![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
на чало как на чало
Монтажные приемы кинодокументалистики, открытые и испытанные в 20-е годы Д. Вертовым, в 60-е подхватил и развил режиссер Артур Пелешян. Этот армянский юноша пришел во ВГИК в 1963 году и смотрел на мир бесхитростными глазами, простодушно признаваясь, что о кино он прочел одну-единственную книгу. Но уже три года спустя, на четвертом курсе он стал не только институтской, но и общекинематографической легендой. Его фильм с символическим названием " Начало", сделанный к 50-летнему юбилею революции 1917 года, без конца показывали своим и гостям. И всегда результатом были восторженные оды и аплодисменты. Это тот редкий случай, когда картина, сделанная " к дате", устраивала сурово политизированные верхи и космополитично ориентированных киноэстетов. В основе успеха этого десятиминутного фильма - монтаж. Если Флобер говорил, что " плохо написанная литературная фраза стесняет грудь ", то точно так же, плохо смонтированная экранная фраза туманит и мутнит глаз. Достаточно банальную формулу поэтической речи, именуемую метафорой, Пелешян начинил невероятной ассоциативной сложностью. Его красноречивый киносинтаксис был мощно усилен гениальной звукописью музыки Г. Свиридова, которая позже стала музыкальной заставкой программы " Время" и лейтмотивом картины М.Швейцера " Время, вперед! " (1966 г.). В каком-то смысле эпиграфом к этому киностихотворению могла бы стать строка Маяковского: " Наш бог—бег". В картине своя драматургия, а сюжета, фабулы почти нет - они не существенны. Сюжетом ленты становится взаимодействие масс, отношение к толпе. Комментарием к этой ленте так и просятся многие цитаты из знаменитой книги Лебона " Психология масс". " Начало" - это выразительная документальная художественная иллюстрация к теории французского ученого, писавшего о " коллективных галлюцинациях", " переходе от анархии к рабству". Душа толпы создала Варфоломеевскую ночь, религиозные войны, террор. Робеспьер, Дантон, Сен-Жюст, Ленин, Сталин, Мао обладали искусством ею управлять. Движение масс в фильме имеет свою логику, свои перипетии. Именно этот мотив роднит стилистику " Начала" с ранними фильмами Эйзенштейна -" Стачка", " Броненосец " Потемкин", " Октябрь". Именно с формальной, а не с политической стороны эти шедевры остаются классическим арсеналом кинематографического авангарда. Ведь по сути именно в них состоялось открытие и яркая демонстрация всей поэтики современного культового действа - клипа. Бег - это один из самых устойчивых мотивов в фильмах Пелешяна. Бегущая толпа, группа людей, стадо животных... Среди прочих мотивов: взрывы, горы, облака, катастрофы. Из этих пластических образов режиссер складывает разные по тематике тексты в разных своих картинах " Мы" (1969), " Обитатели" (1970), " Времена года" (1975), " Наш век" (1982). По жанру это исторические, философские киноколлажи. За каждой из этих работ стоит определенная модель исторической эволюции, некоторые представления о ее сложности; иными словами, все эти тексты не отрицают, а как бы дополняют друг друга. В их основе некий эпический не формулируемый глобальный смысл. Привычные повествовательные связки режиссер заменил ассоциативными, ритмическими. Что касается конкретных монтажных приемов, то многие из них были хорошо известны задолго до Пелешяна, а некоторые успели завоевать прочную репутацию знаков манерного эстетизма и откровенной безвкусицы. Это замедленное и ускоренное изображение, стоп-кадр, повтор. Все эти хорошо известные приемы базируются на дразнящих ритмических свойствах. В их основе - резонансный крючок. Одна из самых стойких сюжетных доминант монтажа у Пелешяна - это противоборство внутрикадрового хаоса и ритмической структуры звука. В высшей степени владея системой модулирования образов и смыслов, он создает бьющее по чувствам зрелище. Среди западных режиссеров к этому же стилистическому направлению можно отнести Годфри Реджио, работающего с композитором Филиппом Глассом. Правда, в отличие от А.Пелешяна, клиповые фрагменты лишь отчасти присутствуют в его фильмах. Роднит их фонограмма. Недаром в ней чаще всего звучат ритуальные мелодии или напевы: отбивают ритм барабаны, отщелкивают свой ритм различные метрономы, хронометры, счетчики. Клип - это антисериал, это монтажная форма культового искусства современности. В этой связи к месту будет процитировать французского исследователя масс-медиа Жана Бодрийара: " Мы живем во Вселенной, где все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла ".
|