Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жмудь (Битва под Медниками)






Жмудь или жамойты или жемайты – один из народов, который в итоге образовал то, что мы сегодня называем литовцами. Однако при этом интересно, что они всегда были довольно автономными от других народов, населявших именно балтийские земли ВКЛ. То есть такие отдельные литовцы внутри литовцев. Они и сегодня сохраняют определённые особенности по сравнению с остальными жителями Литвы. Например, у них своя отдельная народная культура и почти свой язык.

В средневековье же Жемайтия была постоянным камнем преткновения между тевтонскими рыцарями и ВКЛ, регулярно переходила во владение то одних, то других. Особенно интересно, что аж до 15 века (то есть до окончательного вхождения в состав Литвы) жмудь сохраняла язычество, пусть и не совсем массово.

А ещё " жмудь" – очень устрашающее слово.

В песне же рассказывается о битве под Медниками, произошедшей в 1320 г. В ней махались тевтонцы и, собственно, жамойты. Всё закончилось их разгромной победой, а командира крестоносцев сожгли, привязав его к лошади, тем самым принеся в жертву местным языческим богам. В общем, мрак.

 

Текст на русском:

 

В год от Рождества Христова 1320, в VI календы августа, то есть на третий день после праздника святого апостола Иакова, брат Генрих, маршал, с 40 братьями и всадниками из Самбии и Мемеля пришел в волость Меденикку,

И, когда идущие впереди по заведенному военному обычаю прошли через нее, опустошая огнем и мечом, язычники этой волости, уже во всеоружии, напали на тех, которые были собраны под стягом братьев,

И, нанося удары со всех сторон, многих убили, то убили наконец и брата Генриха, маршала, с 29 братьями и многих людей. Прочие, блуждая в пуще много дней и ночей, вернулись, ослабев от голода. А брата Герхарда по прозвищу Руде, фогта самбийского, облаченного в доспехи и верхом на коне, они сожгли, принеся в жертву своим богам.

 

Текст на литовском:

 

Apie marš alo, 29 brolių ir daugybė s sembų ž ū tį 1320 vieš paties metų liepos 27 dieną, tai yra treč ią dieną po š vento Jokū bo, apaš talo, dienos, brolis Henrikas, marš alas, atž ygiavo su 40 brolių bei Sembos ir Klaipė dos raiteliais į Medininkų valsč ių; kai priekiniai bū riai perė jo, kaip reikalauja karo paproč iai, per š ią ž emę ir ją nusiaubė, degindami ir pieš dami, š io valsč iaus stabmeldž iai, iš anksto pasirengę kovai, narsiai už puolė tuos, kurie buvo po vė liava; abiem š alims netekus daugybė s [karių ] už muš taisiais, galop jie nukovė brolį Henriką, marš alą, 29 brolius bei daugybę paprastų ž monių. Kiti, nemaž a dienų bei naktų klaidž ioję be duonos ką snio dykrose, sugrį ž o š iaip ne taip namo. Tuo tarpu lietuviai savo dievams kaip auką sudegino brolį Gerhardą, pravarde Rudė, Sembos fogtą, apvilktą š arvais ir už sodintą ant savo kovos ž irgo.

Источник текста – " Хроника земли Прусской", написанная в 1326 г. Петром из Дусбурга.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал