Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Механика точки опоры (МТО).






Выполните следующие упражнения.

В примере 7 стоит задача увеличения расстояния между пальцем 1 и остальными тремя.

Пример 7

Порядок действий: кисть при содействии руки перемещается вдоль грифа, при этом палец 1 используется в качестве точки соприкосновения, большой палец перемещается вслед за кистью.

В примере 8 представлена похожая ситуация, только теперь палец 1 держит баре.

Пример 8

Порядок выполнения: как и в предыдущем примере, можно использовать продольное перемещение кисти для увеличения растяжки между тремя пальцами. Хотя палец 1, поставленный в баре, оказывает большее сопротивление, чем раньше, достигнуть нужного расстояния между остальными пальцами все так же несложно. Внимание следует уделить и большому пальцу, который так же частично повинуется движениям руки.

В примере 9 мы имеем дело уже не с одним фиксированным пальцем, а с тремя. И оттяжка оставшегося четвертого пальца не может быть выполнена по той же схеме, что и ранее. Остается два пути решения этой проблемы. Первый – использование только сил самого пальца.

Второй связан с использованием механизма точки опоры (МТО), способа, при котором один или более пальцев служат в качестве опорной точки и дают возможность руке работать рычагом первого типа. При этом оттяжка или сужение свободных пальцев достигается довольно легко.

Пример 9

Порядок выполнения: осевой точкой в данном примере служат зафиксированные 1-й, 2-й и 3-й пальцы. Оттяжка 4-го пальца производится без продольного сдвига кисти, рука, используемая как рычаг, отодвигает локоть от корпуса (рис.5а). И, наоборот, при сокращении расстояния между пальцами локоть прижимается к корпусу (рис.5б).

Рис.5а Рис.5б

Следующее упражнение довольно простое (пример 10). В нем следует придерживаться вышеописанных приемов. Рука должна принимать активное участие, движения должны быть медленными и широкими.

Пример 10. Растяжка и сокращение с использованием МТО

Следует понимать, что данный механизм может быть очень полезен не только для целей изменения расстояния между пальцами, но и в различных музыкальных произведениях со сложными перемещениями он тоже может пригодиться. Приведем несколько примеров, чтобы вам стало более понятно, что имеется в виду.

Пример 11. Федерико Морено Торроба, Ноктюрн

В примере 11 видно, что пока пальцы 2 и 3 остаются неподвижными на втором и четвертом ладах соответственно, палец 1 перемещается на три различных лада, для чего требуется его растяжка на нижних нотах и сокращение на верхних.

Пример 12

В примере 12, в котором пальцы 2 и 3 используются в качестве опорных точек, наглядно показано, что приближение руки к корпусу исполнителя способствует растяжению первого пальца, обратное движение (от корпуса) – его сокращению.

В следующем отрывке из того же произведения быстрая смена позиций требует соответствующего технического решения, если вы хотите, чтобы все ноты звучали чисто.

Пример 13а. Федерико Морено Торроба, Ноктюрн

Аппликатура, предлагаемая в примере 13а, требует полного перемещения с замещением (между 2-м и 4-м пальцами на 5-й струне). Такое решение предпочтительно для более быстрой смены позиций, хотя при этом придется пожертвовать полноценностью четвертных нот.

Поменяв немного аппликатуру в примере 13б, можно использовать преимущества МТО. В данном случае роль оси вращения будет играть большой палец. Рука вместе с предплечьем выполняет сложное движение, позволяющее сменить позицию, не меняя ее полностью. Здесь стоит отметить, что хотя в предыдущем примере используемая аппликатура позволяет избежать случайных трений о струны, аппликатура, данная в примере 13б (если все выполнено грамотно), является более предпочтительной.

Пример 13б

Перемещение с ₵ III на ₵ II в примере 14 требует использования большого пальца в качестве точки опоры для частичного перемещения. При этом придвинутый ближе к корпусу локоть позволяет пальцу 1 отодвинуться от пальца 4 и занять новое расположение (₵ II). Рука так же содействует и следующему перемещению: теперь палец 4, находящийся на ноте Ля на первой струне, служит осью вращения, а пальцы 1 и 3 перемещаются на 6-ю и 3-ю струны, соответственно.

Пример 14. Санц-Карлеваро, Павана

В предыдущих примерах мы рассмотрели различные аспекты МТО. В каждом случае один или более пальцев, расположенных на грифе гитары, либо большой палец на задней поверхности грифа использовались в качестве опорных точек. Однако существуют исключительные ситуации, когда такой точкой служит вся рука. И мы докажем, что такой вариант не просто полезен, а жизненно необходим для выполнения быстрых и ловких скачков, но при этом столь же плавных и утонченных, с минимальными затратами энергии. Но гораздо важнее уверенность, с которой вы будете выполнять такие меткие перемещения.

Следующий пример прекрасно иллюстрирует уместность данного приема.

Пример 15

В такте а (пример 15) переход с позиции с III на II выполняется с одинаковой легкостью как с полным, так и с частичным перемещением. Ранее движения туда-сюда выполнялись при посредничестве руки и большого пальца. При частичном перемещении большой палец (как в примерах 13б и 14) выполнял функции оси вращения, заставляя руку работать как рычаг первого типа (МТО). Так же и в нашем примере в такте б мы можем использовать большой палец в качестве точки опоры, хотя руке как рычагу придется совершать более широкие движения для переноса пальцев с 4-й на 2-ю позицию.

В такте b мы больше не можем пользоваться большим пальцем как опорной точкой, ее роль теперь будет выполнять плечевой сустав.

Порядок действий.

Все наши движения состоят из трех простых элементов, которые являются частью единой комбинации.

а) Рука движется вперед-назад параллельно корпусу (рис.6).

Рис.6

б) Предплечье разворачивается влево, используя локоть в качестве оси, помогая кисти занять новую позицию. Сдвиг кисти от корпуса, выполненный благодаря такой опоре, должен сопровождаться движением руки вперед. Точно так же рука отступает назад, предплечье возвращается в свое естественное состояние и кисть перемещается на более высокие позиции.

с) Запястье играет важную контролирующую и регулирующую роль в расположении кисти на грифе (рис.7а и 7б).

Рис.7а Рис.7б

Поднимание пальцев (ГЛАВА VII) и их перемещение над грифом по дугообразной траектории является естественным условием и для движения руки.

В тетради №4 упражнения с 80 по 84 включительно должны выполняться с учетом всего вышесказанного по поводу растяжения и сокращения пальцев, а так же по поводу МТО.

В заключение следует сказать, что выбор тех или иных движений в каждой отдельной ситуации зависит исключительно от пожеланий самого гитариста, и только сам гитарист ответственен за качество своего исполнения. Если же данный материал усвоен только на физическом, топорном уровне, без интеллектуального осмысления, то все написанное в этой книге не принесет вам никаких плодов и не даст результатов.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал