энергии. На ладони третьей руки пылают языки пламени. Четвертая рука Лакини сложена в мудру (жест) бесстрашия.

ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ: Медитация на этой чакре приносит знание физиологии, понимание внутренних функций тела и влияния желез внутренней секреции на эмоции человека. Сосредоточение на пупке, центре тяжести тела, избавляет человека от несварения, запоров и любых заболеваний кишечника, что приносит долгую и здоровую жизнь. Человек лишается эгоистичности и получает силу для создания и разрушения мира. Свойственная второй чакре текучесть принимает форму прагматичности. Фантазии воплощаются в практичной форме, а человек обретает способности руководителя и организатора. Он добивается контроля над речью и умеет чрезвычайно эффективно выражать свои мысли.

ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С МАНИПУРА-ЧАКРОЙ: ма-

нипура-чакра господствует в человеке в возрасте от четырнадцати лет до двадцати одного года. Побуждающая энергия этой чакры заставляет его развивать свою личность, добиваться положения в мире.

Человек с преобладающей третьей чакрой жаждет единоличной власти и признания, даже если это идет во вред его семье и друзьям. Ночью такой человек

Иконографически тантрические божества могут изображаться в двух формах: гневной и мирной. — Прим. ред.

спит от шести до восьми часов, лежа на спине.

Область манипура-чакры охватывает карму, благотворительность, расплату за ошибки, приятное общество, дурную компанию, самоотверженное служение, печаль, сферу дхармы и небесный план существ о вания.

Дхарма представляет собой вневременной закон природы, связующий все сущее. Верность собственной природе делает отношения человека с другими людьми более стабильными и ясными. Уравновешенность манипура-чакры заключается в беззаветном служении, то есть в деятельности без стремления к вознаграждению. Благотворительность очищает человеку путь действия, или кармы. Чтобы достичь в своей жизни уравновешенности, каждый должен осознавать свои действия. Как только достигается такое равновесие, человек может перейти на небесный план просветления.

Анахата-чакра (четвертая чакра)

ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ ЧАКРЫ: «Не подвергавшаяся удару».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: сердечное сплетение; сердце.

БИДЖА-ЗВУКИНА ЛЕПЕСТКАХ: КАК!, КХАМ, ГА1Й, ГХАМ, ЙАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, ЙАМ, ТАМ, ТХАМ.

ПРОЯВЛЕНИЯ: достижение равновесия между тремя чакрами выше сердца и тремя чакрами ниже него.

ТАТТВА (ЭЛЕМЕНТ): воздух (отсутствие формы, запаха и вкуса).

ЦВЕТ ТАТТВЫ: бесцветная (в некоторых текстах говорится о дымчато-сером или дымчато-зеленом цвете).

ФОРМА ЯНТРЫ: шестиконечная звезда. Шестиконечная звезда анахапга-чакры окружена двенадцатью алыми лепестками и символизирует элемент воздуха. Воздух представляет собой прану, жизненную силу дыхания. Она обеспечивает функции легких и сердца, снабжая их кислородом и жизненной силой, то есть пранической энергией. Воздуху присуща подвижность, и потому четвертая чакра означает движение во всех направлениях.

Эта янтра состоит из двух пересекающихся треугольников. Один из них, обращенный вершиной вверх, символизирует Шиву, мужское начало. Другой, обращенный вершиной вниз, олицетворяет Шакти, женское начало. Когда эти силы сливаются в гармонии, возникает равновесие.

Круг с двенадцатью лепестками.

Двенадцать лепестков, отходящих от круга вовне, окрашены темно-красным цветом. Они означают распространение

ФОРМА ТАТТВЫ: шестиконечная звезда.

ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ЧУВСТВО: осязание.

ОРГАН ЧУВСТВ: кожа. ОРГАН ДЕЙСТВИЯ: руки.

ВАЙЮ (ВОЗДУХ): праш-вайю. Этот вайю находится в верхней части груда и представляет собой тот воздух, которым человек дышит; прана-вайю богат животворными отрицательными зарядами.

