Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие творчества.
Школа и Вуз готовят человека знающего, упор на рацио, на логику. Развитие фантазии, интуиции - за бортом. Поэтому мы получаем “человека знающего”, иногда “умеющего”, но далеко не всегда творческого. Творчество необходимо развивать и беречь.
Признаки творчества. (Новизна и общественная значимость). Новизна. Оригинальность способа деятельности или ее результата, продукта. Новизна имеет объективный и субъективный характер (новизна для всех или для себя - радость узнавания). В научной деятельности новизна проявляется в открытии новых, ранее неизвестных закономерностей в мире природы, общества, сознания, в разработке новых методов (методик, способов, приемов) познания, исследования окружающего мира. В области техники новизна творчества - это новая технология получения уже известных продуктов, моделирования (конструирование) качественно новых предметов, изделий, образцов. В художественной сфере создание новых произведений искусства и оригинальная интерпретация уже известного репертуара. Творчество в искусстве - это свободная самодеятельность человека, которая возникает как прямое соединение индивидуального “Я” и окружающих явлений, на основе доверия к себе и миру. Но это есть одновременно предельное недоверие к существующему, к себе каков Я есть (Гачев. Творчество, жизнь, искусство, 1980). Искусство - особая сфера деятельности, средоточие творческих способностей и свободной самодеятельности человека. Именно поэтому слово самодеятельность незаметно сузилось в значении и применилось к художественной сфере (Гачев). Искусство - как самодеятельность в узком смысле слова - есть та сфера, в которой зреет способность творческого отношения ко всему, т.е. самодеятельность в широком смысле слова. Назначение искусства - развивать в человеке свободную творческую индивидуальность, которая после художественного акта сможет проявить себя в создании реальных жизненных ценностей. Цель искусства: в художественном акте осуществить идеализированное, вымышленное творческое действие. Общество созерцает свою творческую способность как бы в чистом виде (Гегель). Таким образом искусство можно рассматривать как: * компенсацию за недостаток творчества и свободы в реальной жизни; * как стимул развития в человеке творческих сил и способностей. Социальная значимость результата. (прогрессивный характер деятельности, обогащение опыта предшественников). Социальный (общественный) характер следует понимать широко: не только предметный результат, но и новые качества личности. Это особенно важно для самодеятельности. “Не каждому дано проявить себя на поприще искусства. Но каждый может стать автором по крайней мере одного “художественного произведения” - создать себя как личность, уникальность которой будет иметь всеобщее, общечеловеческое значение и ценность” (С чего начинается личность М.: Политиздат, 1983). Чтобы продукт представлял общественное значение, необходимо ощущать “социальный заказ”, общественное требование “как личностную потребность”, быть поэтом своей эпохи. Это относится ко всем видам творчества: художественному, социальному, научно - техническому. Если социальный заказ воспринимается как нечто чуждое собственной индивидуальности, тогда он превращается в оковы таланта, т.е. проблема творчества есть и проблема органического совмещения в единое целое объективных (общественных) и субъективных (индивидуальных) факторов деятельности. Их гармония служит могучим импульсом к свободному развитию духовной культуры. (Эта проблема важна для самодеятельного творчества, где преобладает индивидуальное начало).
|