Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Внеурочная и внеклассная работа.






1. Выявите связь между урочными и внеурочными формами работы.

2. Как вы считаете, каково должно быть соотношение урочных и внеурочных форм обучения естествознанию? от чего оно зависит?

3. Какая формулировка, на ваш взгляд, более правильна: «связь или взаимосвязь» между уроками и внеклассной работой? Объясните свою точку зрения.

4. Заполните схему:

ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

       
   
 

 


??

_________ _______

Домашние задания – это важная форма учебной работы. Число домашних заданий по естествознанию велико, поэтому нужно их классификация. Основания для классификации могут быть следующие:

а) содержание материала;

б) методы изучения;

в) уровень обобщения;

г) дидактические цели;

д) организация работы.

В соответствии с указанными основаниями назовите виды домашних заданий, охарактеризуйте их, приведите примеры. Для этого используйте учебники природоведения, естествознания.

5.По заданию учителя ученик длительное время ухаживал и наблюдал за ростом и развитием бальзамина. На каком уроке, на каком его этапе, с какой целью следует включить:

а) показ учеником приемов ухода за растением;

б) рассказ об этом растении.

Определите вид внеурочной работы, о которой идет речь.

6.На основании наблюдений за погодой, проведенных во внеурочное время, группа школьников составила предсказания погоды на ближайшие дни. На каком этапе урока природоведения целесообразно использовать этот материал, каким образом? Какое задание можно предложить всему классу в связи с сообщением учеников? Докажите свою точку зрения.

7.Учительница предложила детям дома выяснить причину более раннего прилета грачей в этом году по сравнению с предыдущим. Для выполнения задания она рекомендовала использовать записи о наблюдениях за изменениями в неживой природе.

К какой группе домашних заданий вы отнесете это задание? Используйте свои знания о классификации заданий. Ответ обоснуйте.

8.К какой группе следует отнести такие задания:

а) приготовьте рассказ о природных взаимосвязях в степи;

б) что вы слышали, читали о природе Крайнего Севера? Подготовьте рассказ об этом в классе.

в) изобразите схему 2-3 цепей питания, которые сложились в лесу;

г) каковы особенности животного мира зоны лесов? Составьте схему-цепочку взаимосвязей неживой природы, растений и животных.

9.Задавая домашнее задание, учитель сказал: «Дома прочитайте статью и ответьте на все вопросы после статьи». Оцените действия учителя. Свой ответ аргументируйте.

10. В настоящее время в школах создаются уголки живой природы и краеведческие. В методической литературе (В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова) выделяются следующие требования к организации внеурочной работы в уголке живой природы:

а) доступность материала учащимся;

б) краеведческий подход в подборе материала;

в) принципы сезонности в работе;

г) общественно полезная направленность.

Исходя из требований, определите, какие объекты природы должны находится в уголке живой природы, какие виды работ должны проводится с ними во внеурочное время.

11.Прочитайте названия растений: колеус, традесканция, пеларгония душистая, аспидистра, алоэ, иглица, агава, плющ, примула, осока. Определите, какие из них можно использовать в уголке природы, а какие – нет. Почему? Объясните растения по географическим группам и определите правила ухода за ними, их размещение в уголке.

12.В краеведческом уголке школьники поместили физическую карту своего края, фотографии и рисунки природных объектов, их описание, выделите отдел «Им нужна помощь», коллекции полезных ископаемых и почв края. Оцените содержание уголка. Насколько полно его содержание отражает природу края? Если достаточно полно, то докажите; если нет, то чем вы дополнили его? каким образом можно использовать содержание уголка на уроках? Во внеклассной работе?

13.Подумайте, каким образом можно организовать внеурочную работу на экологической тропе. Свой ответ обоснуйте.

14.Учительница предложила школьникам поближе познакомиться с окрестностями своей школы. Во внеурочное время дети решили пойти на экскурсию и принялись за разработку маршрута. Вот что у них получилось: школа – «Обувная фабрика» – «церковь» –«ферма»- «озеро Светлое» – «старый карьер» – «Петров луг» - «Памятник воинам, павшим в Великой Отечественной войне» – школа.

Подумайте и определите вид экскурсии, возможности использования материала, собранного на экскурсии.

15.Какие виды внеклассной работы выделяют по форме организации деятельности школьников? Раскройте особенности каждой формы, дайте им оценку.

16.Виды массовой внеклассной работы, применяемые в практике, чрезвычайно разнообразны. Это утренники («Здравствуй, зима!»), праздники («День птиц»), натуралистические кампании («Неделя леса»). Какие виды не названы? Приведите примеры, раскройте сущность каждого вида работы.

17.В пособие Пакулевой В.М. и Кузнецовой В.И. предлагается следующий примерный план проведения праздника «День птиц»:

1) литературно-художественный монтаж о значении птиц в природе и деятельности человека;

2) сообщения учащихся о наблюдении за птицами в лесу, поле уголке живой природы;

3) подведение итогов натуралистической работы учащихся;

4) награждение лучших учащихся грамотами и подарками;

5) проведение викторины о птицах;

6) птичий карнавал (конкурсы на лучший птичий костюм, лучшее исполнение песен и стихов, посвященных птицам и т.д.);

7) просмотр кинофильма «Дети – друзья птиц» и его обсуждение».

Проанализируйте план праздника, дайте ему оценку.

18.К празднику «Знаешь ли ты свой край?» дети решили сделать выставку. Для нее подготовили материалы: рисунки о природе, фотографии, рассказывающие о прогулках и экскурсиях в природу, различные поделки, сделанные из природного материала, стихи и сочинения о природе, написанные школьниками.

Проанализируйте подготовительный материал и оцените его Как вы назовете выставку? Исходя из названия, определите, достаточно материала или нет? Если нет, то о чем следует дополнить.

19.Проанализируйте тематику работы кружка любителей природы: «Лесные богатства» (октябрь), «Сад на окне» (ноябрь-декабрь), «Зеленое строительство» (март – апрель - май). Какова цель этой работы Какие формы могут быть использованы? каким образом результаты используются на уроках природоведения?

20.При организации внеклассной работы учителя широко используют викторины, ресурсы, кроссворды. Как вы считаете, в какие формы внеклассной работы следует их включать?

Свою точку зрения аргументируйте. Разработайте викторину, составьте кроссворд, ребус и обоснуйте подготовленные материалы на занятиях.

21.Ученики начальных классов с увлечением занимаются сбором пословиц, поговорок, загадок, примет о природных явлениях. Какую форму внеклассной работы целесообразно использовать для этой деятельности? Какие приемы использовать для обобщения?

22.Подумайте, каким может быть содержание индивидуальной внеклассной работы. Приведите примеры заданий, докажите их эффективность.

23.Одним из направлений внеклассной работы является чтение детских книг о природе. В книгах В. Бианки, Е. Чарушина, и Соколова-Микитова и других детских писателей школьники находят ответы на интересующие их вопросы. В этом виде работы очень существенна организующая роль учителя: он составляет и знакомит детей с рекомендательным указателем книг, дает индивидуальные советы о том, какую книгу взять в первую очередь. как вы считаете, какие еще приемы целесообразно использовать для организации индивидуальной внеклассной работы?

24.Ученик принес в класс книгу В. Бианки «Синички календарь» и попросил учительницу, чтобы она показала ребятам книгу и рассказала о ней. Учительница не согласилась. Она предложила ученику самому рассказать о прочитанном и показать книгу детям «Ладно, - ответил школьник. – Только давайте я нарисую рисунки к книжке и буду ведущим, а ребята пусть читают по ролям». «Очень хорошо», сказала учительница, но может быть лучше..»

Как вы думаете, что предложила учительница?

Какую работу с книгой можно предложить детям на внеклассной работе? Какую форму внеклассной работы целесообразно для этого использовать?

Рассуждайте, докажите свою точку зрения.

25.Выскажите свое мнение относительно следующей оценки индивидуальной формы внеклассной работы:

- индивидуальная работа стимулирует детей на самостоятельный поиск изменений, происходящих в природе, способствует выработке умений и навыков исследовательской работы, приучает интересно проводить свой досуг, организуется с обязательным учетом интересов и запросов детей.

26.Подумайте, чем отличается учебная экскурсия от внеклассной? придумайте примеры тем внеклассных экскурсий.

27.Прочитайте высказывание: «Кружок – это та форма групповой работы, которая может поднять эффективность всего учебно-воспитательного процесса».

Как вы оцените это высказывание? Аргументируйте ответ.

28.Проанализируйте свою методическую картотеку по проблеме внеклассной работы. Выявите, какие формы находят наибольшее применение в практике и почему. О каких новых видах работы вы узнали при составлении 4.Объясните суждение “Методы обучения – важный и довольно сложный компонент учебного процесса. Рассуждайте и доказывайте.

5.Докажите, что «…конструктивный подход к выбору методов обучения требует от учителя знания различных классификаций методов».

6.Классификация методов по источникам знаний включает три группы – словесные, наглядные и практические. В чем особенность каждой группы? Каковы возможности их эффективного использования? Результаты размышлений запишите в таблицу.

 

  Учебный процесс МЕТОДЫ
словесные наглядные Практические
Источник знания Слово Наглядный объект Практическая работа
Учитель передает знания      
Ученик усваивает знания      

 

В случае затруднения обратитесь к главе «Методы обучения» в данном пособии.

7.Все методы в практике реализуются через приемы. Сравните следующие определения методических приемов:

«Методические приемы – это элементы (составные части) того или иного метода, применяемые с целью усиления дидактических возможностей основного метода» (В.М. Пакулова).

«Методические приемы – это разнообразные сочетания обучающих средств, форм устного изложения учебного материала, логических путей и приемов познания, а также видов и форм учебной деятельности школьников» (Понурова Г.Я.).

Третье определение методических приемов найдите в главе «Методы обучения».

Выявите сходство и различие этих определений. Какое из них, на ваш взгляд, более глубоко раскрывает сущность понятия? Свой ответ обоснуйте.

8.В методической литературе подчеркивается, что методические приемы - это сфера творчества учителя, его мастерство и интуиция. Число приемов велико, сочетаются по-разному на каждом уроке и у каждого учителя. Вы согласны с этим утверждением? Объясните свою позицию.

Приведите примеры методических приемов в составе какого-либо метода.

9.На уроке «Природа тундры» знакомство с новым материалом может быть организовано различно:

а) учитель рассказывает о природе тундры, демонстрирует таблицу «Тундра летом» и гербарий – веточки карликовых березки и ивы, ягодные кустарнички (морошка, голубика);


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал