![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приемы монтажа
А существуют ли какие-либо правила монтажа? Безусловно. Хотя они и не абсолютны. Каждое из них есть фрагмент в общем движении. Монтаж, подобно человеческому почерку, литературному стилю, индивидуален. Арсенал монтажной полифонии - понятие очень подвижное, без ярко очерченных границ. Каждое значительное явление в различных национальных кинематографиях вносило свой вклад в развитие этих концепций. В 20-е годы в России это были " эффект Кулешова", " монтаж аттракционов" С.Эйзенштейна, " Киноглаз" Дзиги Вертова. Все это выражение разнообразных монтажных форм в кино. В 40-е годы итальянский неореализм открыл новые приемы монтажного повествования. В 50-60-е годы монтажная стилистика обогатилась практикой французской " новой волны" и " сенима верите". Перечень этот можно продолжать и далее. Классификация и типология монтажного мышления и монтажных стилистик - это наиболее спорный участок теории искусств. В.Шкловский, Ю.Тынянов, С.Эйзенштейн соотносили киномонтаж! с особенностями повествования в прозе, драматургии, живописи. Представители структурного метода - Я.Мукаршовский в Чехословакии, Р.Барт во Франции, Ю. Лотман в СССР, П.Пазолини в Италии - интересно интерпретировали монтаж как знаковую систему. Многочисленные монтажные теории носят различные обозначения: " ортодоксальный монтаж" (монтаж по доминантам, т.е. сочетание кусков по их главному принципу), " монтаж по темпу ", " монтаж по главному внутрикадровому направлению ", " монтаж по длительностям ", " монтаж по переднему плану ". Все они являют собой различные логические и смысловые операции с изображением, рождающие монтажную фразу. Практиками и теоретиками художественного авангарда также не раз отмечено влияние монтажа. В качестве примера можно сослаться на переписку С. Эйзенштейна и К. Малевича, хранящуюся в ЦГАЛИ. Одним из ее мотивов являются несомненное родство взглядов обоих на сферу приложения монтажа. То, что у С. Эйзенштейна называлось " монтаж аттракционов", у К. Малевича именуется " закон контрастов". Существует примерно десяток правил монтажной визуальной грамматики. Все остальное - это результат художественной индивидуальности и стилевых задач. Вот некоторые из этих правил. Смазка (движение взгляда за грань кадра) Французскому режиссеру Рене Клеру принадлежит афоризм: " Фильм смонтирован, осталось его снять ". Казалось бы, парадокс? Вовсе нет. Однажды друзья режиссера, возвращаясь с каннской фестивальной тусовки и не увидев там Клера, решили навестить его на обратном пути. Они наитии его на съемочной площадке. Съемки " Больших маневров" были в разгаре. - Когда думаешь закончить картину? • - Через месяц! - А как же монтаж?! — Все уже смонтировано... Клер вовсе не блефовал. Дело в том, что до начала съемок им была сделана точная рисованная раскадровка всего фильма, отрепетированы актерские сцены. На съемочной площадке рядом с кинокамерой была установлена черная дощечка. Каждый раз, когда действие в кадре заканчивалось, оператор с нарастающим ускорением делал движение в сторону этой черной дощечки. При проявке на пленке возникал эффект ухода в затемнение. Следующий кадр начинался из затемнения, движением камеры в нужном направлении. Каждый последующий кадр как бы выходил из предыдущего. Фильм лишь оставалось технически склеить. Подобный прием применим и в полиграфическом дизайне. Несколько различных изображений можно " посадить" на черный или какой-либо фон, смонтировав тем самым пространство бумажного листа. Глаз, исполняющий роль камеры, сам соединит эти фрагменты в цельный эпизод.
|