Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические советы. Выйдите в сад, в парк или в поле






1. Доверять небу и земле

Выйдите в сад, в парк или в поле. Лягте на спину на землю, ноги слегка разведены, руки в стороны прямо от плеч, ладонями вверх. Постепенно расслабьте тело, начиная с макушки и кончая ступнями. Почувствуйте, что вы растворяетесь в земле, что земля поддерживает и питает вас. Теперь встаньте. Твердо стойте на открытом месте — ноги разведите примерно на ширину плеч, руки расслабленно свисают по бокам, будто вы могучий дуб. Представьте, что вы пускаете корни глубоко в землю. Пусть тело совершенно расслабится. Почувствуйте твердость и надежность земли. Позвольте ей выдерживать свою тяжесть и нести себя. Теперь почувствуйте небо над головой. Почувствуйте открытость и простор неба. Почувствуйте живое, энергетическое качество пространства над собой и вокруг себя. Стоя так, ощутите силу в голове и плечах — будто вы, опираясь на землю, касаетесь неба. Почувствуйте, что ваше тело, как могучий дуб, соединяет небо и землю.

 

2. Обнаружить впечатления и их толкования

Сидя в общественном месте, например в кафе или в зале ожидания, вспомните о практике внимательности и осознанности, позвольте себе замедлить темп и оглядитесь, раскрыв глаза и уши. Обратите внимание на подробности того, что вас окружает — на цвета, формы, предметы, людей. Какая первая деталь приковывает ваш взгляд в каждом из людей, на которых вы смотрите? Потрепанная красная куртка с орлом на плече на том парне? Странное выражение глаз пожилой дамы, пьющей кофе? Заметьте, как быстро вы определяете первую деталь: «Куртка старая и страшная». «Что это у нее с глазами?» Отметьте яркие детали и то, как вы их истолковываете, но не оценивайте ни то, ни другое.

Затем отметьте в окружении, все что имеет определенный цвет — синий, красный или любой другой по вашему выбору. Видите ли вы цвет просто как таковой или сразу же отмечаете его второй мыслью: синий — это шляпа, синева неба, синица. Постарайтесь видеть только цвет, не называя предмета.

Теперь пройдитесь по улице, разглядывая все как можно пристальнее. Посмотрите, сможете ли вы делать это, не называя каждый увиденный предмет. Отметьте, как ваши мысли отклоняются от чистого наблюдения, сразу начиная толковать и создавать сюжеты. Замечаете ли вы мгновенную паузу между тем, что видите и что думаете — между чистым впечатлением и его истолкованием?

 

3. Играть с «первой мыслью»

Положите перед собой на стол чистый белый лист бумаги. Чтобы успокоить ум, выполняйте некоторое время практику внимательности. Держите маркер сантиметрах в тридцати над листом бумаги. Расслабьте ум, глядя на чистый лист и сохраняя покой мыслей. Вы собираетесь поставить маркером на листе одну точку, но не знаете, когда именно это случится, и не пытаетесь контролировать. Сидите, держа руку на весу и направив маркер вертикально вниз, наготове. Ждите. Вдруг ваша рука опускается — и точка поставлена. Отметьте миг, когда она появилась: «первая мысль, лучшая мысль».

 

4. Практика освобождения

Расслабьте обе руки и держите их перед собой, согнув в локтях, ладонями вверх. Крепко сожмите кулаки. Мягко распрямите пальцы, чтобы ладони снова были полностью открыты, — будто подносите кому-то маленький подарок или выпускаете на свободу бабочку.

Теперь снова сожмите кулаки, на этот раз — изо всех сил. Почувствуйте, как напряглись мышцы рук и плеч. Быстро ослабьте хватку и полностью раскройте ладони.

Повторите снова, сжав пальцы еще крепче, В течение тридцати секунд думайте: «крепче, крепче, крепче». Теперь резко раскройте ладони и подумайте: «Отпустить». Отпуская, можно легко выдохнуть или тихо произнести «ах».

Сделайте так еще раз. На этот раз отметьте состояние ума, когда вы сначала сжимаете ладони крепче, а потом отпускаете.

Если возникнет какая-то идущая от кокона эмоция, например, возмущение или ревность, представьте себе, что вы держите эту эмоцию в сжатом кулаке. Подержите, сожмите крепче, отпустите.

В заключение вообразите, что держите в ладони что-то очень ценное, самое дорогое. Подержите, сожмите крепче, отпустите. Теперь ухватитесь за самое свое сокровенное убеждение — подержите, сожмите крепче, отпустите.

 

5. Освободиться от неприятных чувств

Припомните какую-нибудь из пережитых недавно ситуаций, когда вам пришлось почувствовать страх, напряженность или клаустрофобию — словом, неприятные чувства. Представьте себе эту ситуацию так, будто она развертывается перед вами на киноэкране или в шаре света. (Можно вообразить, что шар — это мыльный пузырь и что сцена, которую вы наблюдаете, проецируется на него, как голограмма, если, конечно, это поможет.) Отчетливо рассмотрите всю картину в цвете. Увидьте всех людей, которые в ней участвуют, услышьте, что они говорят, почувствуйте то, что вы чувствовали в этой ситуации. Позвольте себе расслабиться, ощущая нежность к ситуации.

Воспроизведя сцену и ясно вспомнив свои чувства, представьте, что световой пузырь лопается, превращаясь в разноцветные пятна света. Вы не наносите вреда никому из людей, принимавших участие в той ситуации — просто делаете так, чтобы ситуация лопнула сама. Пусть все обрывки картины освободятся вместе с тяжелыми, неприятными чувствами, которые вы к ней испытывали. Наслаждайтесь танцем энергии и цвета, которые при этом возникают. Отметьте контраст между тяжелым, неприятным впечатлением от первоначальной сцены и радостью от пляшущих вспышек цвета. Возможно, это вас даже рассмешит.

 

6. Посылать и принимать

Это упражнение— дальнейшее развитие излучения майтри, которое мы рассматривали в главе восьмой. Оно основано на буддийской практике, которая называется «посылать и принимать». В ней, используя в качестве средства дыхание, мы посылаем другим благополучие и принимаем, вбираем в себя их страдание. Возможно, выполняя упражнение майтри, вы обнаружили, что, излучая добро и направляя его другим, вы начинаете думать обо всех страданиях в мире— о страданиях тех, кто живет в менее благополучных странах, о страданиях больного друга. Это упражнение поможет вам работать с печалью, возникающей от понимания чужих страданий. Обычно мы стараемся не допускать к себе боль, чтобы оставаться счастливыми. Эта практика основана на непреложном факте: все мы взаимосвязаны друг с другом и не можем обособиться от боли, бед и невзгод, которые терзают других.

Это очень простое упражнение: уделив некоторое время практике майтри можно затем на выдохе излучать майтри наружу.

С вдохом откройтесь, чтобы впустить боль и страдания мира. Пусть в вас проникнут страдания, тревоги, напряженность и тоска всех тех, кто остается пленниками мира закатного солнца. Позвольте себе почувствовать всю эту печаль. После вдоха просто освободитесь от этого страдания. Переключите внимание на свое чувство благополучия. На выдохе выдыхайте изначальное добро, благополучие, здоровье доброжелательность, посылая их из своего сердца другим и окружающему миру.

Выполняя эту практику, вы осознаете, что в действительности нераздельно связаны с другими, что чужая боль — это и ваша боль, что невозможно достичь собственного благополучия, пока у вас нет желания работать с болью других. Нельзя совершенно обособиться и притворяться, что скорби мира вас не касаются. Так позвольте чужим печалям проникнуть в вас, не воздвигая для них преград, — пусть они входят так же естественно, как входит ваше дыхание, когда вы не пытаетесь его остановить. Взамен вы отдаете свое благополучие.

Эта практика может оказаться трудной — возможно, вы испытаете большое сопротивление, которое помешает вам впустить чужую боль. Из-за этого вы можете ощутить острую клаустрофобию. Однако вы не утонете в этой печали, потому что она длится только один вдох. Затем, на выдохе, вы расслабляетесь и снова выдыхаете добро. И в радости вы тоже не сможете утонуть, потому что на вдохе снова впустите в сердце печаль. Это хорошая практика для того, чтобы помочь вам осознать нераздельность радости и печали, потому что вдох и выдох — составные части дыхания, которое, в свою очередь, является частью атмосферы, общей для всех нас. Поэтому лучше не приступать к этой практике, пока вы не научитесь расслабляться и не освоите начала практики внимательности и практики излучения майтри.

Эта практика очень действенна и является поистине волшебным средством, помогающим освободиться от эгоизма, — открыть сердце радости и печали и начать по-настоящему заботься о других. Она коренным образом отличается от того упражнения, которое часто рекомендуют руководства по самоусовершенствованию — вбирать добро из окружающего пространства и отдавать ему свою боль и дурные чувства. Как сказал Дордже Драдул в беседе с группой учеников Шамбалы, «отдайте миру свой здравый ум, а все заморочки оставьте себе».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал