Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Освобождение Доверие
Почувствовать и раскрыть свое искреннее сердце, полное печали — вот ключ к тому, чтобы освободиться от предрассудков и представлений о мире. Освобождаясь от всего этого, вы хотя бы на миг избавляетесь от своего привычного, уютного мирка и обретаете покой в священном и неведомом месте — в истинном мире. Для этого необходимо обладать изначальным доверием. Изначальное доверие — это не вера во что-то, а просто вера. Она очень похожа на дыхание. Вы не выполняете дыхание сознательно, не верите в свое дыхание сознательно, и все же дыхание — ваша неотъемлемая способность. Выдыхая, вы верите, что за выдохом последует вдох — вы не задумываетесь об этом, не сомневаетесь в этом, а верите. Делая шаг, вы верите, что земля вас выдержит. Съедая пищу, вы верите, что ваш желудок ее переварит. Это и есть изначальное доверие. Доверять — значит проявлять изначальное добро, это доверие распространяется не только на основные функции организма — дыхание, ходьбу, еду, но и на святость всего вашего мира. Это доверие растет по мере того, как вы снова и снова переступаете порог страха и обнаруживаете, что мир, лежащий за пределами страха, вас не предаст. Изначальное доверие позволяет вам расслабиться и просто жить. Это простое, ничем не примечательное, обыденное ощущение и в то же время очень сильное: оно обладает качеством завершенности. Как безбрежное и бездонное синее небо, безоблачное и в то же время способное вместить все — от кудрявых белых летних облачков до фиолетовых грозовых скоплений — вы позволяете себе оставаться с любым чувством, которое переживаете. Но доверие может быть еще более изначальным. Даже если ваше тело не соответствует имеющемуся у вас представлению о «здоровье», вы тем не менее можете доверять своему общему благополучию. Обычно мы не испытываем такого доверия — разве что в ситуациях, в которых нашей жизни угрожает опасность, и все же это изначальное состояние ума, которое нам всегда доступно. Иллюстрацией такого уровня изначального доверия может послужить история из жизни ученого Ивана Павлова. В начале века, еще до того, как были открыты антибиотики, Павлов умирал от общего заражения организма. Он лежал в больнице на грани смерти, и врачи ничем не могли ему помочь. Тогда Павлов тайком попросил своего ассистента сходить на берег реки, где он, бывало, играл в детстве, наполнить ведро теплой грязью и принести ему. Ассистент незаметно принес ведро, и Павлов долго месил грязь, как он это делал мальчишкой. Жар спал, и ученый выздоровел. Павлов доверился своей интуиции, поверил, что ему необходимо повозиться с грязью, доверился воспоминаниям о том, как хорошо ему бывало в детстве на речном берегу. Он доверился своему телу, когда, лежа в постели, месил грязь, был с этой грязью. Если выразиться еще проще, Павлов доверял своему миру. Врач и писатель Ларри Доси рассказывает еще об одном случае изначального доверия. В июле 1989 года шесть человек совершали переход через Антарктиду. В непроглядном буране один из них, Кейдзо Фунацу, отбился от остальных. Он знал, что единственный шанс выжить — это зарыться в снег и ждать, когда его найдут. Он выкопал яму и устроился в ней. «Очень немногие пережили такое — заблудиться в снежной пурге, — вспоминал он впоследствии. — Я сказал себе: " Ложись, испытай это и будь доволен". В своей снежной берлоге я по-настоящему почувствовал Антарктику. Под покровом снега и тишины я ощущал себя, будто в материнской утробе. Я слышал, как бьется мое сердце — бум, бум, бум — как у младенца. По сравнению с природой, с Антарктикой, моя жизнь казалась совсем крошечной». На следующее утро Кейдзо услышал, как товарищи зовут его по имени. Он встал, целый и невредимый, и радостно крикнул: " Я живой! "» Доси пишет: «Совершенно отрезанный снегом, Кейдзо Фунацу понял: что-то делать почти наверняка значило бы погибнуть. Оставалось одно: ничего не делать, а попросту быть... Есть в этом опыте нечто идущее вразрез с современным убеждением, что для настоящей перемены якобы необходимо недюжинное усилие... Здесь же была позиция наблюдения, выжидания, тишины и пустоты — образов бытия, а не действия». «Многие люди, испытавшие внезапные осложнения со здоровьем, — продолжает Доси, — часто говорят, что несмотря на ужасное состояние, в котором они находились, у них возникала внутренняя позиция принятия вселенной на ее условиях, без стремления диктовать ей, что должно или могло бы произойти... И это не самоуничижительная, пассивная, капитулянтская позиция — это гармония и согласие с тем, что они воспринимают как неотъемлемую справедливость всего сущего». Доверия заслуживают все ваши настроения — веселье, тоска, скука, все, что угодно. Не нужно думать, что одни из них — здоровые и хорошие, а другие — недостойные и плохие. Тоска или тупое оцепенение ума заслуживает такого же доверия, как и веселье. Настроениям трудно доверять, потому что мы так редко позволяем себе ощущать да во всей полноте. Обычно, когда мы счастливы, нам хочется, чтобы Это никогда не кончалось и одновременно нам бывает страшно потерять свое счастье. Мы пытаемся уцепиться за него, и это мешает нам ощутить его во всей полноте. Когда нам скучно, мы обычно стараемся развлечься, потому что в скуке таится пустота и угроза. Пребывая в тоске, мы не признаем, что, возможно, это разумный отклик на сложившуюся ситуацию, а считаем ее неприятностью, чем-то таким, от чего необходимо избавиться. Подобные настроения могут стать угрозой только потому, что мы воспринимаем их такими. Если мы попытаемся отрицать свое настроение или избавиться от него, оно только усилится. Если же мы позволим ему быть, поняв, что это настроение заслуживает доверия, то по-настоящему подружимся с ним. Мы действительно можем себе позволить чувствовать сполна. Нет никакой нужды постоянно проверять, правильно мы чувствуем или нет. Постоянная самопроверка предполагает, что у вас отсутствует доверие к тому, кто вы есть на самом деле. Это отрезает вас от мира. Чтобы развить изначальное доверие, нужно перестать спрашивать себя, как далеко вы зашли и как далеко можете зайти. Это означает перестать мерить себя мерками собственных ожиданий или чьих-то чужих достижений. Это означает вообще перестать оценивать себя по любым стандартам, даже по своим собственным. Доверять — значит освободиться от сомнений, от одновременного пребывания «в двух умах». Вы изначально обладаете только одним умом и поэтому можете изначально быть свободны от сомнений. Изначальное доверие ничем не обусловлено — в нем нет недоверия, которое во всем видит противоречия. Доверяя, вы отбрасывайте враждующие пары добро-зло, совершенство-несовершенство, которые обуславливают ваш взгляд на себя и на мир. Вы не ищите систему убеждений, которая позволит вам что-то утверждать или отрицать. Вы доверяете тому, что происходит в любой миг, потому что обнаружили: вы сами заслуживаете глубокого доверия. Очень известный и многими любимый дзен-буддийский текст, который называется «О доверии к сердцу», начинается так: Совершенный путь труден только для тех, кто ищет и выбирает. Не испытывай ни любви, ни нелюбви — тогда все будет ясно. Сделай различие толщиной с волос — Небо и Земля разделятся. Если хочешь, чтобы перед тобой ясно предстала истина, никогда не будь ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» — худшая из болезней ума. Если у нас есть глубокое доверие, мы ослабляем железную хватку, которой цепляемся за себя и свою точку зрения. Мы видим, что у каждой проблемы есть и другая сторона. Мы видим противоречия и успехи не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей. Мы видим собственную жизнь как часть жизни общества, общество же видим как часть всего народонаселения, а место человека на земле воспринимаем как часть всего живого и жизни самой земли. Такое изменение точки зрения очень похоже на ощущение, о котором рассказывают многие космонавты. Паря в пространстве, они видят всю планету Земля, такую одинокую и хрупкую. Они видят материки, главные горные хребты, океаны и режимы погоды. Однако они не видят ни разноцветных участков, обозначающих разные народы, ни границ между ними в том виде, как их изображают на картах и глобусах. Напротив, они рассказывают о глубоком ощущении единства жизни на земле и своей взаимосвязанности со всем живым на планете. Такое новое видение изменило жизнь многих космонавтов.
|