Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Генезис и динамика развития ОД.
(Парадигма коллективного действия - мобилизации ресурсов.) Дж. Мак - Карти и М. Залд. С начала 1970-х годов. Основа - раб. Ленина “Что делать? ” как стратегия подхода к общественным движениям. 1. ОД не форма коллективного поведения, а тип коллективного действия. Поведение стихийно, действие - планируется. Рациональный характер действий. Организация и личности действуют на основе оценки сложившейся ситуации. ОД - совокупность целей и представлений людей, в которых выражено стремление к изменению социальных институтов или социальной структуры общества. Ресурсы. Подсчет реальных выгод и затрат в результате акций. Ресурсосберегающая тактика. 2. Нет различия между институциональными и не институциональными действиями. Митинги, демонстрации, погромы - продолжение политики не институциональными способами. Официальные политические каналы - неэффективны. Но насильственные действия иногда инициируются властями. 3. ОД - конфликтный тип коллективных действий (группы давления, общественные организации). 4. Структурная напряженность, депривация, идеология - не причины возникновения движений. Недовольство существует всегда. Протест возникает, когда формируются экономические, политические и организационные возможности, способ мобилизации социального недовольства. Эти возможности превращаются в ресурсы движения, но могут быть использованы лишь рационально - действующим субъектом. Это организация ОД. 5. Организация ОД. Организация - один из главных ресурсов ОД. (Теории мобилизации ресурсов Дж. Мак-Карти, М. Залд, Э. Обершалл, теория политического процесса (Ч. Тилли, У. Гэмсон, Д. Мак-Адам - совместная деятельность объединенных общим недовольством, надеждами, интересами; Антерпренерская модель - создание ОД на основе технологий социального маркетинга лидерами; Организационно - экономическое направление - М. Олсон. Од действуют по законам организованного общества и рыночной экономики - США.). Организация движения. Часто организация возникает вслед за движением. * Формализованная структура. Ее цель - мобилизация ресурсов. * Ресурсы - возможности, которые предоставляет движению общество и которые организация может сознательно использовать. Включают: Структуры гражданского общества; Коммуникативную сеть, из которой рекрутируются участники протеста; Время; Земля; Капитал. Приобретение и использование ресурсов - мобилизация. Понятия - ресурсы, затраты, цена коллективных действий, репертуар коллективных действий а также отрасль ОД. Мобилизация ресурсов. (с. 82 - 85). Внешние и внутренние. Вещественные и невещественные. Внешние - организационные условия, коммуникативная сеть, репертуар коллективных действий. Инициируют - средства массовой информации; Фонды; Антрепренеры (Фермерские движения, экологические движ.). Социологическая интервенция в ОД.(с.116 - 120). Финансирование. Ленин. Роль интеллигенции в формировании ОД. Конфликт ценностей или движения освобождения. Индивидуальное и групповое рекрутирование для участия в ОД. Рациональный индивид не будет принимать участия в коллективных действиях, если его не стимулировать на это. (Власть в форме принуждения или деньги). Теории: Рационального выбора - выгода. Что дешевле? Воздержаться или участвовать? Free - rider (англ.) - буквально - безбилетный пассажир, заяц, русск. - халявщик. (М. Олсон). Но пользуются благами коллективного действия. Здесь недооценивается специфика движения. Общее благо таким образом недостижимо. Нравственные и идеологические стимулы участия: * совпадение интересов личности и целей движения, корпоративное чувство долга; * нравственная приверженность цели и нормы солидарности (Б. Файерма, У. Гэмсон). Стратегия дифференцированного рекрутирование. Противники, равнодушные, симпатизирующие, участники. Население распадается на две категории - заинтересованные в успехе движения и незаинтересованные. * Степень вовлеченности. * Восприимчивость к стимулам. Факторы: Д. Мак-Адам, Дж. Мак-Карти, М. Залд. Предшествующие контакты и связи. Членство в организациях. Опыт участия в ОД. Навыки. Психологическая цена активизма. Большие затраты. Особенности биографии. Семейное положение. Групповое рекрутирование. Социальные группы. Осознание коллективной идентичности. Охватывают и социальные институты. Группы - стабильные общности с выраженными интересами - мобилизуются как целостное образование - блочное рекрутирование.
|