Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Круг с шестнадцатью лепестками.
Шестнадцать лепестков лотоса имеют серо-лиловый или дымчато-фиолетовый цвет. Число шестнадцать завершает цикл ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ЧУВСТВО: слух. ОРГАН ЧУВСТВ: уши. ОРГАН ДЕЙСТВИЯ: рот (голосовые связки). ВАЙЮ (ВОЗДУХ): удана-вайю. Этот вайю находится в области горла и переносит воздух вверх, к голове, помогая произнесению звуков. ЛОКА (ПЛАН СУЩЕСТВОВАНИЯ): джана-лока (план человеческого существования). ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Юпитер. двух восьмериц: восходящей и нисходящей. На ней заканчивается последовательное увеличение количества лепестков чакр. Энергия входит в пятую чакру из шестнадцати измерений. Расширение осознания позволяет практикующему видеть акашу. Акаша имеет характер антиматерии. В пятой чакре все элементы низших чакр — земля, вода, огонь и воздух — очищаются до своей чистейшей сущности и растворяются в акаше. Вишуддха-чакра является вершиной ступы, то есть храма, заключенного в человеческом теле (см. схему). ОСНОВНОЙ БИДЖА-ЗВУК: ХАМ. Этот биджа имеет золотистый цвет (иногда говорится, что он лучисто-белого цвета и имеет четыре руки). Чтобы произнести звук ХАМ, необходимо сложить губы овалом и выталкивать воздух из горла; при этом внимание сосредоточивается на впадине в нижней части шеи. При правильном произнесении* этого звука он вызывает вибрирование мозга и увеличивает поток спинномозговой
Санскритский X— гортанный, звонкий, близок к украинскому Г. — Прим. ред.
НОСИТЕЛЬ БИДЖИ: слон Гаджа, владыка травоядных животных. Его кожа имеет дымчато-серый цвет — цвет облаков. Вишудха - чакра приносит уверенность в себе, понимание природы и окружающих обстоятельств и осознание звучания, на что указывают большие уши и изящная походка слона. Самые древние из существующих в настоящее время млекопитающих, слоны несут в себе всю полноту знаний о земле, травах и растениях. Это животное может служить образцом терпения, хорошей памяти, уверенности и наслаждения гармонией с природой. Аджня-чакра (шестая чакра) ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ ЧАКРЫ: «Авторитет, руководство, неограниченная власть». МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: продолговатый мозг; шишковидная железа; межбровье. БИДЖА-ЗВУКИ НА ЛЕПЕСТКАХ: ТАТТВА (ЭЛЕМЕНТ): Maxa-mammea, в которой все элементы представлены в своей разреженной, очищенной сущности (танматра). Согласно философии санкхьи, махат, или маха-тат-тва, состоит из трех гун и включает в себя манас, буддхи, ахамкару и чшпту. ФОРМА ЯНТРЫ: белый круг с двумя светящимися лепестками. Эти лепестки представляют собой две доли шишковидной железы. В центре круга размещается лингам. ОСНОВНОЙ БИДЖА-ЗВУК: АУМ. НОСИТЕЛЬ БИДЖИ: Нада, или Ард-хаматра. БОЖЕСТВО: Ардханаришвара — по-лумужчина-полуженшина, Шива-Шак-ти, символ основополагающей двойственности; правая сторона этого божества является мужской, а левая — женской. Ардханаришвара стоит на лингаме, именуемом итара- лингамом. Этот лингам имеет ослепительно белый цвет. Кожа мужской половины тела Ардха-наришвары имеет камфарно-синий цвет. В правой руке божество держит трезубец, символизирующий три аспекта сознания: различение, волеизъявление и влечение. Маха-таттва порождает пять махаб-хут (пять грубых элементов, то есть акашу, воздух, огонь, воду и землю). Однако, согласно Тантре, маха-тат-тва — это то же, что буддхи-таттва — источник манаса, буддхи, ахамкары и читты* ЦВЕТ ТАТТВЫ: прозрачная светящаяся голубизна или камфарно-белый цвет. ЛОКА (ПЛАН СУЩЕСТВОВАНИЯ): пшпас-лока, план воздержания, или покаяния (тапасъя). ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Сатурн (солнечный тип, мужское начало).- Женская половина тела Ардханариш-вары имеет розовый цвет. Эта сторона облачена в красное сари, а шея и руки божества усыпаны сверкающими золотыми украшениями. В левой руке оно держит розовый лотос — символ чистоты. В Ардханаришваре исчезает любая двойственность; это божество представляет собой завершенное единство и обладает собственным свечением и блеском. На этом плане освобождения, или мокши, Шива обретает полную власть над всеми аспектами «Я». Третий глаз Шивы, орган ясновидения, называют сва-нетра. Превращаясь в Сада-Шиву, «Вечного Шиву», этот бог уже не отделяется от своей Шакти как независимое мужское начало. Шива наделяет знанием, которое переводит дыхание (прану) и разум под руководство Ардханаришвары. ШАКТИ: Хакини. У Хакини-Шакти четыре руки и шесть голов. Ее кожа имеет бледно-розовый цвет, а украшения сделаны из золота и блистают драгоцен- В различных школах индийской натурфилософии названия, количество и порядок таттв могут быть разными. — Прим. ред.
ными камнями. Облаченная в красное сари, она восседает на розовом лотосе с приподнятой левой стопой. Она передает людям знания безусловной истины и понимание недвойственности. Эта богиня держит в руках следующие предметы: • Принадлежащий Шиве барабан дамару, издающий непрерывный бой и направляющий практикующего по • Череп, символ непривязанности. • Молу для джапы, инструмент сосредоточения. Четвертая рука богини находится в мудре, дарующей бесстрашие. ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ: Медитирующий на этой чакре избавляется от всех грехов и загрязнений и входит в седьмую дверь, выводящую выше аджня-чакры. Аура этого человека проявляет себя таким образом, что любой, кто оказывается рядом с ним, становится спокойным и восприимчивым к утонченным звуковым частотам слога АУМ; ритм звучания АУМ возникает в самом теле человека, который становится таттва-титой, то есть поднимается выше таттв. В основе своей все желания являются игрой таттв, и потому, утверждая себя в точке между бровями, практикующий выходит за сферу любых желаний, которые являются побудительными силами жизни и подталкивают человека во всех направлениях. Кроме того, практикующий добивается сосредоточенности на одном, то есть становится трикала-даршином: познавшим прошлое, настоящее и будущее. Ида и питала ограничены рамками времени, и потому вплоть до достижения уровня пятой чакры йог также остается скованным временем. Однако под аджня-чакрой каналы ида и пинга-ла завершаются, и тогда йог переходит к сушумне, которая является калатитой, так как пребывает вне времени. На уровне этой чакры исчезает опасность возвращения вниз — духовное нисхождение уже становится невозможным, так как, до тех пор пока человек остается в физическом теле, он пребывает в неизменном состоянии недвойственного сознания. Он способен по собственной воле проникать в любое тело, понимать внутреннее значение космического знания и самостоятельно создавать новые писания. Достигший уровня аджня-чакры, человек обнаруживает в себе божественное и созерцает ту же божественность в других. На уровне четвертой чакры он развивается благодаря ананде (блаженству), а на уровне пятой — посредством чита (космического сознания). Поднявшись к аджня-чакре, он становится сотом (истиной). Не остается ни наблюдаемого, ни наблюдателя. Человек достигает осознания «То есть Я, Я есть То» и воплощает собой сат-чит-ананду — «истину-сознание- блаженство». Осознание пятой чакры представляет собой СОХАМ («То есть Я» — от га: «то», ахам: «я»). На уровне шестой чакры эти слоги меняются местами и превращаются в слово ХАМСА. Когда йог медитирует на атмане, или «Я» в бинду (точке, олицетворяющей в слоге АУM бесконечность), он постигает это «Я» как ХАМСА — в санскрите это слово также означает «лебедь». Лебедь способен долететь до тех районов, которые недоступны обычному человеку. Того, кто постоянно пребывает на этом уровне сознания, называют пара-махамсой. ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С АДЖНЯ-ЧАКРОЙ: Шишковидная железа проникает в третий желудочек и окружена спинномозговой жидкостью. Чистая, как вода, жидкость исходит из сома-чакры (Лунной Чакры), расположенной над аджней. Жидкость перемещается по полостям (желудочкам) мозга и нисходит по позвоночному столбу к самому основанию позвоночника. Шишковидная железа помогает регулировать это течение, делать его равномерным. Сама шишковидная железа чрезвычайно чувствительна к свету. Когда чело- век поднимается на уровень аджня-чак-ры, свет образует вокруг его головы сияющую ауру. Поскольку в этом состоянии йог полностью контролирует свое дыхание и разум, он при любых действиях пребывает в непрерывном состоянии самадхи (осознания недвойственности). Любые его желания исполняются, и он способен по собственной воле видеть картины прошлого, настоящего и будущего. В аджня-чакре соединяются ида (лунный поток), питала (солнечный поток) и сушумна (центральный, нейтральный канал). Эти три «реки» встречаются в тривени — основной обители сознания. Шестая чакра охватывает планы различения (вивека), нейтральности (сарас-вати), солнечный план (ямуна), лунный план (ганга), планы подвижничества (тапас), насилия (химса), земного существования (притхиви), водной жизни (джала) и духовного служения (бхакти). «Третий глаз» представляет собой «орган различения». Два физических глаза видят прошлое и настоящее, тогда как «третий глаз» способен проникать в будущее. На уровне аджня-чакры любые переживания и представления только способствуют очищению восприятия человека. В теле план нейтральности (сарасвати) проявляется как равновесие между солнечной и лунной энергиями. В сарае-вати составляющие двойственности — отрицательное и положительное — уравновешиваются, что приводит к состоянию чистой подвижности и нейтральности. Солнечная (ямуна) и лунная (ганга) нервные энергии переплетаются во всех чакрах, сливаются на плане сарасва-ти и становятся единым целым в аджня-чакре. Это приводит к ощущению единства с космическими законами, которые проявляются на плане воздержания. Человек осознает, что являет собой бессмертный дух в бренном теле. Лунный водный план охлаждает любое чрезмерное тепло, выработанное повышением энергии, а также очищает различение. Бхакти-лока, план духовного служения, поддерживает в теле йога надлежащее равновесие. Достигший уровня аджня-чакры, йог сам становится проявлением божественного. Он воплощает собой все элементы в их чистейшей форме. Никакие внешние и внутренние изменения уже не представляют собой проблемы. Разум достигает состояния единообразной космической осознанности, а любая двойственность исчезает.
|