![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Смеяться, право, не грешно.
Цитата из гоголевского " Ревизора" вынесена в название этой главы не случайно. Целиком фраза звучит так: " Чему смеетесь? - Над собой смеетесь!.. Эх вы!.. ". В ней целая гамма эмоциональных оттенков: вопрос, утверждение, укор. При безусловном сходстве природы таких понятий, как " смех", " юмор", " ирония", " комедия", " сатира", все они обладают многозначным своеобразием и индивидуальностью. Как с точки зрения теории, так и в сфере жизненной практики. В одном из толковых словарей русского языка можно прочесть: " Смех - это короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождаемые характерными прерывистыми звуками..." Примерно в такой же псевдонаучной стилистике бокс можно обозначить как " обмен информацией при помощи ударов". Ну, а если попытаться поменять смысловую валентность на юмористическую, то этот вид спорта можно квалифицировать как " дружеское кровопускание ". Все это оттенки комического. Обозначим некоторые из них. ЮМОР - это умение отыскать смешное в несмешном, комическое в серьезном. Русский историк и писатель Н.Карамзин в своем стихотворении " Послание к Плещееву" написал: Смеяться, право, не грешно os Над всем, что кажется смешно. •У: , Относительно полезности юмора разногласий нет. Однако они есть в вопросе о происхождении самого слова. Вольтер считал, что оно французского происхождения. Другие исследователи возводят его значение к английскому первоисточнику. Вообще латинское слово итог путем длительных семантических пертурбаций получает в европейской культуре множество значений. Относительно использования юмора в арсенале средств рекламы и ПР профессионалам хорошо известно, что юмор способствует запоминанию и является одним из самых эффективных способов усвоения нужной информации. При использовании юмора в рекламе очень важно иметь представление о характере целевой аудитории. Следует также отметить, что отличительной чертой рекламного юмора 90-х является то, что он сильно бьет ниже пояса. ИРОНИЯ- это один из многочисленных оттенков смеха, включающий шутку, насмешку, сарказм. Аристотель называл иронией такой комедийный прием, когда мы говорим одно, а подразумеваем совершенно иное. По свидетельству древних греков, непревзойденным мастером иронии был Сократ. Классическим примером иронического в литературе может служить бравый солдат Швейк. Особенно его чрезмерная дань уважения к императору Францу Иосифу, которого он приветствует во всю глотку по всякому поводу, а чаще без. Высокой самоиронией отмечена последняя фраза Остапа Бендера в " Золотом теленке": " Не надо оваций! Графа Моите-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы ". Император Наполеон, в сходной ситуации, покидая Россию и наблюдая из окна кареты свои отступающие войска, будто бы произнес: " От великого до смешного один шаг ". Например, эпиграфом к " Станционному смотрителю" А.Пушкина являются строки П.Вяземского " Коллежскийрегистратор, почтовой станции диктатор ". Или М.Твен, иронизировавший над самим собой: " Уменя, судя по всему, грандиозные запасы ума, - для того чтобы им пораскинуть, мне иногда требуется неделя". Очень точную дневниковую запись сделал Ильф во время зарубежной поездки: " Манекены в магазине. Очень хороши. Особенно те, что немножко карикатурны ". Знаком качества системы и индивида всегда является чувство высокой самоиронии. Известно, что реклама пока не пользуется популярностью среди значительной части российского общества. Создатели рекламной концепции " Русского радио" решили использовать иронический прием " от обратного"». Каждый рекламный блок начинается с текста «Долгожданная реклама на " Русском радио"». Этот способ демонстрирует их стремление упаковать потребительский мотив в ироническую обертку. С А ТИРА - это разящее осмеяние. Этот принцип комического был заложен еще в основу " Похвального слова Глупости" Эразма Роттердамского. А.Пушкин в своем " Полководце" восклицает: " О люди, жалкий род, достойный слез и смеха! ". Ему вторил Н.Гоголь в своей сатирической поэме " Мертвые души": " Сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы ". КОМЕДИЯ-по-гречески несет в себе два значения: " веселая толпа" и " песня". Это один из основных видов драмы как рода литературы, разделяемых по пафосу на сатирическую, лирическую, романтическую, трагикомическую, эксцентрическую, фарсовую. Юмор, сатира, комедия - это еще и процесс. Недаром Оноре де Бальзак именовал свои романы " Человеческой комедией". Писатель Фазиль Искандер как-то заметил: " Чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в эту мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором ". , У польского сатирика Ст.Е.Леца есть похожий афоризм: " Мы дошли до дна. Снизу постучали". Итак, смех зависит от множества факторов природных и искусственных. Все дело в контексте, ракурсе-исследовательском или событийном. Ученый Чарлз Дарвин не только подробно разбирал анатомию лицевых мускулов, но и анализировал смех как звук. Ведь существует ряд градаций смеха. Все это прекрасно знали и использовали мастера искусств. Понятие " джокондовская улыбка" возникло под кистью Леонардо да Винчи. Поэт Н.Заболоцкий о портрете Струйской кисти Н.Рокотова писал: Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач. А существует выражение " гомерический хохот", возникшее из описания смеха богов в поэмах Гомера " Илиада" и " Одиссея". Так же как и выражение " сардонический смех" в значении: злобный, желчный, язвительный, тоже описанный у Гомера в " Одиссее". Его связывали с островом Сардиния, где растет ядовитое растение Sardonia hebra. Смех -это врожденная реакция, свойственная не только человеку. Недаром писатель Ф. Рабле определял человека как животное, которое смеется.
|