Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подумайте и ответьте.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Семестр- 4 семестр
ТЕМА 1-3 Задания: Подумайте и ответьте. - Почему именно в конце ХVIII века предмет «естественная история» был включен в учебные планы губернских училищ? - Каковы основные направления развития методики естествознания в ХIХ столетии? - Какие новые проблемы в области методики естествознания разрабатывались в ХХ столетии? Рассуждайте и доказывайте. В случае затруднения обратитесь к материалам учебника. Эта работа поможет вам в решении методических задач. 1.В программе по естественной истории академик В.Ф. Зуев выделил три направления и последовательность их изучения. Какие это направления? Какие научные и методические идеи заложены в программу? Какие из этих идей используются в действующих программах? Обоснуйте свою точку зрения. 2.В предисловии к учебнику по естественной истории В.Ф. Зуев писал о том, что при работе над текстом учебника учитель должен заставлять «… того либо другого ученика читать попараграфно; прочетши один параграф, толкует онный и, растолковав, спрашивает того либо другого ученика, как оне читанное толкованное понимают». Какие приемы работы с текстом предлагал использовать В.Ф. Зуев? Почему эта методика была более прогрессивной по сравнению с методикой, применяемой в школах Западной Европы? 3.В.Ф. Зуев считал, что при преподавании естественной истории необходимо использовать средства наглядности: предметы «в натуре» (по крайней мере – на картине), что каждая школа должна иметь «собрание натуральных вещей», то есть учебный кабинет, что необходимо изучать, в первую очередь – природу своего края, а «не редкости иноземных стран», определять на карте местонахождение объекта природы, и «… объявляя при том причины, для чего сия вещь в том, а не ином месте родится», то есть устанавливали связи между объектом природы и окружающей средой. Оцените взгляды В.Ф. Зуева с позиции современной методики естествознания. 4.В книге «Предметные уроки в начальной школе» А.Я. Герд писал: «отдельные естественные науки, зоология, ботаника, минералогия, физика не должны иметь место в народной школе; здесь место только для одной нераздельной науки об окружающем мире – органическом и неорганическом. Изучение неорганического мира должно предшествовать изучению мира органического» Определите, что общего во взглядах А.Я. Герда и В.Ф. Зуева на последовательность изучения природы. Каким образом позиция А.Я. Герда находит отражение в современных программах естествознания. Вывод аргументируйте. 5.А.Я. Герд считал необходимым осуществлять преподавание начального естествознания в «форме предметных уроков», на которых дети под руководством учителя изучают натуральные предметы природы. Учитель проводит «живую беседу с учениками», в ходе которой он короткими вопросами побуждает учащихся к познанию изучаемого». Оцените взгляды А.Я. Герда с позиций современной методики естествознания. Ответ обоснуйте. 6.Выделите основные направления развития методики естествознания в ХIХ веке. 7.Последователь А.Я. Герда известный ученый-методист В.П. Вахтеров был горячим сторонником предметного обучения. В своей книге «Предметный метод обучения» он раскрыл свое отношение к предметному и словесному обучению, а именно;
Проанализируйте каждый пункт сопоставления словесного и предметного обучения и сделайте вывод о правомерности этого сопоставления. Какие мысли В.П. Вахтерова, по вашему мнению, актуальны и в наше время? Рассуждайте и аргументировано доказывайте свою точку зрения. 8.В системе начального обучения В.П. Вахтеров отводил большое место объяснительному чтению, в том числе и при изучении природы. Подумайте, нет ли противоречия между взглядами В.П. Вахтерова на предметное обучение и объяснительное чтение. Свой ответ обоснуйте. 9.Известный методист ХХ века Л.С. Севрук утверждал, что рассказ и беседа являются главными методами преподавания естествознания, но они должны сочетаться с наглядностью. При этом, по мнению Л.С. Севрука, наглядность не следует сводить только к демонстрации пособий, надо осуществлять ее в виде опытов и наблюдений, приводимых самими детьми для проверки образов, осознанных «по слову учителя». С позиций современной методики оцените взгляды Л.С. Севрука. 10.К началу ХХ века в методике начального естествознания сложились три точки зрения на учебный предмет «естествознание» и методику его преподавания. Раскройте сущность каждой точки зрения, сравните их. Какой из них вы отдадите предпочтение и почему? 11. После Октябрьской революции 1917 года школа стала единой трудовой. Изменилось содержание обучения в области естествознания. Учебный материал был представлен тремя разделам: природа, труд, общество. Природа изучалась в связи со всем остальным материалом, и никакого отдельного курса не было. Таким образом, в программах реализовывался «принцип комплексности». Какие современные программы можно сопоставить с указанной? Почему? Обоснуйте. 12.К началу 30-х гг. от идеи комплексности отказались, в результате этого программа по естествознанию 1932 г. выглядела следующим образом: 1-й год обучения – «Сезонные изменения в природе». Материал изучается на основе непосредственных наблюдений детей. 2-й год обучения – «Огород, сад, в городе – парк), пруд, река, лес, растения и животные в природе». Материал изучается по отдельным «природным группировкам». 3-й год обучения – «Почва и полезные ископаемые. Вода, воздух». В конце года начинается тема «Жизнь растений», переходящая в 4-й класс. 4-й год обучения – «Жизнь растений». «Жизнь животных». «Жизнь и строение человеческого тела». Выясните, использовались ли идеи А.Я. Герда при разработке этой программы. Если использовались, то каким образом? Если нет, то почему? Обоснуйте свою точку зрения. Сравните содержание этой программы с действующими по природоведению: в чем их сходство и в чем различие? 13. С 1937/38 учебного года естествознание как отдельный учебный предмет было исключено из программ 1 и 2 классов. В объяснительной записке к программам того периода указывалось, что знания о природе ученики этих классов должны получать на уроках чтения и развития речи, а также на экскурсиях в природу и путем организации внеклассных наблюдений (в природе, живом уголке, на пришкольном участке). С 1948/49 учебного года естествознание как отдельный предмет дети стали изучать только в 4 классе. Задумайтесь о причинах таких изменений. В каком направлении развивалась методика в те годы? Разработка каких методических проблем была актуальна для того периода? Рассуждайте и доказывайте. 14.С 1958/59 учебного года в 4 классе начальной школы действует интегрированный предмет- природоведение. Объясните, почему этот предмет является интегрированным. Появление нового предмета потребовало дальнейшего совершенствования методики, разработки новых подходов к обучению природоведению. Возглавил эту работу М.Н. Скаткин. Определите, какие методические идеи (руководящие положения) были положены в основу разработки этого курса. Какие условия необходимы для реализации этих идей? 15.В 70-е гг. изменяется содержание начального природоведения, изменяются и методические подходы к его изучению. В какой мере учитывался опыт предыдущих лет? Каковы принципиальные различия в методике 60-х и 80-х гг. Рассуждайте и доказывайте. 16.Почему в современных документах образовательная область, изучающая природу в начальной школе, называется не природоведением, а «Окружающий мир»? 17.Определите, какие новые проблемы в области методики естествознания разрабатывались в ХХ столетии.
|