ПОКА (ПЛАН СУЩЕСТВОВАНИЯ):

мака-пока (план равновесия). ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Венера (лунный тип, женское начало).

энергии из двенадцати источников в двенадцати направлениях. В отличие от первой (квадратной), второй (круглой) и третьей (треугольной) чакры, четвертая чакра расширяется во всех направлениях и измерениях в форме шестиконечной звезды. Сердечная чакра является центром равновесия организма и связана с равномерным — как нисходящим, так и восходящим — течением энергии.

Круг с восемью лепестками. Внутри анахата-чакры расположен восьмиле-пестковый лотос, в центре которого находится духовное, или эфирное сердце. В отличие от физического, это сердце, которое носит название ананда-канда, расположено справа, а не слева. Именно в этом духовном сердце человек медитирует на Божественность или Свет. Восемь лепестков соответствуют различным эмоциям, и при течении по ним энергии человек ощущает связанное с данным лепестком желание (см. схему).

 

 

ОСНОВНОЙ БИДЖА-ЗВУК:

ЙАM При произнесении звука ЙАM язык зависает в воздухе во рту, а центром сосредоточения становится область сердца. При правильном произнесении биджи ЙАМ в сердце возникает вибрация, а любые преграды в сердечной области исчезают; когда сердце становится открытым, восходящий поток энергии не испытывает никаких препятствий. Этот биджя-звук наделяет практикующего властью над праной и дыханием. Считается, что у него четыре руки и он имеет ярко-золотой цвет.

НОСИТЕЛЬ БИДЖИ:

олень (антилопа). Олень или черная антилопа является символом самого сердца. Олень скачет от радости и вечно преследует миражи, призрачные отражения.
Чрезвычайно осознанный, чувствительный и полный вдохновения олень олицетворяет характер человека с преобладающей четвертой чакрой. Глаза оленя символизируют чистоту и невинность, и притягательные глаза человека четвертой чакры не менее чисты и простодушны.
Говорят, что олень готов умереть ради чистого звучания. Человеку с преобладающей четвертой чакрой присуща любовь к внутренним звукам, анахапш-надам.

БОЖЕСТВО:

Ишана-Рудра-Шива. Владыка Северо-Востока Ишана-Шива полностью отстранен от мира. Это божество с камфарно-синей кожей олицетворяет природу человека четвертой чакры, пребывающего в постоянном состоянии счастья. Этот бог облачен в тигровую шкуру, символизирующую обитающего в джунглях желаний тигра разума.
Ишана имеет миролюбивую и благотворную природу. В правой руке он держит трезубец, а в левой — барабан дама-ру. Священная Ганга (река Ганг) стекает с его локонов прохладным и очищающим потоком самопознания: понимания того, что «Я есть То» (Ахам. Брахмасми: «Я — Брахман»). Обвивающие его тело змеи олицетворяют покоренные им страсти. В отличие от гневного дряхлого аспекта третьей чакры, этот бог вечно юн.
Не остается никаких тревог, связанных с мирскими удовольствиями, унижениями и славой. Желания уже не представляют собой проблемы, так как энергия четвертой чакры уравновешена во всех шести направлениях. Человек, в сознании которого господствует четвертая чакра, живет в гармонии с внешним и внутренним мирами.
Шива в лингаме: В четвертую чакру входит лингам, где Рудра-Шива предстает в облике Сада-Шивы (сада: «вечный»; шива: «благодетель»). Это Шабда-Брахма, или вечный Логос. В этом аспекте он является и Омкарой*, слиянием трех гун — саттвы, раджаса и тамаса, — которые олицетворяются звуками А, У и М соответственно, а в сочетании образуют священный слог АУМ или ОМ. Этот бог держит в руке трезубец — символ трех гун. Его кожа имеет камфарно-шний цвет, а тело прикрыто золотистой тигровой шкурой. Барабан дамару в другой руке отмечает ритм сердцебиения.
Этот шивалингам является вторым лингамом в теле и именуется вана-линга-мом (ваш: «стрела»). Напомним, что первым является свайямбху-лингам в первой чакре, вокруг которого обвивается змея кундалини. Сила лингама проявляется как внутренний гуру человека. Сердечный лингам можно считать наставником, который на каждом шагу предупреждает или воодушевляет практикующего при восходящем движении потока энергии — это происходит, когда человек следит за своим сердцебиением. Увеличение или снижение сердечного ритма служит предупреждением, отмечающим какие-либо ошибки, допущенные во время практики.
Этот лингам образован тканями нервного центра в анахата-чакре. Окруженный тремя чакрами снизу и тремя сверху, он сияет золотым цветом, словно драгоценный камень в самом центре чакра-малы («гирлянды чакр», то есть позвоночника). В самом начале практик подъема кундалини и перехода к высшим состояниям сознания суфии и мистики других традиций предлагают своим ученикам мысленно представлять сияющий в сердце чистый свет. Именно в сердце возникает анахата-нада, или шабда-брахма, — не вызванный ударом космический звук.
ШАКТИ: Какини. Четыре головы Ка-кини олицетворяют восхождение энергии на уровень четвертой чакры. Ее кожа имеет розовый цвет (согласно «Маханир-вана-тантре» — желто-золотистый), а сари — небесно-голубой. Эта богиня восседает на розовом лотосе. Какини-Шакти вдохновляет поэтов, художников и музыкантов. Энергия четвертой чакры является самопорождающей и самодвижущей.
В своих четырех руках Какини держит предметы, необходимые для достижения равновесия:
• Меч становится тем оружием, с помощью которого человек рассекает все препятствия на пути восходящего
потока энергии.
• Щит оберегает практикующего от внешних, земных обстоятельств.
• Череп указывает на отрешенность от ложного отождествления с телом.
• Трезубец символизирует равновесие трех сил сохранения, сотворения и уничтожения.
Какини-Шакти пронизывает всю четвертую чакру. Подобно воздуху, она заполняет все свободное пространство и с помощью эмоциональных частот бхакти (преданного служения) обеспечивает энергией весь организм. В четвертой чакре бхакти персонифицируется как Кун-далини-Шакти, которая помогает Каки-ни-Шакти в обеспечении восходящего направления движения энергии.
Какини пребывает в счастливом, приподнятом настроении; при медитации ее воображают «луноликой» (чандрамукхи) четырехголовой Шакти, усыпанной украшениями. Все четыре головы полностью уравновешены, а энергия пронизывает все четыре аспекта личности, то есть физическую, рациональную, чувствующую и эмоциональную личности.
Какини помогает в стихосложении и изящных искусствах, которые основаны на уровне утонченного видения. Обыденные искусство и музыка, порождаемые шакти второй чакры, не способны поднять человеческий разум к высшим царствам сознания — напротив, они только отвлекают его от этой цели. Творчество, воодушевляемое божеством четвертой чакры, Какини-Шакти, согласуется с сердцебиением, то есть с ритмом самого космоса. Это искусство возвышается над прошлым, настоящим и будущим. Связанная с четвертой чакрой осознанность позволяет практикующему превзойти ложное осознание времени, присущее тем, у кого преобладают низшие чакры.
Кундалини-Шакти: Именно в сердечной чакре Кундалини-Шакти впервые проявляется в облике прекрасной богини. Она восседает в треугольнике в позе лотоса. Этот треугольник обращен вершиной вверх, что указывает на склонность шакти к восходящему движению, поднимающему практикующего к высшим планам существования.
Облаченная в белое сари, Кундалини-Шакти безмятежна и уравновешена. Она является матерью-девой и символизирует шакти как самоотверженное духовное служение. Эта богиня уже не отождествляется с разрушительной силой змеи, как это было на уровне первой чакры. Теперь Кундалини-Шакти превращается в богиню, и человек способен сообщаться с этой одушевленной восходящей энергией. Она уже не обвивается вокруг лингама, а независимо восседает в йоги-ческой позе.
Сидящая в позе лотоса Кундалини-Шакти воплощает собой анахата-наду, космическое звучание, раздающееся повею дуй иначе именуемое «белымшумом». Этот звук зарождается в сердце как АУМ, семя всех звуков. Сердце и дыхание играют для анахата-чакры жизненно важную роль, так как сердце является центром ощущений организма, а контроль над ритмом дыхания позволяет человеку одновременно управлять своим сердцебиением. Тот, кто достиг осознанности уровня четвертой чакры, обретает утонченную уравновешенность тела и души. Охватываемый этой чакрой мир святости приносит человеку способность видеть божественную милость во всем сущем.

ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ:

Развивая четвертую чакру, человек овладевает языком, стихосложением и всеми искусствами, связанными с речью, а также ин-дриями, то есть желаниями и физическими функциями. Он становится властелином над самим собой, обретает мудрость и внутреннюю силу. Мужская и женская энергии достигают равновесия, а воздействие этих двух энергий извне уже не представляет собой проблемы, так как все взаимоотношения человека становятся чистыми. Он подчиняет свои чувства и развивается свободно, не испытывая никаких внешних препятствий. Человек, достигший уровня четвертой чакры, преодолевает ограничения внешних обстоятельств и окружающей среды, становится независимым и ощущает внутреннюю движущую силу. Его жизнь превращается в источник воодушевления для окружающих, так как в присугс-твии такого человека они ощущают покой и уравновешенность. Вместе с чистым звучанием анахата-чакры приходит божественное зрение, вызывающее взвешенность поступков и чувство радости. Человек обретает власть над вайю, элементом воздуха. Поскольку воздух лишен формы, человек с преобладающей четвертой чакрой способен становиться невидимым, мгновенно перемещаться в пространстве и проникать в тела других людей.

ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С АНАХАТА-ЧАКРОЙ:

Человек переживает период анахата-чакры в возрасте от двадцати одного до двадцати восьми лет. Он начинает осознавать свою карму, последствия своих поступков. Его побудительной силой становится бхак-ти, или религиозная вера, и такой человек стремится к равновесию на всех уровнях существования. По ночам он спит от четырех до шести часов, лежа на левом боку.
Олень анахата-чакры двигается стремительно, часто изменяя направление движения под острыми углами. У исполненного любви человека могут появиться качества и наклонности, сходные с оленьими: мечтательные глаза, склонность к беспокойным скитаниям и стремительные движения. При овладении четвертой чакрой эмоциональное возбуждение прекращается.
Анахата-чакра охватывает судхарму (надлежащую, правильную религиозность), благие наклонности и миры чистоты, равновесия и благоухания. При совершении неблаговидных поступков в анахата-чакре может возникать мучительное ощущение. Ясность сознания представляет собой просветление очищенного человека, развившего свои добрые наклонности и посвятившего свою жизнь маха-локе, плану равновесия.

Вишуддха-чакра (пятая чакра)

ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ ЧАКРЫ:

«Чистая».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: каротидное сплетение; горло.

БИДЖА-ЗВУКИНА ЛЕПЕСТКАХ: AM, AICI, ИМ, ИМ, УМ, УМ, РИМ, РИМ, ДИМ, ДИМ, ЭМ, АЙМ, ОМ, АУМ, АМ, АХАМ.

ПРОЯВЛЕНИЯ: знание, - план человеческого существования.
ТАТТВА (ЭЛЕМЕНТ): акаша; звук. ЦВЕТ ТАТТВЫ: дымчато-фиолетовый. ФОРМА ТАТТВЫ: полумесяц.

ФОРМА ЯНТРЫ:

полумесяц. Янтра вишудxa-чакры. представляет собой серебряный полумесяц в белом круге, который сияет, словно полная Луна, и окружен шестнадцатью лепестками. Серебряный полумесяц является лунным символом нады, чистого космического звучания. Пятая чакра — обитель звука в теле. Полумесяц символизирует чистоту, так как чрезвычайно важным аспектом eu-шуддха-чакры является очищение.

В любом своем аспекте Луна связана с психической энергией, ясновидением и общением без слов; благодаря своей очищенной энергии человек пятой чакры способен понимать невербальные сообщения. Кроме того, Луна указывает на существование в горле механизма охлаждения: в нем поглощаемая жидкая и твердая пища доводится до приемлемой для организма температуры.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал