Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие творчества.






Школа и Вуз готовят человека знающего, упор на рацио, на логику. Развитие фантазии, интуиции - за бортом. Поэтому мы получаем “человека знающего”, иногда “умеющего”, но далеко не всегда творческого. Творчество необходимо развивать и беречь.

 

1. Индивидуальное      
2. Групповое Х Х Х
3. Массовое      
4. Общечеловеческое      
  Эта схема показывает, что простор для творчества открыт перед каждым человеком. Вовлеченность в творчество зависит от нас самих.     Биленкин Д. Лабиринты творчества // Знание - Сила, 1982.- № 11.   Х - сфера творческих объединений С о ц и а л ь н о е Х у д о ж е с т в е н н о е Н а у ч н о т е х н и ч е с к о е

Признаки творчества. (Новизна и общественная значимость).

Новизна. Оригинальность способа деятельности или ее результата, продукта. Новизна имеет объективный и субъективный характер (новизна для всех или для себя - радость узнавания).

В научной деятельности новизна проявляется в открытии новых, ранее неизвестных закономерностей в мире природы, общества, сознания, в разработке новых методов (методик, способов, приемов) познания, исследования окружающего мира.

В области техники новизна творчества - это новая технология получения уже известных продуктов, моделирования (конструирование) качественно новых предметов, изделий, образцов.

В художественной сфере создание новых произведений искусства и оригинальная интерпретация уже известного репертуара.

Творчество в искусстве - это свободная самодеятельность человека, которая возникает как прямое соединение индивидуального “Я” и окружающих явлений, на основе доверия к себе и миру. Но это есть одновременно предельное недоверие к существующему, к себе каков Я есть (Гачев. Творчество, жизнь, искусство, 1980).

Искусство - особая сфера деятельности, средоточие творческих способностей и свободной самодеятельности человека. Именно поэтому слово самодеятельность незаметно сузилось в значении и применилось к художественной сфере (Гачев). Искусство - как самодеятельность в узком смысле слова - есть та сфера, в которой зреет способность творческого отношения ко всему, т.е. самодеятельность в широком смысле слова. Назначение искусства - развивать в человеке свободную творческую индивидуальность, которая после художественного акта сможет проявить себя в создании реальных жизненных ценностей.

Цель искусства: в художественном акте осуществить идеализированное, вымышленное творческое действие. Общество созерцает свою творческую способность как бы в чистом виде (Гегель). Таким образом искусство можно рассматривать как:

* компенсацию за недостаток творчества и свободы в реальной жизни;

* как стимул развития в человеке творческих сил и способностей.

Социальная значимость результата. (прогрессивный характер деятельности, обогащение опыта предшественников).

Социальный (общественный) характер следует понимать широко: не только предметный результат, но и новые качества личности. Это особенно важно для самодеятельности. “Не каждому дано проявить себя на поприще искусства. Но каждый может стать автором по крайней мере одного “художественного произведения” - создать себя как личность, уникальность которой будет иметь всеобщее, общечеловеческое значение и ценность” (С чего начинается личность М.: Политиздат, 1983).

Чтобы продукт представлял общественное значение, необходимо ощущать “социальный заказ”, общественное требование “как личностную потребность”, быть поэтом своей эпохи. Это относится ко всем видам творчества: художественному, социальному, научно - техническому.

Если социальный заказ воспринимается как нечто чуждое собственной индивидуальности, тогда он превращается в оковы таланта, т.е. проблема творчества есть и проблема органического совмещения в единое целое объективных (общественных) и субъективных (индивидуальных) факторов деятельности. Их гармония служит могучим импульсом к свободному развитию духовной культуры. (Эта проблема важна для самодеятельного творчества, где преобладает индивидуальное начало).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал