Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Уроки
1.Основные функции уроков предмета «Окружающий мир» 2.Какие типы уроков ознакомления с окружающим миром выделяются в различных обучающих системах? Ответ на этот вопрос укажите в таблице
Что является основанием для выделения типов уроков, указанных вами в таблице? 2. Прочитайте следующие два утверждения об уроке: - «Урок – это динамическая и вариативная форма организации обучения, в которой наиболее ярко отражается двуединство всей природы педагогики. В ней заложена два противоборствующих элемента – нормативность и творчество». - Известный дидакт М.Н. Скаткин утверждал, что «Урок – «клеточка» педагогического процесса. В ней, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». Докажите правильность этих высказываний. Сравните первое и второе высказывания. Что у них общего? Чем они отличаются? Свой ответ обоснуйте. 3. Уроки естествознания имеют свою специфику и отличаются от уроков по другим дисциплинам. В чем состоят эти отличия? Ответ аргументируйте. 4. В настоящее время урок естествознания нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования: его надо оценить как источник развития детей, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся. Каковы же различия традиционного и современного урока? Ответы запишите в таблицу.
5. Планируя урок «Поверхности нашего края», учительница определила его задачи таким образом: закрепить представления о формах поверхности Земли; познакомить учащихся со способами их изображения на карте; на этой основе дать представления о поверхности края; продолжить работу по формированию пространственных представлений и развитию наблюдательности у детей. Дайте оценку этим задачам. Какие коррективы, на ваш взгляд, следует внести? Определить тип урока и программу, по которой он может быть проведен. Аргументируйте свою точку зрения. 6. Определите, к каким типам относятся уроки «Термометр», «Разнообразие животных», «Четыре времени года», «Раннецветущие растения». По каким программам проводятся эти уроки? Докажите свою точку зрения. 7. В темах «Природы нашего края» (4 кл.) по программе З.А. Клепининой и «Сбережем природу своего края» (4 кл.) по программе А.А. Плешакова определите типы уроков. Какой из них является преобладающим в той и другой программах. Свой ответ обоснуйте. 8. Урок окружающего мира включает три формы учебной работы- фронтальную, индивидуальную и групповую. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой формы. Аргументируйте. 9. По фрагментам плана урока определите его тип, программу и докажите свою точку зрения: а) демонстрация таблицы «Раннецветущие растения»: разбор ее содержания: выявления характерных признаков первоцветов; демонстрация живых растений (мать - и – мачеха), принесенных с экскурсии, поиск и определение частей растений; выявление причин цветения мать - и – мачеха в период ранней весны; зарисовка растений; б) определение по физической карте местонахождения тундры, ее поверхности; по таблицам знакомство с ландшафта тундры; рассказ учителя о временах года в тундре, сопоставление с погодой в своем крае; в) начало урока – рассматривание рисунков в учебнике «домашние и дикие животные»; ответы на вопросы к ним; обсуждение признаков диких и домашних животных, запись признаков в таблицу:
чтение текстов из учебника.
10. По всем программам проводится урок «Органы чувств». Опираясь на методические рекомендации авторов вариативных программ, определите тип урока, сравните методические подходы к построению урока, выявите сходные и отличительные черты. Дайте свою оценку. 11. Планирование урока - это область творческой деятельности учителя, в которой реализуются его научно-методические взгляды, мастерство, смелость и находчивость в построении учебного процесса, знание своего предмета и своих учащихся. Поэтому не может быть стандартов в планировании урока, темы. Вариантов поурочных планов много. Наиболее общие схемы, формы планов могут быть такие: 1)
2)
3)
Дайте оценку каждой схеме плана урока. Определите достоинства и недостатки предлагаемых схем. Сравните со схемой плана урока, наиболее распространенной в практике: 1. Тема урока. 2. Цели урока. 3. Поурочный комплекс средств обучения. 4. Ход урока. Ход урока раскрывается в соответствии со структурными компонентами данного типа урока. Предложите свою схему планирования. 12. Оценка урока проводится по его конечному результату. Критерии результативности – степень достижения целей урока. При оценке урока учитываются следующие показатели: достижение целей урока (воспитание, образование, развитие ученика); реализация целей в структуре и содержании; выбор типа урока; способы постановки учебных задач и мотивации учебной деятельности; виды и формы проверки знаний и умений на уроке; научный уровень урока: соотношение репродуктивной и творческой деятельности учащихся; методы, преобладающие на уроке, их связь с содержанием; средства обучения и приемы их использования на уроке с различными дидактическими целями; отношение детей к уроку, взаимоотношение учитель – ученик, а также учащихся между собой; краеведческий материал на уроке; дифференцированный подход к школьникам на уроке. Исходя из данной информации, оцените варианты уроков, разработанных студентами к занятию. 13. В настоящее время в связи с тем, что школы работают по разным программам и учебникам, возрастает роль тематического планирования. Тематическое планирование – это сценарий учебного процесса, в котором находят отражение система понятий данной темы, последовательность их формирования, методы и приемы работы средства обучения, система практических работ. Тематическое планирование позволяет определить воспитательный потенциал каждого урока, определить его тип по дидактической цели и вид по характеру организации деятельности школьников. Обычно эти планы используют в течение нескольких лет при условии введения в них дополнений, исправлений, отражающих идеи и рекомендации. В методической литературе и в практике работы имеют место различные подходы к составлению тематических планов. Используя данную информацию, проанализируйте тематические планы, представленные в методических рекомендациях для учителя З.А. Клепининой и А.А. Плешакова. 14. Подготовьте конспект одного урока. Проследите последовательность действий при подготовке к уроку. Сделайте вывод, в чем состоит подготовка учителя к уроку.
|