Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 11 Приглашение драл
В третьей главе я говорил о дралах как о существующих в мире совокупностях живой энергии и мудрости, с которыми можно установить связь, если открыть им ум и сердце. Почувствовав безграничность и глубину собственных переживаний, понимаешь, что энергия и мудрость мира изначально неотделимы от нашей собственной энергии и мудрости. В этой главе мы рассмотрим, как можно на практике установить связь с энергиями драл, присутствующими в нашей жизни и вокруг нас. Чтобы связаться с живой энергией своего мира, нужно освободиться и совершить прыжок из мертвого мира кокона. Нужно захотеть преодолеть любые эгоистические заботы о собственном благополучии или выживании. Поэтому основой связи с дралами являются практики внимательности и осознанности, а также пробуждение коня-ветра. Благодаря этим практикам вы постепенно все более полно освобождаетесь от кокона и развиваете чувство «бессамости» — свободы от индивидуального «я». Дордже Драдул пишет: Осваивать искусство воина — значит учиться пребывать в изначальном добре, пребывать в состоянии совершенной простоты. В буддийской традиции такое состояние бытия называют бессамостью. В учениях Шамбалы бессамость — тоже очень важный принцип. Без него ум будет переполнен вашим «я», вашими личными планами и замыслами. Вместо того, чтобы заботиться о других, вы полны самоупоения. Когда говорят, что человек упивается собой, имеют в виду именно такое самолюбование и ложную гордость. Переживание бессамости не означает, что вы достигли какого-то устойчивого состояния, в котором у вас нет «я», даже если бы такое состояние было возможным или желательным. Скорее это значит, что вы понимаете невечную, непостоянную природу своего «я». Когда вы живете с ощущением бессамости, жизнь в мире из борьбы превращается в танец. Вы способны открыться первой мысли, внезапному проблеску пробужденности, сиюминутности. Дралы могут войти только в промежуток сиюминутности, в разрыв между мыслями, между вещами, между событиями. Такое ощущение промежутка передает японское слово ма. Ма — это «естественное расстояние между двумя или более предметами, существующими в последовательности, — пишет Арата Исодзаки, — а также естественная пауза или интервал между двумя или более явлениями, которые происходят последовательно», «место, где проживает жизнь» и «способ ощутить движение движения». Джина Стик, художник-график и архитектор-дизайнер, работала в тесном контакте с Дордже Драдулом, в частности, над разработкой подхода к изобразительным искусствам на основе учений Шамбалы. В своей диссертации «Жилище в архитектуре Востока» она пишет о ма так: Этот промежуток не пуст — под промежутком имеется в виду миг между рассудочными мыслями или событиями, без которого у них [драл] не было бы места, чтобы войти... Божество — это нечто по сути своей реальное: вызвать его — значит стать свидетелем истины данного мгновения, пережить которую можно только сейчас. Промежуток как ма есть миг сиюминутности, то единственное время, в котором божество существует и может восприниматься. Ками [дралы традиции Синто] всегда обитают в сиюминутности и никогда — в прошлом или будущем. Чтобы увидеть их, человек должен синхронизировать свое время с временем божества и вызвать миг сиюминутности. Ма как временной принцип рассматривает реальность в виде нескончаемой последовательности событий. Событие — это разрыв в непрерывности времени, так же как священное пространство — разрыв в непрерывности пространства. Для контакта с ками необходимо и то, и другое. Дралы нисходят в свободные места пространства или времени. Именно в ма — в промежуток между двумя предметами, которые как-то взаимосвязаны в пространстве, или в промежуток между двумя взаимосвязанными событиями во времени — проникают дралы. Маленькое отверстие в камне может таить в себе большую жизненную силу; миг молчания часто называют многозначительным, и не случайно. Если понимать это, становится ясно, как пригласить драл в свою жизнь: все, что вызывает промежуток в наших мыслях, святое место, предмет силы, миг внезапного узнавания или единства, благоприятное стечение обстоятельств — вот те места и мгновения, где, проявив присутствие, можно встретить драл. В очерке, озаглавленном «Красноречивые звуки тишины», писатель Пико Айер говорит: «Поэтому тишину можно назвать высшей областью доверия — мы верим, что это место, где мы пребываем наедине с собой, место, где другие понимают невысказанное нами, место, где царит высшая гармония... Когда мы любим, мы безмолвны, когда мы полны благоговения, то говорим, что у нас нет слов».
|