Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Необходимость государственного регулирования экономики в условиях рынка.
Во всех странах с рыночной экономикой государство регулирует рынок. Это следует из того, что далеко не все экономические проблемы могут быть решены по принципу невидимой руки А.Смита. Существует немало социально-экономических проблем, решение которых просто неподвластно рынку. Например, рынок не способен сохранять невоспроизводимые ресурсы, не создает стимулы для производства общественных товаров и услуг, не обеспечивает фундаментальных научных исследований и т.д. Необходимость государственного регулирования фактически признается во всех современных экономических школах, и очень важно определить границы эффективного вмешательства государства в экономику, рассмотреть основные объекты и субъекты государственного регулирования экономики. Рыночный механизм управления является потенциально эффективным методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п. Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики. Именно в силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более необходимо государственное экономическое регулирование. В XX в. главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др. 22.2. Понятие государственного регулирования экономики. Теоретические подходы к государственному регулированию экономики. Государственное регулирование экономики представляет собой систему правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия государственных органов на хозяйственные процессы в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, защиты прав и интересов населения и предпринимателей. В экономической теории существуют следующие теоретические подходы к государственному регулированию в условиях рынка: 1) модель, отрицающая необходимость государственного регулирования, опирающаяся на принципы рыночной экономики (модель А.Смита); 2) кейнсианская модель, в которой ставка делается на активное вовлечение государства в экономику путем расширения государственных расходов и инвестиций, стимулирование эффективного спроса; 3) неоконсервативная модель «экономика предложения», которая ориентирует государство на минимизацию прямого участия в экономической деятельности и расширение использования косвенных методов регулирования (денежная, кредитная и фискальная политика государства); 4) монетаристская модель, которая основывает регулирование экономики со стороны государства путем изменения количества находящихся в обращении денег. В практике государственного регулирования экономики в последние годы находят применение как идеи монетаристов (обеспечения устойчивого денежного обращения), так и кейнсианские концепции конъюнктурного регулирования экономики, стабильной занятости, перераспределения национального дохода в целях обеспечения социальной стабильности. Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность. Эффективность. Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма. Справедливость. Для рынка справедливым считается получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату. Стабильность. Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику. Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. В различных странах выбраны проверенные опытом разнообразные методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания. Государственное регулирование экономики возникло еще на домонополистической стадии, когда стало очевидным, что многие экономические проблемы не могут быть решены автоматически на базе частной собственности. В период возникновения монополий регулирование экономики нацеливалось на ускорение и усиление господства финансового капитала ведущих монополистических групп. Усиление экономических функций государства в этот период явилось одним из важнейших факторов, способствовавших в послевоенный период увеличению нормы накопления капитала и ускорению темпов роста производства. В 80-е годы большинство развитых стран, опираясь на консервативные идеи развития экономики, несколько сокращают масштабы прямого вмешательства государства в экономику, одновременно усиливая использование таких частнокапиталистических инструментов воздействия на экономику, как рынок, биржа, конкуренция. В этот период основными принципами государственного регулирования экономики становятся: 1) государство берет на себя лишь то, что не способен осуществлять частный бизнес; 2) государство не конкурирует с бизнесом, а только помогает ему; 3) государство берет на себя убытки, чтобы обеспечить прибыль монополиям. Как показывает опыт государственного регулирования в развитых странах, наиболее глубокое вмешательство государства в экономические процессы осуществляется в странах Западной Европы (Франции, Германии, скандинавских странах), Японии, ряде стран Азии и Латинской Америки. Несколько слабее государственное регулирование экономики развито в США, Канаде и Австралии. Это объясняется тем, что здесь несколько иная социально-экономическая ситуация. Например, в отличие от Европы, здесь не было таких потрясений в социальной и экономической сферах, которые были вызваны последствиями второй мировой войны. Одновременно в этих странах частный капитал имел большие традиции, что также предопределило его ведущую роль в экономике.
22.3. Объекты и субъекты государственного регулирования. Основными объектами государственного регулирования выступают: воспроизводственный цикл, отраслевая и территориальная структура хозяйства, научно-технический прогресс, занятость, денежное обращение, цены, условия конкуренции, внешнеэкономические связи, социальные отношения. Объекты государственного регулирования принято различать в зависимости от уровня решаемых ими задач: 1) фирма, регион, отрасль, сектор экономики; 2) хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены); 3) глобальный уровень (социальные отношения, экология); 4) национальный уровень (политико-экономические отношения с зарубежными странами и участие в мировых интеграционных процессах). Субъектами государственного регулирования экономики выступают прежде всего носители хозяйственных интересов: различные социальные группы, наемные рабочие, хозяева предприятий, предприниматели, фермеры и земельные собственники, государственные служащие и т.д. У некоторых из названной категории имеется свой интерес, обусловленный различными факторами (социально-экономическое положение, вид деятельности, проживание в том или ином регионе и т.д.). При этом экономические интересы субъектов рынка могут быть достаточно противоречивыми, и государство в своем регулировании стремится к достижению консенсуса.
|